Файл: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Педагогика высшей школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет считать занятие деловой игрой, а требует отнести его к одному из других активных методов обучения.
Разыгрывание ролей
Разыгрывание ролей - более простой, чем деловая игра, метод активного обучения, который требует меньших затрат времени и средств на разработку и внедрение. Однако он чрезвычайно эффективен при решении определенных плановых, проектных и производственных задач.
Основные признаки метода разыгрывания ролей:
1. наличие сложной задачи или проблемы и распределение ролей может быть имитировано "производственное совещание".
2. отличие интересов участников, представляющих различные службы и подразделения. Так, производственный отдел на том же совещании стремится увеличить запасы, чтобы обеспечить бесперебойную работу конвейерных линий, а отдел снабжения возражает сверхнормативным запасам.
3. взаимодействие участников игрового занятия, в частности посредством проведения дискуссии.
4. введение преподавателем в процессе занятия корректирующих условий.
Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые следует учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.д.
5 Оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.
Указанные признаки метода разыгрывания ролей определяют область его применения. Этот метод наиболее эффективен при решении таких отдельных достаточно сложных управленческих и экономических задач, которые не могут быть ориентированы на какой-либо один критерий.
Анализ конкретных ситуаций
Основные признаки метода анализа конкретных ситуаций таковы:
1. наличие, как и в методе разыгрывания ролей, сложной задачи или проблемы, которая сообщается студентам или слушателям преподавателем.
2. формулирование преподавателем контрольных вопросов по рассматриваемой проблеме. Так, контрольные вопросы могут быть связаны с оценкой действующей системы стимулирования, методов планирования и учета работы бригады и т.п. и их влияния на производительность труда.
3.разработка между соревнующимися группами, решение проблемы.
4. обсуждение разработанных вариантов с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д..
5. подведение итогов и оценка результатов, как и в методе разыгрывания ролей, преподавателем, который ведет занятия.
Перечисленные признаки метода анализа конкретных ситуаций определяют область его эффективного применения. Очевидно, этот метод активного обучения наиболее целесообразен в тех случаях, когда рассматривается сложная организационная экономическая или управленческая задача, которая решается по одному из основных критериев (или возможно свести ряд критериев к единому критерию – систематическому).


39
Метод активного программированного обучения
Общие признаки рассматриваемого метода, одинаковы с теми, которые присущи методу анализа ситуаций.
В то же время специфически чертой метода активного программированного обучения является наличие известного преподавателю (но не слушателям или студентам) верного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. В этом случае метод активного программированного обучения оказывается более простым, чем метод анализа ситуаций, в определенном смысле запрограммированным.
Пример активного программированного обучения - своеобразный экзамен на знание тех или иных положений, правил, методов, инструкций.
Метод игрового проектирования
Важной стороной метода игрового проектирования, является, как и при анализе ситуаций, отсутствие заранее известного преподавателю правильного или оптимального варианта решения. Схожими с методом анализа ситуаций есть и ныне признаки метода игрового проектирования. Вместе с этим, в отличие от метода анализа ситуаций, здесь для проектно-конструкторской выработки вариантов решения, их защиты и обсуждения нужно немало времени, которое измеряется днями, а иногда и неделями; кроме этого, разработка носит ярко выраженный инженерный характер. Поэтому целесообразно совмещать применение метода игрового проектирования с разработкой курсовых проектов и другими задачами, которые выполняются не обязательно в стенах института. Примером могут служить занятия по поиску рационального варианта транспортной развязки конкретного городского перекрестка.
Метод игрового проектирования может активизировать изучение многих инженерных дисциплин, сделать такое изучение более результативным, приблизить его к будущей проектно-конструкторской деятельности выпускников ВУЗа. Этот метод очень целесообразен при поиске эффективных конструктивных и объемно планировочных решений, транспортных схем, определении средств автоматизации предприятия и т.д.
Стажировка
Стажировка может считаться одним из действенных методов активного обучения лишь в том случае, когда под ним понимается постоянное нахождение стажера в определенной руководящей или производственной должности.
Проблемная лекция
Лекция может быть отнесена к активному обучению, если выдвинутые в процессе ее чтения проблемы, противоречивые положения, варианты решения и т.п., приводят к обязательному привлечению всех присутствующих к активному обсуждению, к их достаточно длительной и активной познавательной деятельности. Разумеется, формы и методы проведения проблемной лекции, которая удовлетворяет характеризующие признаки, могут быть разными.
Игровое проектирование
(конструирование, разработка методических решений) характеризуется следующими признаками:


