Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения
Кафедра СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

(название кафедры)
Допущен к защите

Зав. кафедрой социально-экономических и технических дисциплин

(название кафедры)

к.т.н., доц. А.А. Клюев

(степень, звание, И.О.Ф.)

«_____»_________________ 20 ____г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

____________________________________________________________________

(название темы выпускной квалификационной работы)

____________________________________________________________________
Слушатель: _____________________

(Ф.И.О., подпись)

ТБ – _____________

(курс, группа)

Научный руководитель: _____________________

(Ф.И.О., подпись)

Нормоконтроль: Харитонова О.С.

(Ф.И.О., подпись)
Луганск 2022
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ»
Институт дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения
Кафедра «Социально-экономические и технические дисциплины»
Направление переподготовки Техносферная безопасность
(название)
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

А.А. Клюев

И.О.Ф.

«____»________________ 20 ___ г.
З А Д А Н И Е

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
_______________________________________________________________

(фамилия, имя и отчество)

1. Тема ВКР _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель ВКР__________________________________________________


(ученое звание, ученая степень, Ф.И.О.)

Первоначально закреплены распоряжением директора

от «___» _________ 20__№____

  1. Срок подачи слушателем работы ___________________________________

  2. Исходные данные к работе: ______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень вопросов, которые необходимо разработать) ____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Перечень графического материала (с точным определением обязательных чертежей) _________________________________________________________

Консультанты разделов работы


Раздел

Фамилия, инициалы и должность

Подпись, дата




консультанта








































  1. Дата выдачи задания _________________



ПЛАН-ГРАФИК РАБОТЫ НАД ВКР



№ п/п

Название этапов выполнения работы

Примерный объем выполнения, %

Срок выполнения

Отметка руководителя, в %, и подпись






































































































































































Слушатель



____________________ (подпись)


___________________________

(фамилия и инициалы)


Руководитель ВКР


_______________________

(подпись)

______________________

(фамилия и инициалы)


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….. 5

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ…………………

1.1. Составляющие понятия культура безопасности жизнедеятельности………………………………………………………………11

1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении………………… 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ДИАГНОСТИКА……………………………………………………………………

2.1. Условия обеспечения формирования культуры безопасности обучающихся в образовательной среде………………………………………….30

2.2. Диагностика культуры безопасности обучающихся в общеобразовательном учреждении…………………………………………..42

РАЗДЕЛ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ……………………………………………..…………………….

3.1. Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у обучающихся в общеобразовательном учреждении……………………………………….. 63

3.2. Модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ………………………………………………….79

Заключение…………………………………..…………………

список литературы……………………….……………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации различного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его жизни, здоровью, влекут огромные материальные потери и наносят значительный ущерб окружающей природной среде.

По мнению специалистов МЧС, человеческий фактор является одним из определяющих в деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности. Поэтому всё более необходимой становится потребность в безопасности.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Но учёт человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека,
мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Формирование у обучающихся современной культуры безопасности жизнедеятельности есть одна из ключевых задач современного образования в области безопасности человека.

В последние годы актуальность ОБЖ значительно повышается и в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. Не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится.

Степень разработанности. Теме исследования уделяется особое внимание в системе образования ЛНР. О формировании культуры безопасности обучающихся в общеобразовательных учреждениях написано множество научных публикаций, рассматривающих ее с различных сторон и позиций.

Безопасность образования как социально-педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась В.В. Анисимовым, В. В. Балясниковым, Е.В. Бурмистровой, С.И. Высоцкой, О.Г. Грохольской, А.Ф.Гусевым, JI.K. В.В.Ивановым, Марининой, Б.И. Мишиным, Н.Д. Никандровым, JI.E. Пистуновой, Г.Ф. Садрисламовым, Ю.П. Скачковым, Скляновой, JI.C. Хорошиловой, Л.И. Шершневым и другими авторами.

Целью настоящего исследования выступает комплексное рассмотрение формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательном учреждении.


Для достижения вышеуказанной цели перед работой поставлены следующие задачи:

раскрыть составляющие понятия культура безопасности жизнедеятельности;

определить основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении;

изучить условия обеспечения формирования культуры безопасности обучающихся в образовательной среде;

проанализировать диагностику культуры безопасности обучающихся в общеобразовательном учреждении;

рассмотреть перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у обучающихся в общеобразовательном учреждении;

выделить модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе развития и совершенствования безопасной системы образования в Луганской Народной Республике.

Предметом работы являются формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания - всеобщий: философский; общенаучные: диалектический, сравнительный, комплексный, теории безопасности, идея научного моделирования, концепции безопасности жизнедеятельности человека; на научно-педагогическом уровне: подходы (личностно- ориентированный, культурологический, диалогический, идеи безопасности образовательного учреждения).

Положения, выносимые на защиту:

Культура безопасности жизнедеятельности - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности. В современной научной литературе выделяют компоненты культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся: мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный.

Под формированием культуры будет пониматься процесс, составляющими которого являются установление и корректировка цели и задач, развитие основных методов и направлений формирования КБЖ, разработка нормативной правовой и учебно-методической базы КБЖ и другие.

Для осуществления формирования безопасности обучающихся и охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.