Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения определенных условий образовательными учреждениями. Основную роль в условиях формировании культуры безопасности жизнедеятельности, должна принадлежать педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на уровне образовательного учреждения. В образовательных учреждениях должна осуществляться диагностика готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.). Средствами анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности являются критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности.
Имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения.
Модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ включает в себя:
принципы как основные положения, практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированности культуры безопасности обучающихся (системности, целостности и единства, непрерывности, цикличности и динамичности, оптимальности и междисциплинарности);
научно-педагогические подходы (личностно-деятельностный, диалогический (полисубъектный), культурологический, антропологический);
цель - создание комплекса мер по формированию культуры безопасности обучающихся;
задачи (стратегическая: формирование и развитие культуры безопасности у обучающихся; тактические задачи в соответствии со спецификой этапов формирования культуры безопасности обучающихся);
этапы формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ: начальное общее образование (I-IV классы), основное общее образование (V-IХ классы), среднее (полное) общее образование (Х-ХI классы).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и представляет собой введение, 3 главы, заключение, библиографический список используемой литературы.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Составляющие понятия культура безопасности жизнедеятельности
Для установления основного содержания понятия «культура безопасности жизнедеятельности» (КБЖ) необходимо провести анализ отдельных составляющих («культура», «безопасность», «жизнедеятельность») и осуществить объединение этих составляющих.
В научной литературе существует огромное количество определений понятия «культура» в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п.
Так, в словаре Ожегова С.И. даются следующие определения: «КУЛЬТУРА - 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). К. речи. < прил. Культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.)».
В философском энциклопедическом словаре представлена следующая информация: «КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов».
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова культура определяется, как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
В педагогическом словаре дается следующее определение: «КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Известный культуровед академик Рождественский Ю.В. дает следущее понятие: «КУЛЬТУРА - деятельность, служащая устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности».
Классик социологии П.А. Сорокин под культурой в самом широком смысле понимал некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением, т.е. результат любого взаимодействия между людьми.
Обобщая вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, возможно выделить следующие подходы к трактовке этого понятия с точки зрения ожидаемых результатов и параметров культурной деятельности.
Первый подход - функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружающей природой, как способ реализации человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.
Второй подход - качественный: культура характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности природы. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, культура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.
Третий подход - аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что - к антикультуре (жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кровопролитию).
Четвертый подход - креативный: произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов. В таком случае к культуре относят не только профессиональное научное, художественное, техническое творчество, но и творчество народных масс, самодеятельное творчество.
Пятый подход - нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с помощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивилизованному уровню общества, способствуют его поступательному движению.
Шестой подход - духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.
Рассмотрим следующий компонент раскрываемого понятия - «безопасность».
С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение жизни, безопасность возможно определить, как сохранность природной (сущностной) определенности бытия. Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. По определению Международной консультативной группы по ядерной безопасности (JNSAG) при генеральном директоре МАГАТЭ, культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности атомной станции (АС) как обладающим высшим приоритетом уделяется внимание, определяемое их значимостью.
В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ(88). В данном документе отмечено, что культура безопасности - это квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность. С этих пор формирование культуры безопасности является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.