40 1. наличие сложной инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает слушателям преподаватель. Он же формулирует контрольные вопросы по проблеме.
2. разделение обучающихся на небольшие соревнующиеся группы
(группу может представлять один студент или слушатель), разрабатывающие варианты решения поставленной проблемы (задачи).
Как правило, для проектно-конструкторской выработки вариантов решения требуется немало времени, измеряемого днями, а иногда и неделями, кроме того, разработка носит ярко выраженный инженерный характер. Поэтому эту часть игрового проектирования целесообразно совмещать с разработкой курсовых проектов и других заданий, выполняемыми вне института. Примером могут служить занятия по отысканию рационального варианта транспортной развязки конкретного городского перекрестка. Даже эскизная подготовка вариантов такой развязки - достаточно серьезная длительная проектно- конструкторская работа, выполняемая в течение нескольких недель параллельно небольшими группами студентов (учащихся или слушателей).
Одна группа может предложить организовать движение транспорта в двух уровнях, другая - построить подземные переходы и т.д. Очевидно, такая работа с успехом заменит традиционное курсовое проектирование в соответствующей области. Другой пример - разработка различных методик преподавания, которые следует рассматривать как варианты решения выявленной проблемы.
3. Имитация заседания научно-технического совета (или другого подобного ему органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Метод игрового проектирования существенно активизирует изучение сложных инженерных (не управленческих, не экономических) и ряда других дисциплин, делает такое изучение более результативным, приближает его к реальной проектно-конструкторской деятельности выпускников ПТУ, ВУЗа или
ИПК или позволяет эффективно решить сложную методическую и другие проблемы.
Каждый из видов занятий, обеспечивающий активное обучение, отличается определенными признаками, имеет свое назначение и рациональную область применения. Только их сочетанием (без неоправданного уклона в какую-либо одну сторону) можно достичь активизации учебного процесса от начала до конца подготовки и переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.
Общие признаки активного обучения:
1. Вынужденная активность;
2. Сопоставимость времени активности обучающихся и преподавателя;
3. Самостоятельная выработка решений учениками;
4. Постоянное взаимодействие учащихся и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Признак имитационных методов:
1. Имитация профессиональной деятельности.


41
Признак имитационных игровых методов:
1. Взаимодействие учащихся;
2. Наличие и распределение ролей.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. В отдельных случаях на неимитационных видах занятий могут применяются и некоторые имитационные методы активного обучения, такие как анализ конкретных ситуаций и т.п.
2. Деловые игры могут проводиться как без использования технических средств
(вручную), так и с применением вычислительной техники, специально сконструированных тренажеров и др.
Мероприятия, которыми достигается активное обучение
Обеспечение активной творческой работы обучаемых контрольными вопросами, обсуждением и т.п.
Проблемная лекция
С
н еи м
ит ац ион ным и в ида м
и з на ни й
Акт ив не на вч ан ня
Регулярное предоставление преподавателю самостоятельно полученных результатов, доработка при обнаружении ошибок и упущений
Практическое занятие
Лабораторная работа
В качестве докладчиков и выступающих участвуют все обучающиеся
Семинар
Надежный контроль за самостоятельной работой обучающихся
(работа в институте и др. способы)
Дипломный или курсовой проект
Курсовая работа
На конкретном рабочем месте с занятием реальной должности
Производственная практика
Регулярный контроль выполнения обучающимся заданий и побуждение к этому
Использование обучающих программ и машин
Надежный контроль самостоятельности подготовки к олимпиаде или конференции
Олимпиада или научно- практическая конференция
Надежный контроль самостоятельности выполнения студентом НИР и побуждение его к этому
НИРС
Признаки отдельных игровых методов
1. Наличие сложной задачи (проблемы)
2. Контрольные вопросы по проблеме.
3. Разработка группами вариантов решений.
4. Обсуждение вариантов решений
5. Подведение итогов преподавателем.
Анализ конкретных ситуаций
Не игровы х
На и
м ит ац ион ных в ида х з ан ят ий
Применение специально сконструированных тренажеров или тренажер с помощью ЭВМ или соответствующих терминальных устройств
Индивидуальный тренинг
То же, что и в анализе конкретных ситуаций, но оптимальный или нормальный результат заранее известен преподавателю
Имитационные упражнения
1. Наличие проблемы управления и /или/ моделирования профессиональной деятельности работников и специалистов.
2. Наличие общих целей игровых коллективов
3. Наличие ролей и назначение на них участников.
4. Различие интересов участников и учет условий неопределенности.
Деловая игра
Игров ых


