Файл: Сущность и причины стресса в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Результаты исследования и их интерпретация

Проанализируем результаты диагностики. Первыми рассмотрим результаты, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (Рис. 1).

Рис. 1 Средние баллы особенностей личности сотрудников в выборке испытуемых, выявленные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

По рисунку 1 можно видеть, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. Видимо среди сотрудников преобладает личности, которые не стремятся заниматься саморазвитием, так как им присущи активность и продуктивность в деятельности.

Проанализируем уровни организационного стресса у сотрудников, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (Рис. 2).

Рис. 2 Результаты диагностики сотрудников, полученные по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

По рисунку 2 видно, что у 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне. Это видимо связано с особенностями восприятия профессионально–трудных ситуаций и профессиональным опытом преодоления стрессовых ситуаций – одни слишком эмоционально и близко их воспринимают, а другие наоборот.

Проанализируем результаты диагностики сотрудников, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) (Рис. 3).

Рис. 3 Результаты диагностики сотрудников, полученные по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)

По рисунку 3 видно, что у сотрудников немного по другому распределились уровни. Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. Некоторые расхождения в уровнях организационного стресса возможно связаны с особенностями методик.

Проанализируем результаты диагностики, полученные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова. Первыми посмотрим данные по параметрам особенностей темперамента (Рис. 4).


Рис 4. Средний балл в выборке сотрудников параметров особенности темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

На 4 рисунке можно видеть, что у сотрудников средние баллы выше по коммуникативной эргичности (ЭРК – 34 балла – средний уровень) и коммуникативной скорости (СК – 34,05 балла – средний уровень, стремящийся к высокому). Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной (ЭМ – 25,5 балла – низкий уровень стремящийся к среднему) и эмоциональности коммуникативной (ЭК – 24,9 балла – низкий уровень).

Посмотрим какое среднее значение по индексам темперамента выявлено по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова (Рис. 5).

Рис. 5 Индексы темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

По рисунку 5 можно видеть, что средние баллы индексов темперамента у сотрудников показали средние значения.

Посмотрим какие типы темпераментов выявлены у сотрудников по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалов (Рис. 6).

Рис. 6 Общие типы темперамента, выявленные по Опроснику формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова

По рисунку 6 можно видеть, что среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, значит у них общая активность и общая эмоциональность в пределах нормы. 20% сотрудников сангвиники, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников, значит у них активность в пределах нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность в пределах нормы.

Теперь с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определим связь между показатели организационного стресса сотрудников и формально-динамическими свойствами индивидуальности.

Таблица 1

Результаты расчета

корреляции

способностьсамопознания

широтаинтересов

принятиеценностейдругих

гибкостьповедения

общийуровеньстрессоустойчивости

уровеньпрофессиональногостресса

ЭРИ

Коэффициент корреляции

0,21

0,362

,480*

0,377

,623**

-,673**

Знч. (2-сторон)

0,373

0,117

0,032

0,102

0,003

0,001

ЭРК

Коэффициент корреляции

0,202

,468*

,472*

,488*

,671**

-,620**

Знч. (2-сторон)

0,393

0,037

0,036

0,029

0,001

0,004

ПМ

Коэффициент корреляции

0,319

0,387

0,291

,518*

,731**

-,811**

Знч. (2-сторон)

0,171

0,092

0,213

0,019

0

0

ПИ

Коэффициент корреляции

0,292

0,314

0,383

0,436

,607**

-,649**

Знч. (2-сторон)

0,211

0,177

0,096

0,055

0,005

0,002

ПК

Коэффициент корреляции

0,056

0,432

0,372

0,373

,520*

-,578**

Знч. (2-сторон)

0,814

0,057

0,106

0,106

0,019

0,008

СИ

Коэффициент корреляции

,451*

,507*

0,231

0,433

,803**

-,838**

Знч. (2-сторон)

0,046

0,023

0,326

0,057

0

0

СК

Коэффициент корреляции

0,102

0,342

,471*

0,302

,531*

-,554*

Знч. (2-сторон)

0,67

0,139

0,036

0,196

0,016

0,011

ЭМ

Коэффициент корреляции

-0,441

-,739**

-0,184

-0,206

-,671**

,640**

Знч. (2-сторон)

0,052

0

0,438

0,384

0,001

0,002

ЭИ

Коэффициент корреляции

0,344

0,245

0,315

0,248

,564**

-,704**

Знч. (2-сторон)

0,137

0,298

0,176

0,292

0,01

0,001

ИПА

Коэффициент корреляции

0,245

0,035

0,255

,530*

,540*

-,617**

Знч. (2-сторон)

0,298

0,885

0,278

0,016

0,014

0,004

ИИА

Коэффициент корреляции

0,337

0,416

,482*

,500*

,743**

-,799**

Знч. (2-сторон)

0,146

0,068

0,031

0,025

0

0

ИКА

Коэффициент корреляции

0,182

,501*

,476*

,501*

,698**

-,684**

Знч. (2-сторон)

0,442

0,024

0,034

0,025

0,001

0,001

ИОА

Коэффициент корреляции

0,265

0,434

,451*

,542*

,741**

-,755**

Знч. (2-сторон)

0,259

0,056

0,046

0,014

0

0

ИОАД

Коэффициент корреляции

0,309

,478*

0,379

,476*

,747**

-,768**

Знч. (2-сторон)

0,185

0,033

0,1

0,034

0

0

* Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторонняя).

N = 20


По таблице 1 видно, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности.

Наиболее сильная прямая связь определена у общего уровня стрессоустойчивости с ЭРИ, ЭРК, ПМ, ПИ, СИ, ЭИ, ИИА, ИКА, ИОА, ИОАД - р < 0,01. Уровень профессионального стресса напрямую связан с ЭМ (р 0,002 < 0,01), а с остальными параметрами и индексами уровень профессионального стресса, определяемый по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) имеет обратную сильную связь. А общий уровень организационного стресса, определяемый по «Шкале организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) наоборот имеет обратную связь с ЭМ (р = 0,001 < 0,01).

Способность самопознания слабо связана с скоростью интеллектуальной (р = 0,046 < 0,05). Широта интересов слабо связана с эргичностью коммуникативной, скоростью интеллектуальной, индексом коммуникативной активности и индексом общей адаптивности (р < 0,05). Принятие ценностей других слабо связано с эргичностью интеллектуальной и коммуникативной, со скоростью коммуникативной и с индексами интеллектуальной активности, коммуникативной активности и общей активности (р < 0,05). Гибкость поведения слабо связана со всеми индексами, кроме индекса общей эмоциональности (р < 0,05).

Итак, мы выявили, что организационный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.

Выводы по главе 2

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. У 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне. Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. У сотрудников средние баллы выше по шкале коммуникативной эргичности и коммуникативной скорости. Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной и эмоциональности коммуникативной.

Среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, у 20% сотрудников сангвиники. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента.


С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена было выявлено, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности. При этом организационный и профессиональный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.

Заключение

Проведя анализ проблемы взаимосвязи организационного стресса и индивидуально-типологических особенностей сотрудников, можно сделать следующее заключение.

Теоретический анализ показал, что организационный стресс – это очень напряженное состояние сотрудника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с осуществляемой профессиональном деятельностью. Его можно отнести к определенному виду стресса, являющимся неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Данный вид стресса может иметь разные причины, но основные среди них индивидуально-типологические особенности, потому что включают составляющие стрессоустойчивости личности. В литературе выделяют следующие виды профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

Индивидные характеристики представлены динамическим, эмоциональным, регуляторным компонентами, базирующимися на свойствах темперамента и нервной системы. Индивидуально-типологические характеристики персонала являются наиболее важным условием стрессоустойчивости, так как проявляются под влиянием факторов социальной и окружающей профессиональной среды. К данным характеристикам относят характер, способности и темперамент, который является наиболее эмоционально насыщенной характеристикой.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «АТОЛЛ». В нем приняло участие 20 сотрудников. Для диагностики были выбраны методики: «Шкала организационного стресса» (ШОС МакЛина, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана), опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.

Анализ результатов показал, что у сотрудников средний балл выше по шкале активность и продуктивность, при этом все средние баллы по личностным особенностям, входящим по мнению автора в структуру организационного стресса, ниже средних показателей. Ниже всех баллы по шкале способность самопознания. Видимо среди сотрудников преобладает личности, которые не стремятся заниматься саморазвитием, так как им присущи активность и продуктивность в деятельности. У 35% сотрудников высокий уровень организационного стресса, у 25% стресс на низком уровне.


Низкий уровень профессионального выявлен у 25% человек и высокий уровень выявлен у 25%. Некоторые расхождения в уровнях организационного стресса возможно связаны с особенностями методик.

У сотрудников средние баллы выше по коммуникативной эргичности (ЭРК – 34 балла – средний уровень) и коммуникативной скорости (СК – 34,05 балла – средний уровень, стремящийся к высокому). Ниже всего средние баллы по параметрам эмоциональности психомоторной (ЭМ – 25,5 балла – низкий уровень стремящийся к среднему) и эмоциональности коммуникативной (ЭК – 24,9 балла – низкий уровень).

