Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Модель формирования культуры безопасности обучающихся общеобразовательных школ
Моделирование в педагогической науке следует понимать, как «...разработку прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным компонентам».

Построение модели формирования культуры безопасности обучающихся основывается на группе нормативно-правовых актов, предметом регулирования которых является безопасность в той или иной сфере: « (раздел «Основные цели и задачи образования» и «Основные задачи государства в сфере образования»), законы Луганской Народной Республике «Об образовании», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности», «О противодействии терроризму».

Исследовательские параметры нашей модели включают принципы, подходы, цель, задачи формирования культуры безопасности учающихся в общеобразовательном учреждении.

Принципами обеспечения безопасности обучающихся в образовательном учреждении являются основные положения (правила), практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированности культуры безопасности обучающихся как результата и условия сохранения безопасной образовательной среды школы.

Рассмотрим следующие принципы.

1. Принцип системности. Он определяет такое построение безопасной образовательной среды, при котором ее педагогическое обеспечение рассматривается не как арифметическая сумма педагогических воздействий, а как комплекс взаимосвязанных, взаимообусловленных и согласованных по цели, месту и времени взаимодействий субъектов образовательного процесса с учетом их принадлежности к системе.

2. Принципы целостности и единства формирования у обучающихся культуры безопасности предполагают рассмотрение педагогического обеспечения данного процесса как сложного целого, состоящего из ряда компонентов, находящихся в единстве и соподчиненности. Эффективное педагогическое обеспечение возможно только на основе распределения функций между объектами его реализации, баланса их полномочий, прав и ответственности.


3. Принципы непрерывности, цикличности и динамичности формирования у обучающихся культуры безопасности подразумевают повторяемость этапов подготовки в каждом новом цикле. Для организации непрерывного цикличного процесса подготовки в условиях безопасной образовательной среды необходимо наличие устойчивой обратной связи, что является одним из важнейших условий эффективности образовательного процесса. Принцип динамичности означает, что время разработки и реализации этапов подготовки в области безопасности должно быть соизмеримым с динамикой изменения качественных состояний обучающихся. В противном случае создаваемые условия формирования культуры безопасности могут оказаться запоздалыми, малоэффективными, а в некоторых случаях даже вредным для реализации целей обеспечения безопасной образовательной среды.

4. Принцип оптимальности предполагает, что обеспечение безопасной образовательной среды носит не только заранее спланированный характер и отвечает требованиям эффективности, но и то, что при ее проектировании должен происходить научный поиск наилучшего или единственно возможного в региональных условиях пути, наиболее целесообразно приводящего к обеспечению требуемых результатов подготовки. В этих случаях требуется определить тот путь, выбор которого позволит достигать заданных региональными особенностями целей формирования культуры безопасности с максимальными результатами при минимальных затратах.

Междисциплинарность знаний в области безопасности обязывает учитывать различные научные подходы, имеющие свое отражение в теории и практике педагогики. К таковым мы отнесем следующие.

Личностно-деятельностный подход утверждает учебно-научно- воспитательную деятельность как основу творческого преобразования участниками педагогического процесса окружающей действительности и влияние этой деятельности на саму личность. Личностный подход предполагает, что все участники педагогического процесса относятся друг к другу как к самостоятельной ценности. На уровне этого принципа социализация представляет собой процесс усвоения учащимся существующей в обществе нормативной системы культуры, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам общества.

Диалогический (полисубъектный) подход исходит из того, что позиции субъекта и объекта образовательного процесса рассматриваются как личностно-равноправные. При этом акцент делается на создание условий для мотивации и активизации субъекта к самодвижению и саморазвитию. Личность обретает свое гуманистическое содержание в результате общения и творческого взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса. Диалогический принцип в единстве с личностно-деятельностным подходом образуют сущность гуманистической педагогики, создает основу компетентного подхода педагогики, когда в основу содержания и организации образовательного процесса закладываются развитие профессиональных, социальных, гуманистических компетенций, а в случае формирования культуры безопасности - компетенций в области безопасности.



Культурологический подход позволяет видеть образование как феномен культуры, признание ее решающим фактором развития личностных качеств, когда культуросообразность становится важнейшим условием развития среды образования и средством его гуманизации. Культурный уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов и культурологов, послужить основой для освоения учащимися базовой гуманитарной культуры, в полной мере, характеризующей человеческую индивидуальность как высшую ступень ценности. Данный принцип конструирования педагогического процесса реализует свои постулаты через привитие ученикам духовных, социальных, общечеловеческих ценностей. Культурологический подход к отбору содержания учебных программ позволяет достичь не только гуманизации образования, но обеспечить его цельность и ценностно-личностную ориентацию. Компоненты духовной, социальной и технологической культуры составляют единое образовательное пространство учебного заведения, реализующего этот подход к образованию. В культурном комплексе личность ученика характеризует не только то, кем он является, но и то, что является сферой его возможного развития. Образование становится личностно-ориентированным на «зону ближайшего развития» каждого конкретного респондента.

Культурологические основы организации педагогического процесса определяют наличие адекватности между культурой безопасности и процессуальной стороной образования, которая формирует личность, несущую в себе гуманистическую, социальную и экономическую компетенции.

Культурологическая парадигма педагогики предполагает не косметический ремонт репродуктивного подхода, свойственного системе образования индустриальной эпохи, а ориентацию задач на герменевтическое освоение смыслов различных культур и рождение интегративных способов деятельности.

