ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Периодизация развития личности по э. Эриксону
Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, проходит ряд стадий, на каждой из которых он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
На первой стадии развития (орально-сенсорной), соответствующей младенческому возрасту, возникает доверие или недоверие к миру.. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника.. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок
Вторая стадия (мышечно-анальная) соответствует раннему возрасту. Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. Родители помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.
На третьей стадии (локомоторно-генитальной), совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива.Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности. Таким образом закладываются новые внутренние инстанции - совесть и моральная ответственность за свои дейcтвия, мысли и желания. На этом возрастном этапе происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.
Четвертая стадия (латентная) совпадает с младший школьный возрастом - предпубертатным, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. У детей воспитывается трудолюбие, необходимость овладения новыми знаниями и умениями. В школе постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности.
Пятая стадия совпадающая с подростковым возрастом и юностью. Этопериод самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные труппы и приобретает другие представления о себе.
Шестая стадия, ранняя зрелость. Перед взрослым человеком встает проблема близости в сексуальном, и в социальном плане. Близкие отношения с другим человеком требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним не должно заглушаться страхом потерять свое «Я». В это время чаще всего создается семья.
Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества.
Зрелость, или средний возраст, - седьмая стадия развития личности, самая длительная. Решающим здесь становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Человек стремится передать что-то следующему поколению - собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д.
Последняя стадия - поздняя зрелость, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности, говорит: «Я доволен». Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает.