Файл: Инклюзивное (франц inclusif включающий в себя) образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1

Охарактеризуйте принципы, на которые опирается основанный на соблюдении прав человека инклюзивный подход к образованию. Приведите примеры их практической реализации.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

“Повсюду в мире все дети и молодые люди с присущими им преимуществами и недостатками, надеждами и ожиданиями имеют право на образование. Наши системы образования не вправе принимать лишь определенные типы детей. В связи с чем система школьного образования должна быть устроена так, чтобы удовлетворять потребности всех детей”.

(Б. Линдквист, Специальный докладчик ООН по проблемам инвалидов,1994 год).

Все правительства в регионе ЦВЕ/СНГ ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, всеобъемлющий договор в области прав человека, в котором рассматриваются социальные, экономические, культурные, гражданские, политические права детей и их право на защиту. В Конвенции подчеркивается как право на образование на основе равенства возможностей, так и широкие цели образования с точки зрения содействия как можно более полному развитию личности ребенка. В своем замечании общего порядка о целях образования Комитет по правам ребенка подчеркивает, что “образование, на которое имеет право каждый ребенок, призвано обеспечить ребенка необходимыми для жизни навыками, расширить его возможности в плане пользования всеми правами человека и содействовать развитию культуры, учитывающей надлежащие ценности в области прав человека”. Статья 2 КПР впервые устанавливает в международном договоре о правах человека прямую обязанность правительств в отношении обеспечения всех прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая состояние здоровья. Кроме того, в статье 23 КПР специально говорится о праве детей с инвалидностью на помощь для обеспечения им доступа к образованию, так чтобы это способствовало их вовлечению в социальную жизнь. Комитет по правам

ребенка в замечании общего порядка о правах детей-инвалидов далее подчеркивает, что инклюзивное образование должно стать целью образования детей-инвалидов. Выполнение обязательства по обеспечению равного права детей с ограниченными возможностями на образование обусловливает необходимость подхода, основанного на комплексном толковании КПР. Комитет по правам ребенка определил четыре права, которые также должны восприниматься как общие принципы осуществления всех других прав: недискриминация, наилучшие интересы ребенка, право на максимально полное развитие и право ребенка на выражение взглядов и на то, чтобы этим взглядам уделялось должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Эти принципы должны быть в основе всех действий, поощряющих право детей с ограниченными возможностями на образование. Кроме того, необходимо принимать во внимание все другие соответствующие права. Например, многие дети с ограниченными возможностями по-прежнему будут сталкиваться с барьерами при осуществлении своего права на образование до тех пор, пока не будут приняты меры для проведения оценки детей раннего возраста и
обеспечения им доступа к дошкольным учреждениям, ликвидированы предрассудки и дискриминация, предоставлена защита от издевательств и насилия и разработана надлежащая система поддержки и услуг для семей.

Основанный на соблюдении прав человека подход к образованию определяется семью базовыми принципами прав человека. Эти принципы должны применяться при разработке законодательства, политики и практики, имеющих отношение к обеспечению права на инклюзивное образование:

Универсальность и неотъемлемость. Права человека являются универсальным и неотъемлемым правом всех людей во всем мире. Человек не может по своему желанию отказаться от них. И никто не может их у него отнять.

Неделимость. Права человека неделимы. Все права – гражданские, культурные, экономические, политические или социальные – являются неотъемлемой частью достоинства каждого человека.

Взаимозависимость и взаимосвязанность. Осуществление одного права нередко полностью или частично зависит от осуществления других прав.

Равенство и недискриминация. Все индивиды, как человеческие существа, являются равными в силу того, что достоинствоприсуще каждому человеку от рождения, люди наделены правами без какой-либо дискриминации. Участие и инклюзия. Каждый человек и все люди имеют право на активное, свободное и значимое участие, внесение вклада и использование преимуществ гражданского, экономического, социального, культурного и политического развития.

Расширение возможностей. Это процесс, посредством которого возрастает потенциал человека в плане того, чтобы требовать осуществления и пользоваться своими правами человека. Цель данного процесса – предоставить людям потенциал и возможности для отстаивания своих прав, изменения своей жизни к лучшему и оздоровления общества.

Подотчетность и уважение к принципу верховенства права.

Задачей подхода, основанного на соблюдении прав человека, является стремление повысить уровни подотчетности и ответственности в процессе развития путем определения “правообладателей” и тех, кто имеет соответствующие “обязанности”, а также увеличение потенциала последних для выполнения ими своих обязанностей.



