Файл: Инклюзивное (франц inclusif включающий в себя) образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для ребенка с расстройствами аутистического спектра, возможно, понадобится выделить отдельное время, когда он сможет бывать в туалете, вне зависимости от расписания занятий и без других детей. Если по каким- либо причинам ребенку с особенностями развития приходится покидать класс в течение урока, то необходимо подобрать помещение (свободный класс), где тьютор с учеником могут провести некоторое время. Помещение должно быть всегда одним и тем же: ребенок должен понимать, что это место, где происходит нормализация его состояния. Лучше, чтобы оно находилось рядом с классом – тогда на перемещение из одного места в другое не будет уходить много времени. В пустом классе ребенок может активно подвигаться, снять напряжение от малоподвижного сидения. Здесь с ребенком можно обсудить возникшую на уроке проблему, если ее не получилось решить в классе.
Также в свободном помещении удобно проводить индивидуальные занятия во время тех уроков, которые пока можно пропустить ради усвоения более важных тем.
В процессе адаптации среды надо учитывать, что для остальных детей среда может оставаться обычной. Например, в инклюзивном классе дети могут посещать все пять уроков (в соответствии с расписанием), а ребенок с особенностями развития – только четыре.
Адаптация среды подразумевает выявление (и там, где это возможно, устранение) основных барьеров, с которыми может столкнуться ученик, придя в школу. Этими барьерами могут быть:
физические барьеры – отсутствие пандусов, крутые лестницы, узкие двери, неудобные туалеты, недостаточное освещение, плохая акустика, неприспособленность размеров и формы рабочего места под конкретного ребенка;
барьеры психологического характера: неготовность учащихся к тому, что один или несколько учеников отличаются поведением или имеют физические особенности; неготовность некоторых учителей к тому, что в их классе будут обучаться дети с особыми образовательными нуждами, и т.п.
При устранении барьеров обучение ребенка с особенностями развития становится более эффективным для него.
Задание 4
Охарактеризуйте параметры эффективности междисциплинарного взаимодействия. Изложите основные аспекты междисциплинарного сопровождения и опишите условия их эффективного решения.
Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, что является базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды.
Пять параметров эффективности междисциплинарного
взаимодействия:
• учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей;
• приоритетность задач адаптации и социализации;
• учет межличностных отношений между субъектами инклюзивной среды;
• адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»;
• участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.
Основные аспекты междисциплинарного сопровождения и
условия их эффективного решения/
1-й аспект: создание единой инклюзивной образовательной траектории – от детского сада до школы
Условия успешного решения:
• знание этапов и закономерностей нормативного развития на каждом из этапов;
• понимание психологических и педагогических задач каждого возраста, а не навязанных нормативов обучения;
• учет специфики психического развития «особых» детей, с опорой на понимание механизмов и причин этих особенностей;
• знание клинических проявлений того или иного варианта развития и возможностей медикаментозной помощи;
• учет образовательных задач внутри каждой ступени образования;
• знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе на различных возрастных этапах.
2-й аспект: последовательное «погружение» образовательного учреждения в формирование инклюзивного пространства.
Успешность междисциплинарного сопровождения организационных «шагов» в этом направлении будет определяться:
• проведением различного рода тренингов, в том числе и тренингов командообразования; групповых дискуссий; фокусгрупп; индивидуальных консультаций
• работой в профессиональных «мастерских»; группах взаимной поддержки
• анализом случаев.
3-й аспект: содержание процесса инклюзивного образования
Успешность действий междисциплинарного сопровождения в этом аспекте будет определяться:
• созданием эффективной команды специалистов, определяющей «содержательное поле» инклюзии;
• адекватной в отношении особенностей развития ребенка и существующей в ОУ образовательной среды комплектацией детских групп или классов;
• разработкой оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенку;
• разумной модификацией образовательных программ, построением адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала;
• методической поддержкой и повышением квалификации педагогов, других специалистов для деятельности в условиях единой и междисциплинарной команды;
• психотерапевтической работой с родителями и их ожиданиями.
Задание 5
Какие задачи решает разработка индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ? Опишите алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного
включения его и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.
Индивидуальный образовательный план — документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный период, утвержденный директором образовательного учреждения и подписанный родителями ребенка.
Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи:
1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования.
3. Определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи. Определение стратегии — форм и содержания — коррекционно- развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников.
4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне Психолого-медико-педагогической комиссии и школы), которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.
5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.
6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса.
7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду:
1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в
школе.
2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения.
3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка при переходе им на следующую ступень образования, а так же форм итоговой аттестации.
4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.
5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития.
6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками и т.д.
Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:
1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т. д.-. Заключается договор с родителями.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной информации о ребенке и его семье).
Изучается документация:
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника —
если ребенок поступает в 1 класс общеобразовательной школы), возможно — психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей специалистами других образовательных учреждений. На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и - соответственно — ИОП предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов, можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к специалистам ПМПК или ППМС-центра, являющимся ресурсным в данном направлении. В результате, на заседание ПМПК по разработке ИОП выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.