Среди сотрудников преобладают испытуемые с неопределённым типом темперамента – 50% человек, значит у них общая активность и общая эмоциональность в пределах нормы. 20% сотрудников сангвиники, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. Смешанный низкоэмоциональный тип темперамента выявлен у 25% сотрудников, значит у них активность в пределах нормы, а общая эмоциональность ниже нормы. У 5% сотрудников выявлен смешанный высокоактивный тип темперамента, то есть у них общая активность выше нормы, а общая эмоциональность в пределах нормы.

С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена было выявлено, что индекс общей эмоциональности не связан с уровнем организационного стресса у сотрудников, как и эргичность психомоторная, скорость психомоторная, эмоциональность коммуникативная. Активность и продуктивность сотрудников также не связана с организационным стрессом и формально-динамическими свойствами индивидуальности. При этом организационный и профессиональный стресс сотрудников связан со многими формально-динамическими параметрами личности.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Список использованной литературы

  1. Алексиева Д.А. Возможности контроля за стрессом в организации: опыт Европейского Союза [Электронный ресурс] // Научный диалог. - 2015. - № 1 (37). - С. 171-179. Режим доступа: http://elibrary.ru/
  2. Банковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / Ред. Дикая Л.Г., Занковский А.Н. - М.: Наука, 2012. – 159 с.
  3. Батурина Т.В. Стресс на рабочем месте: коллективный вызов [Электронный ресурс] // Системное обеспечение условий труда. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. – 2017. – С. 170-178. Режим доступа: http://www.ilo.org/
  4. Бергис Т.А., Азизова Л.Р. Факторы стрессоустойчивости сотрудников в условиях организационного стресса [Электронный ресурс] // Вектор науки ТГУ. – 2016. - №4(27). – С. 28-32. Режим доступа: http://elibrary.ru/
  5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. − М.: ПЕР СЭ, 2016. – 528 с.
  6. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gufo.me/content_bes/lichnost-34203.html.
  7. Водопьянова Н.Е. Психиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.
  8. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2006. – 1136 с.
  9. Григорьева И.В. Психологические механизмы и особенности влияния типов темпераментов на характер конфликтов // Человеческий капитал. – 2017. - №3. – С. 108-109.
  10. Гуревич П.С. Психология личности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 559 с.
  11. Иохвидов В.В. Системный подход к использованию методов, приемов и средств обучения / В.В. Иохвидов, В.М. Иохвидов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2016. – Т. 22. - № 2. – С. 22-25.
  12. Козьяков Р.В. Методы и методики диагностики акцентуаций характера. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 250 с.
  13. Кочеткова А.И. Прикладная психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Кочеткова, П.Н. Кочетков. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 437 с.
  14. Кудинов С.И. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности // Вестник РУДН. – 2013. - №2. – С. 14-19.
  15. Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стресса. - М.: МГУ, 2012. – 114 с.
  16. Феоктистова С.В. Психологические условия профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческой организации // Человеческий капитал. Материалы 8-ой международный междисциплинарный конгресс нейронаука для медицины и психологии. - 2013. – С. 414-415.
  17. Нагирнер И.И. Стрессоустойчивость и адаптация: теоретический анализ понятий // Актуальные вопросы психологии. – 2015. - №8. – С. 51-57.
  18. Нестерова О.В. Управление стрессами. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – 320 с.
  19. Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 299 с.
  20. Петровская В.Г. К вопросу о сущности понятия ментальных способностей // Инновации в пути науки. Материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. – 2017. – С. 189-194.
  21. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань.: КНИТУ, 2012. – 212 с.
  22. Пшеничникова О.А. Характер и особенности его формирования [Электронный ресурс] / О. А. Пшеничникова, А. И. Хачатрян, А. А. Даниелян // Студенческая наука XXI века: материалы VIII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. - 2016. - № 1 (8). - С. 214–216. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/
  23. Самоукина Н.В. Управление без стресса. – М.: Изд-во НОУВО МТИ, 2015. – 104 с.
  24. Сапольски Р. Психология стресса. – СПб: Питер, 2015. – 480 с.
  25. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 124 с.
  26. Смит М. Дж. Профессиональный стресс: человеческий фактор / Пер с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Зинченко В.П., Мунипова В.М. – М.: Изд-во «Мир», 2012. –Т.2. – 244 с.
  27. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. - СПб.: Речь. 2003. - 96 с.
  28. Токарева О.А. К вопросу о разработке модели индивидуального сопровождения детей в современной дошкольной образовательной организации // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. – 2016. – С. 280.
  29. Федосова И.В. Формирование основ здорового образа жизни у учащейся молодежи в образовательном пространстве вуза: монография. – Иркутск: ВСГАО, 2014. – 186 с.
  30. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.