Файл: Первой стадии развития оральносенсорной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Периодизация развития личности по э. Эриксону

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребе­нок, проходит ряд стадий, на каждой из которых он приобре­тает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответ­ствующей младенческому возрасту, возникает доверие или не­доверие к миру.. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутрен­них органов, нормальной работе кишечника.. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок

Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ог­раничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, при­сваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпада­ющей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.Когда поведение ребенка становится агрессивным, иници­атива ограничивается, появляются чувства вины и тревож­ности. Таким образом закладываются новые внутренние ин­станции - совесть и моральная ответственность за свои дей­cтвия, мысли и желания. На этом возрастном этапе происходит половая идентифи­кация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.


Четвертая стадия (латентная) совпадает с младший школьный возрастом - предпубертатным, т.е. пред­шествующий половому созреванию ребенка. У детей воспитывается трудолюбие, необходимость овладения но­выми знаниями и умениями. В школе постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружа­ющих и приобрести чувство компетентности.

Пятая стадия совпадающая с подростковым возрастом и юностью. Этопериод самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, за­вершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объе­диняются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые со­циальные труппы и приобретает другие представления о себе.

Шестая стадия, ранняя зрелость. Перед взрослым человеком встает проблема близости в сексуаль­ном, и в социальном плане. Близкие отношения с другим человеком требуют верности, са­мопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я». В это время чаще всего создается семья.

Неспособность любить, устанавливать близкие доверитель­ные отношения с другими людьми, предпочтение поверхно­стных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.

Зрелость, или средний возраст, - седьмая стадия разви­тия личности, самая длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.

Последняя стадия - поздняя зрелость, становится интегра­тивной: в это время «созревают плоды семи предшествовав­ших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности, говорит: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.