42 5. Принятие и реализация последовательности решения.
6. Наличие системы стимулирования.
7. Объективность оценки результатов.
1. Наличие сложной задачи (проблемы).
2. Распределение ролей.
3. Различие интересов участников.
4. Организация дискуссии.
5. Введение корректирующих условий.
6. Подведение итогов преподавателем.
Разыгрывание ролей
1. Проблемы (задачи)
2. Разработка группами вариантов решений
3. Распределение ролей к заседанию научно-технического или методического советов.
4. Имитация заседания советов с публикой.
Игровое проектирование
(разработка вариантов решений)
План занятия
1. Ознакомиться и законспектировать основные признаки проблемных, активных методов обучения.
2. Сформулировать задачу или проблему.
3. Обдумать возможность ее решения с использованием одного из активных методов обучения (на имитационных видах занятия).
4. Подготовить и провести фрагмент занятия с использованием одного из
АМН.
Содержание отчета
1. Тема.
2. Цель.
3. Краткие теоретические сведения про АМО.
4. Классификация АМО (схема).
5. Сформулированная проблема или задача для реализации одного из активных методов обучение: на неимитационных видах занятий или на имитационных видах занятий.
6. Краткое описание хода занятия с использованием АМО.
Контрольные вопросы
1) В чем сущность проблемного обучения?
2) Какая цель проблемного обучения?
3) Что такое проблемное обучение?
4) Какие Вы знаете виды задач?
5) Перечислите основные этапы проблемного обучения.
6) Назовите способы создания проблемного обучения.
7) Показать равные реализации проблемного обучения.
8) С помощью чего управляют проблемным обучением.
9) Контроль при проблемном обучении. Равные интеллектуального развития. Особенности АМО.
10) Назовите не имитационные методы обучения.
11) Назовите имитационные методы обучения.
12) Охарактеризуйте следующие АМО и возможности их применения: а) анализ конкретных ситуаций; б) имитационные упражнения;

43 в) индивидуальный тренаж; г) деловые игры; д) разыгрывание ролей; е) игровое проектирование.
Литература
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев.
-М., 2002. -264 с.
2. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков,
А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.
3. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. —
Ростов н/Д: Феникс, 2011.-541 с.
4. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. - Минск: РИВШ, 2009. - 363 с.
5. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков,
Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 6. Конспект лекций по дисциплине «Педагогика высшей школы» для студентов направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям). / Сост.: Н.В.Карчевская. – Луганск: изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2019. –
66 с.
7. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
«Педагогика высшей школы» для студентов направления подготовки 44.04.04
Профессиональное обучение (по отраслям), магистерские программы
«Экономика и управление», «Информационные технологии и системы»,
«Электроснабжение»,
«Безопасность технологических процессов и производств»,
«Горное дело.
Подземная разработка пластовых месторождений»,
«Горное дело.
Электромеханическое оборудование, автоматизация процессов добычи полезных ископаемых и руд», «Горное дело.
Технологическая безопасность и горноспасательное дело», «Профессиональная психология», «Управление персоналом». / Сост.: Н.В. Карчевская. – Стаханов: изд-во ЛГУ им. В.Даля, 2021. – 42 с.
8. Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов направления подготовки 44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям). / Сост.: Н.В. Карчевская. –
Стаханов: изд-во ЛГУ им. В.Даля, 2021. – 52 с.