Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Логическим продолжением учебного процесса является вне учебного времени, которое включает в себя:
4) деятельность организованную, прямо или косвенно регулируемую школой, семьей, общественностью;
5) свободное времяпрепровождение, в большей мере управляемое самим школьником;
6) физиологически необходимый сон, прием пищи, уход за собой.
Формирующаяся личность нуждается в руководстве и педагогическом сопровождении со стороны педагогов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских и юношеских общественных организаций, старших членов семьи.
В связи с этим, свободное от занятий время следует заполнять деятельностью в Центрах культуры, которые целесообразно создавать в образовательных учреждениях. В таких центрах осуществляется патриотическое, гражданское, духовное, экологическое, нравственное воспитание.
Каникулярный период целесообразно использовать для оздоровления детей и воспитания у них культуры безопасности. Летний отдых организуется, как правило, на стационарных базах общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, иных учреждений по месту жительства, загородных учреждений отдыха и оздоровления, домов отдыха, пансионатов, санаториев-профилакториев, туристических учреждений, учреждений культуры и спорта. Во время отдыха дети сталкиваются с разными ситуациями и получают возможность для формирования и развития практических навыков безопасного поведения во время похода в лес, розжига костра, купания в реке, поэтому важно, чтобы в процессе реализации таких мероприятий педагоги уделяли достаточно внимания вопросам безопасности.
Для повышения уровня обучающих и практических мероприятий необходимо обеспечить образовательные и другие детские учреждения соответствующим оборудованием (спортивный инвентарь, тренажеры и др.) использовать современные методы и формы работы (аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие компьютерные программы, игры и др.), организовать встречи с представителями природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, региональных отделений по противодействию распространению алкоголизма и наркомании, правоохранительных органов, средств массовой информации, медицинских и спортивных учреждений.
Важным средством формирования культуры безопасности выступают обучающие ситуации, моделирующие поведение в потенциально опасных условиях, которые проводятся в три этапа согласно рекомендациям В.Н. Мошкина.
На первом этапе обучающиеся получают адаптированную к их возрасту информацию об угрозах безопасности федерального округа, оперируют ею, приходят к самостоятельным выводам и обобщениям о причинах опасности, ее влияния на человека, мерах профилактики (обращение с бытовыми приборами, поведение в подъезде, лифте, во дворе, на дороге, улице с незнакомым человеком, животными, ситуация «я потерялся» и др.).
На втором этапе дети используют полученную информацию и действуют практически с макетами и наглядными пособиями в игровых и искусственно моделируемых ситуациях под руководством учителя (отработка навыков самообороны на спортивных снарядах, ориентирование на местности, учебная тревога и др.).
На третьем этапе обучающиеся действуют практически в опасной ситуации с реальными объектами, под руководством учителя, который дозирует уровень риска (учебная схватка по отработке приемов самообороны, плавание в водоеме, розжиг костра и др.).
Таковы основные направления работы в области моделируемого процесса формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ.
Выводы по третьей главе:
имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности обучающихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые;
основные педагогические задачи имитационных технологий: формирование у обучающихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; -формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
применение имитационных технологий на уроках ОБЖ способствует формированию предметных знаний, развитию умений и навыков безопасного поведения у обучающихся. Кроме того, занятия с использованием имитационных технологий вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на динамику качества знаний, обучающихся;
модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ включает в себя:
принципы как основные положения (правила), практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированное™ культуры безопасности обучающихся как результата и условия сохранения безопасной образовательной среды школы (системности, целостности и единства, непрерывности, цикличности и динамичности, оптимальности и междисциплинарности);
научно-педагогические подходы (личностно-деятельностный, диалогический (полисубъектный), культурологический, антропологический);
цель - создание комплекса мер по формированию культуры безопасности обучающихся;
задачи (стратегическая: формирование и развитие культуры безопасности у обучающихся; тактические задачи в соответствии со спецификой этапов формирования культуры безопасности обучающихся);
этапы формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ: начальное общее образование (I-IV классы), основное общее образование (V-IХ классы), среднее (полное) общее образование (Х-ХI классы);
содержание обучения строится сообразно федеральным, региональным программам, внеучебным мероприятиям, специально организованному досугу в каникулярный период, деятельности учреждений дополнительного образования, а также методам и формам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень (состояние) развития человека и общества, характеризуемый значимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью практической защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно ориентированного содержания, применение личностно ориентированных технологий и личностно ориентированное педагогическое взаимодействие;
Обеспечение безопасности образовательного процесса требует выполнения определенных условий, которые должны быть реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир, государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.
ведущая роль в условиях формировании культуры безопасности жизнедеятельности, должна принадлежать заместителю руководителя по безопасности (при наличии), педагогу-организатору, учителю ОБЖ, медицинскому работнику, а результатом этого процесса должны стать, во-первых, подготовка педагогов, во-вторых, подготовка родителей (законных представителей), в-третьих, выработка единых подходов к формированию культуры безопасности жизнедеятельности на уровне образовательного учреждения. Поэтому желательно в рамках программы развития ОУ (как стратегического документа) и годового плана работы школы (как тактического документа) включить разделы «Безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса», «Работа с участниками образовательного процесса», «Работа с педагогическими кадрами», «Работа с родителями» с конкретными мероприятиями;
в процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности;
к основным педагогическим средствам диагностики относятся: средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.); средства анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности; средства оценки уровня сформированности и эффективности формирования культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности); средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.).
Имитационное обучение - это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Организация в процессе обучения безопасности жизнедеятельности обучающихся, адекватной реальной жизни, превращает общеобразовательное учреждение в школу «жизни», которая обеспечивает ученикам возможность стать субъектами своей деятельности и всей своей жизни. Все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые;
основные педагогические задачи имитационных технологий: формирование у обучающихся целостного представления по изучаемой проблеме; - приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений; -развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности; -формирование положительной мотивации и интереса к предмету, развитие коммуникативных способностей школьников;
применение имитационных технологий на уроках ОБЖ способствует формированию предметных знаний, развитию умений и навыков безопасного поведения у обучающихся. Кроме того, занятия с использованием имитационных технологий вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на динамику качества знаний, обучающихся;
модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ включает в себя: