Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 90-х годах XX века - начале XXI века сложилось понимание того, что данная категория должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться только к подготовленности лиц, но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, социальных и глобальных рисков. В это же время происходит расширение понятия культуры безопасности.
Так, в работе Кузнецова В.Н. отмечается, что культура безопасности - это социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию (либо создание и эмиссию) социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных ситуациях.
«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей могут находиться.
Таким образом, анализ вышерассмотренных определений позволяет сформулировать следующие предпосылки, допущения и ограничения, необходимые при установлении дефиниции «культура безопасности жизнедеятельности.
В связи с тем, что культура создается и воспринимается как отдельными индивидуумами, так и их коллективами, данное понятие необходимо рассматривать как на индивидуальном, так и на коллективном, общественном уровне.
Правомерным представляется использование конструкта «культура безопасности жизнедеятельности», а не «культура безопасной жизнедеятельности». Это связано с тем, что основным системообразующим признаком такой культуры является не жизнедеятельность, а именно безопасность во всей многоаспектности этого явления. Термин «культура безопасной жизнедеятельности» имеет в большей степени утилитарный оттенок и может трактоваться лишь с точки зрения создания безопасных условий для получения максимальной полезности в процессе жизнедеятельности.
Для преодоления ведомственной, отраслевой узости, придания социального оттенка данному понятию, рассмотрения всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей могут находиться, в качестве компонента этого понятия представляется необходимым рассматривать не просто «безопасность», а «безопасность жизнедеятельности», т.е. безопасность существования и деятельности.
Традиционно культура складывается объективно, но стихийно, под действием поступков отдельных индивидов в ответ на поступки других людей. Эти совокупные массовые поступки и формируют традиции, нормы поведения, создают мифы (например, в древнегреческой, древнеиндийской и др. культурах), течения и направления в искусстве (андеграунд, авангард и т.п.). В этой связи не вполне корректно говорить об этой деятельности людей как о регулируемом процессе - целесообразнее в определении «культуры» использовать понятия «уровня» или «состояния» данного стихийного процесса. В пользу этого же положения говорит и то, что в отличие от вышесказанного формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно являться управляемым, регулируемым процессом. Для этого необходимо задать такие цели управления, степень достижения которых можно измерить. При такой прагматической постановке вопроса наиболее приемлемым, исходя из задач настоящего исследования, также является использование понятия «уровня» («состояния») как меры. Указанное положение позволит проводить оценку степени достижения желаемого результата (например, высокая или низкая культура), корректировать цели и задачи по формированию культуры.
Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с понятиями «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее наиболее общее определение: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.
Постепенно внедряясь в практическую сферу жизни, понятие «культура безопасности» укрепляло свои позиции. Данное словосочетание прочно закрепилось не только в специализированных словарях, но и в нормативных документах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС ЛНР) и Министерства образования и науки Луганской Народной Республики, благодаря чему в общеобразовательных учреждениях многих субъектов ЛНР в 5-7 и 9 классах преподается региональный учебный курс «Культура безопасности жизнедеятельности».
В 2010 году «культура безопасности жизнедеятельности» закрепила свой статус в Государственном образовательном стандарте основного общего образования (ГОС ООО), в котором говорится, что «изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: - понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; - овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни».
Культура безопасности жизнедеятельности - уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Под формированием культуры будет пониматься процесс, составляющими которого являются установление и корректировка цели и задач, развитие основных методов и направлений формирования КБЖ, разработка нормативной правовой и учебно-методической базы КБЖ, создание и совершенствование способов эффективного культурно-информационного воздействия, и другие.
Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, а также методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых качеств и свойств.
Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня целесообразно рассматривать личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности. Следует подчеркнуть, что эти качества могут проявляться только в процессе жизнедеятельности в обществе, основной ячейкой которой является семья. Поэтому, говоря об индивидуальном уровне, будет учитываться не только одиночный человек, а и его семейное (при наличии) окружение, домашние условия. Именно в этих условиях человек и проводит большую часть времени.
В то же время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования КБЖ более высокого уровня.
Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей. В ней вырабатываются «приемы и правила решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников и обучающихся, правила, оправдавшие себя в прошлом и подтвердившие свою актуальность в настоящем», которые и составляют т.н. корпоративную культуру. В связи с тем, что безопасность является одной из необходимых составляющих эффективности функционирования предприятий, организаций и учреждений, очевидно, что одним из важнейших элементов системы корпоративной культуры должна являться культура безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, именно в трудовом коллективе, на производстве, в месте профессиональной деятельности, образовательных учреждениях человек проводит значительную часть времени. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо рассматривать трудовые и учащиеся коллективы.
Основной целью формирования КБЖ должно являться достижение такого состояния людей, трудовых и обучающихся коллективов, общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности существуют необходимые условия.
Для достижения указанной цели формирования культуры безопасности жизнедеятельности необходимо решение следующих задач:
развитие таких качеств и свойств объектов культуры безопасности жизнедеятельности, которые способствуют формированию внутренней целевой установки на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Это система личных и общественных идеалов и ценностей, мотивация действий;
привитие знаний о безопасном существовании, соразвитии с окружающим миром, социумом;
формирование устойчивых индивидуальных и социальных традиций, стереотипов, норм поведения в области безопасности жизнедеятельности;
создание условий для отдельных людей, их коллективов и сообществ, необходимых для формирования КБЖ.
Одной из первостепенных составляющих решения последней из указанных задач является развитие нормативной правовой, законодательной и учебно-программной базы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. В настоящий момент такая начальная база создана. Она включает в себя федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Луганской Народной Республики, нормативные правовые акты МЧС ЛНР и других
органов исполнительной власти в области безопасности жизнедеятельности, справочные и нормативно-методические материалы в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, снижения рисков и иных материалов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Учебно-методическая база формирования культуры безопасности жизнедеятельности включает государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы, учебные программы по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД, а также примерные учебные программы для различных групп населения, обучаемых в области безопасности жизнедеятельности. Эта база и будет являться отправной при достижении указанной цели и задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом. Она появляется как новое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении
В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.
Современная законодательная база в области образования со всей остротой обращает внимание на важность проблемы формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Так в законе ЛНР «Об образовании» говорится о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
В разделе II Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования подчеркивается, что результаты освоения базового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать сформированность у школьников представлений о культуре безопасности жизнедеятельности.
В программе по основам безопасности жизнедеятельности для учеников 5-11 классов общеобразовательных учреждений говориться о том, что формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
В программе для обучающихся общеобразовательных учреждений говорится о том, что под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать «способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира».
Анализ сущности культуры безопасности жизнедеятельности в первом подпункте дипломной работы показал, что в определениях даётся перечень отдельных качеств и свойств личности.