В настоящее время большое внимание уделяется тому, чтобы дети с ограниченными возможностями могли наравне с другими детьми реализовать право на образование:

устраняются барьеры, включая физические, связанные с ограниченной мобильностью, коммуникационные и межличностные барьеры на пути к образованию, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями.

оказывается помощь родителям, с тем чтобы они могли поддерживать своих детей в стремлении получить доступ к образованию.

на раннем этапе определяются состояние и оценка в целях выявления любых задержек в развитии, нарушений или испытываемого ребенком конкретного затруднения, в отношении которого необходимо как можно раньше принимать меры для предоставления необходимых поддержки и ухода.

предоставляются услуги по дошкольному воспитанию и обучению каждому ребенку с ограниченными возможностями, с тем чтобы они могли по возможности извлечь максимальную выгоду из своего формальногообразования и чтобы переходный период для них был безболезненным.

осуществляется обеспечение доступа и наличия систем инклюзивного образования для всех детей наряду с обеспечением необходимых ресурсов, мер и приспособлений в школах для удовлетворения различающихся потребностей отдельных учащихся.

создается инклюзивная обучающей среды, в которой дети учатся все вместе и которая позволяет детям с ограниченными возможностями приобретать знания в рамках базового курса обучения и основные когнитивные навыки наряду с важными навыками самостоятельности.

Задание 2

Раскройте сущность понятия «тьютор». Каковы цель и задачи тьютора? Какую роль играет тьютор в рамках школьного консилиума?

Слово «тьютор» пришло в русский язык из высшей школы Англии. Тьюторство как феномен сформировалось еще в XIV веке: в ведущих вузах страны появилась практика прикрепления к каждому студенту помощника, индивидуального сопровождающего, главная задача которого состояла в том, чтобы научить студента учиться, помочь ему раскрыться как личности. Если преподаватель или учитель был прежде всего транслятором знаний, то тьютор являлся помощником для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.

В сегодняшнем понимании, тьютор (от англ. tutor) – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.


Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:

1. когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

2. коммуникативной сферы: умения общаться;

3. эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

4. самостоятельности.

Одной из важнейших предпосылок успешного развития является создание благоприятных, комфортных условий для ребенка с особенностями развития. Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни.

Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет усваивать адаптированную для него учебную программу в удобном темпе и в соответствующем объеме. При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития. Тьютор – это посредник между ребенком с особенностями развития и другими детьми и взрослыми в школьной среде.

Для того, чтобы условия нахождения ребенка в школе были по- настоящему комфортны и мотивировали его на развитие, в основе работы тьютора (как и любого другого взрослого, работающего с особым ребенком), по мнению автора, должны лежать такие понятия, как:

вера в ребенка;

искренний интерес к его личности;

принятие его особенностей;

доброжелательность;

терпение;

последовательность.

Задачи. Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

1. Создание условий для успешного обучения ребенка.

2. Создание условий для успешной социализации ребенка.

3. Максимальное раскрытие потенциала его личности.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

1. Организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок .

2. Понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.


Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Школьная среда, в которой находится ученик, также имеет свои особенности. Поэтому формулирование частных задач для тьютора ложится на плечи специалистов школьного консилиума конкретной школы.

В рамках школьного консилиума тьютор:

информирует участников консилиума о ходе работы с ребенком;

заявляет о возникших проблемах;

принимает участие в разработке образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ребенка в школе;

на основании записей в дневнике отслеживает положительную динамику (успехи)

Тьютор cовместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для подопечного и помогает учителю в изготовлении наглядных пособий.

Тьютор совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни подопечного и выполняет рекомендации специалистов по решению проблем.

Важная черта личности тьютора – это способность к эффективной коммуникации. В работе с ребенком от тьютора потребуются терпение, внимание, спокойствие. Еще одно ценное качество тьютора – гибкость и переключаемость, способность выступать одновременно в нескольких ролях: как среди взрослых (родителей и специалистов школы), так и среди детей (учащихся).

Задание 3

В чем состоит сущность адаптации образовательный среды? Устранение каких барьеров она предполагает? Приведите примеры адаптации образовательной среды.

Адаптивной называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

Адаптация образовательный среды – залог успешного включения учащегося с особенностями развития в жизнь школы. Под адаптацией мы понимаем приспособление к нуждам подопечного:

помещений школы;

режима дня учебных программ;

методических пособий.

Вместе с одноклассниками ребенок проводит перемену в рекреации, бывает на улице (уроки физкультуры, прогулки во время продленки), в столовой, в спортзале, в раздевалке, на лестницах между этажами, в туалете. Учитывая индивидуальные особенности поведения ребенка, необходимо продумать маршрут и учесть трудности, которые могут возникнуть в процессе пребывания ребенка в этих местах.