Антропологическая концепция педагогики исходит их того, что образование есть воплощение истинной человечности и призвано быть ареной духовного и экологического становления выпускника, развития его рефлексивного сознания. Этой парадигме образования свойственны интегративные, полисистемные способы деятельности, когда смыслы образовательных артефактов «декодируются» не по мозаично-фрагментарному принципу, а на основе универсального знания, которое рождается в результате собственных интеллектуальных и психических усилий личности.


Антропологическое понимание образования расширяет круг относящихся к нему явлений и потребностей. Здесь модель культуры ученика непосредственно связана с типами и уровнями развития сознания, когда закладывается понятие. Постулат антропологического подхода гласит: человек опредмечивает свой тип сознания через культурную деятельность. Качество опредмеченного сознания дает основание ранжировать методологические принципы педагогической действительности.

Антропологический подход ориентирует педагогический процесс на идеи поликультурного образования, обеспечивающего развитие у обучающихся (дополнительно к перечисленным ранее) межкультурных, экологических компетенций, компетенций в области безопасности. Этот принцип педагогики отражает культуру коммуникативности, диалогичности, вариативности, альтернативности, открытости и непрерывности образования. Антропологический подход призван формировать у ученика в результате его собственных усилий универсальное знание - то духовное, что рождается рефлексирующим сознанием личности.

Целью моделирования является создание комплекса мер по формированию культуры безопасности обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Стратегической задачей моделируемой системы воспитания является формирование и развитие культуры безопасности у обучающихся.

Развитие культуры безопасности определяется своеобразием целей, задач, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности применительно к возрасту учащегося общеобразовательного учреждения. В связи с этим, нами выделяются этапы развитии этой культуры. Первый этап на уровне начального общего образования (I- IV кл.) (отражен в таблице 2), второй этап на уровне основного общего образования (V-IX кл.) (отражен в таблице 3), третий этап на уровне среднего (полного) общего образования. (X-XI кл.) (отражен в таблице 4).

1. На этапе начального общего образования (I-IV классы)

Цель этапа: формирование представления о средствах безопасности, понимания безопасности, приоритета семьи, здорового образа жизни, психологической и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности в системе ценностей школьников.
Таблица 2

Содержание учебно-воспитательной деятельности

Методы и формы

Диагностика

Учебное время

Внеучебное время







Общестандартные образовательные программы

Внеурочные мероприятия

Период каникул

Дополнительное образование

Методы

Формы




Окружающий мир, Технология, Изобразительное искусство, Физическая Культурениеа, Чт

- Обучающие игры экологической. направленности (см. приложение 2); - Подвижные игры (опорные прыжки через товарища, соревнования) - Викторины - Конкурсы рисунков (папа, мама, я - дружная семья) - Экскурсии

Оздоровление на базе санаториев- профилакториев, летние детские лагеря отдыха, семейные туристические походы

- Кружки (кукольный театр, мягкой игрушки и др.), - Студии (театральная, танцевальная, прикладного творчества и др.), - Спортивные секции (гимнастика, футбол, волейбол, плавание и др.)

- Наблюдение; - Рассказ; - Объяснение; - Беседа; - Пример; - Инструктаж; - - Информирование; - - Познавательная игра; - - Демонстрация; - Сравнение; - Поощрение и др.

- Обучающиеигры; -Сюжетно-ролевые игры, моделирующие поведение в потенциально опасных условиях; - Подвижные игры; - Поручения; - Экскурсии; - Викторины; - Конкурсы - Соревнования; - Праздники и ярмарки с участием родителей и др.

- Устный опрос; - Результаты соревновательной деятельности; -Интервью; - Глубина и способы решения проблемной ситуации


Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

1) обучающих: формировать основные понятия об опасностях; учить сохранять и укреплять свое здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих;

2) развивающих: вырабатывать потребность к здоровому и безопасному образу жизни; развивать практические умения, необходимые для безопасного и здорового существования;

3) воспитывающих: формировать волевые, интеллектуальные, эмоциональные личностные качества.

2. На этапе основного общего образования (V- IХ классы)

Цель этапа, расширенно ранее полученных знаний, развитие практических умений за счет обеспечения формирования психологических установок и развития у подростков практических навыков и привычек, необходимых для безопасной жизнедеятельности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

1) обучающих: формировать знания, умения и навыки, необходимые для адаптации к жизни в современных условиях; развивать политическую, информационную, экологическую, национальную культуру; формировать практический опыт безопасного поведения;

2) развивающих: способствовать развитию позитивного опыта в стрессовой ситуации; формированию комплекса индивидуально-психологических свойств личности, направленных на выход из конфликтной ситуации; укреплению психологического и физического здоровья детей;

3) воспитывающих: воспитывать терпимость, позитивные модели поведения в конфликтных ситуациях, физическую и психическую устойчивость.

. На этапе среднего (полного) общего образования (Х-ХI классы)

Цель этапа: совершенствование знаний, отработка алгоритма безопасного поведения за счет реализации интенсивных учебно-воспитательных технологий, позволяющих (в атмосфере сотрудничества учителя и учеников) гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

1) обучающих: формирование мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности; повышение уровня политической, информационной, экологической, национальной культуры;

2) развивающих: развитие умений прогнозировать опасности и их последствия, объективно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях; развивать деловую и общественную активность;

3) воспитывающих: воспитывать толерантность.