Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные характеристики общения в системе имитационной технологии обучения:
доброжелательность;
возможность свободного проявления чувств;
развитие эмпатийных отношений (имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умения сопереживать;
использование способов ненасильственного общения (свобода выбора, допущение ошибок при формировании нового знания, приемы доверия);
развитие умения понимать, выработка установок децентрации;
развитие умений воспринимать ситуации не как хорошие или плохие, а как ситуации требующие размышления, разрешения.
Основную нагрузку по подготовке обучающихся к правильному поведению выполняют учителя ОБЖ, которые начинают заниматься с детьми с 5 класса. Этот возраст характеризуется повышенным любопытством активностью, неукротимой энергией и непредсказуемым поведением в случае какой-либо опасности. Все это обуславливает выбор возрастной категории детей для проведения нашего исследования, так как именно через имитационные технологии отрабатывается алгоритм правильного, безопасного поведения у обучающихся в повседневной жизни.
По программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе вопросам безопасности в повседневной жизни уделяется недостаточное количество времени.
Использование традиционных методов обучения на уроке не дает возможности высоко развить умения и навыки по адекватному принятию решения и безопасному поведению в случае опасной ситуации в повседневной жизни, а также у школьников снижается уровень качества предметных знаний.
Целесообразно принимать меры по усовершенствованию учебно-воспитательного процесса. Применение имитационных технологий на уроках ОБЖ способствует формированию предметных знаний, развитию умений и навыков безопасного поведения у обучающихся. Кроме того, занятия с использованием имитационных технологий вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на динамику качества знаний обучающихся.
Приведем некоторые примеры:
Пример 1.
Ситуативная задача.
Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам
электробезопасности. Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети.
Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? - попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Ответ: 1.
Пример 2.
Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей.
Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
. У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит,
забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.
. Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме - залог здоровья.
. Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.
Ответ: 2.
Пример 3.
Работа, по составлению алгоритмов действий.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных обучающихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Алгоритм действия в случае затопления квартиры
. Сообщить родителям (взрослым).
. Позвонить по телефону 01 и вызвать специалистов.
. Отключить электричество и перекрыть воду.
. Собирать воду в местах затопления.
Пример 4.
Решение проблемных задач.
В качестве ситуации детям предлагается стихотворение и ситуационные вопросы о причинах возникновения пожара в доме.
Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера и ответьте на вопросы: Можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?
Спички - лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Пример 5.
Сюжетно-ролевая игра.
Задание:
Просмотрим жизненные ситуации. Ваша задача прокомментировать и обосновать действия участников.
Дима один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернуться?»
Ответ Димы: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда
перезвонить?»
Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя.
Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:
Сценарий должен иметь реалистическую основу или взят прямо «из жизни». Но это не означает, что надо описывать этот производственный фрагмент со всеми технологическими тонкостями, которые учащемуся еще долго не будут известны.
В учебной ситуации не должно содержаться более 3 моментов, которые учащиеся должны выделить и прокомментировать в терминах изучаемой концепции.
Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 3 изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.
Организация эффективного обучения обучающихся по имитационной технологии предполагает соблюдение ряда принципов.
Принцип проблемности. Имитационная технология, в отличие от обучения готовым решениям, основана на групповом (коллективном) решении системы учебных проблем. Именно в процессе их обсуждения, т.е. ситуации коллективной жизнедеятельности, педагог и учащиеся органически, функционально (т.е. с необходимостью и гарантированностью) включаются в учебную деятельность, и обучение становится личностно значимым и развивающим.
Организация коллективной мыслительной деятельности через разрешение проблемных ситуаций не только индуцирует вербальную деятельность, но и включает всю психику человека. Поэтому усвоение новых знаний, умений становится для школьников смыслообразующим моментом личностного развития.
Принцип личностного взаимодействия. В традиционном обучении учебная работа чаще всего осуществляется «рядом», без личностного взаимодействия педагога и ученика, ученика - ученика. Организация взаимодействия педагога и обучающихся в обучении по имитационной технологии требует вовлеченности участников учебного процесса в совместное «проживание» учебно-познавательных и эмоционально-нравственных ситуаций на основе собственных позиций каждого субъекта обучения. Такое обучение предполагает, что в нем как бы два центра: учитель и ученик.
Эффективность обучения радикально зависит оттого, насколько удаются педагогу процессы психотехнического и диалогового взаимодействия с личностью ребенка. При этом формируются смыслообразующие мотивы познавательной деятельности (потребность в знаниях, познавательный интерес), познание становится для ученика желанным, добровольным, приобретает положительную эмоциональную окрашенность, стимулирует и поддерживает волевые усилия.
Принцип единства развития каждого участника и группы (коллективообразования). Полноценное развитие каждого ребенка осуществляется не только в процессе парного взаимодействия с педагогом, но и в ходе общения со многими людьми. Общение - это средство становления у ребенка многообразия отношений к себе и к окружающему миру, т. с. общение - это средство развития в личности качеств, которые просто не могут быть сформированы в результате «парной педагогики». Например, эмоциональное сочувствие, сопереживание любому человеку вряд ли можно развить только умозрительным путем, в парной беседе. Необходим опыт соответствующего поведения, его осмысления и чувственного переживания. Такой опыт возможен только в условиях разнообразного общения.
Имитационная технология предполагает организацию педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития каждого ее участника.
Принцип самообучения на основе рефлексии. Эта технология ориентирована на индивидуализацию деятельности каждого участника обучения на основе оперативной, регулярной самооценки, самоконтроля, так как коллективная мыследеятельность предоставляет возможность каждому участвовать в обсуждениях в той форме и в той мере, в какой человеку позволяет его развитие: это может быть позиция лидера, «генератора идей», оппонента, слушателя и т.д.
Очень важно побуждение к рефлексии. Каждый берет то, что ему нужно, и столько, сколько он может взять в силу своего созревания. Рефлексия позволяет осознать метод, который привел к результату, способствует систематизации, обобщению конкретных способов деятельности, что открывает возможности для целостного развития личности и самообучения.
Для успеха имитационных технологий исключительно важное значение имеют психологические особенности взаимодействия субъектов обучения. Только при организации определенных условий общения имитационные методы обучения ведут к личностному развитию обучающихся.
Основные требования к характеристикам общения в системе имитационных технологий:
доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;
возможность свободного проявления чувств, что будет способствовать развитию уверенности и творческих способностей;
развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;
использование способов ненасильственного общения, например, таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов (особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т.д.;
развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т.е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;
развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т.е. воспринимать их как проблемные ситуации.
Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, учащиеся усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности.