Файл: Мурзиненко Е. С М. Г. Вильмова 2021 Приказ 137 от 02. 09. 2021.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПАВЛОДАР ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ БАСҚАРМАСЫ, АҚҚУЛЫ АУДАНЫ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ "ЯМЫШЕВ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы

______________/Мурзиненко Е.С ________________/М.Г.Вильмова

«____»_______________2021 Приказ №137 от 02.09.2021

М.П.

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО  

Рассмотрено на заседании

педагогического совета Протокол №71 от 30.08.2021

ФИО педагога-психолога: Кривощапова М.Н.

2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития).
Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.

Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и методах обучения.

В последнее время наиболее распространенной формой психической патологии детского возраста становится задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 6-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Количественно группа детей с ЗПР - самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту. В силу своей многочисленности, а также вариабельности проявления и индивидуального своеобразия возможностей к
компенсации эти дети требуют от педагогов, специалистов образовательных учреждений более высокой профессиональной компетентности, нежели дети, нормально развивающиеся.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной основной образовательной программы на начальной ступени обучения (вариант 7.2) (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Нормативно – правовой основой программы коррекционной работы являются следующие документы:

  • Закон «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

  •  Сан пин;

  •  Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе;

  •  Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ).

  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.).

  • Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065–п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».




Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы;

- развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.

Общая характеристика программы

Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ЗПР.

Принципы_реализации_программы:__Принцип_приоритетности_интересов'>Принципы реализации программы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.


Принцип непрерывностиобеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:

  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом ученика;

  • наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;

  • учет особенностей развития каждого ребенка;

- предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;

  • создание условий по охране и укреплению здоровья детей;

  • формирование мотивационной готовности к обучению;

  • развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь);

  • развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия;

  • совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы;

  • коррекция детско-родительских отношений;


Программа психолого-педагогической работы на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание.


  1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников.

№ п/п

Диагностируемые

Параметры

Рекомендуемые методики диагностические методы




Социальная ситуация развития (проблемы, связанные с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье)


Социометрия

Проективная беседа «Мой круг общения»

Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля.

CMAS (модиф. А.М.Прихожан)

Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации»

Методика «Рисунок семьи»

«Кинестетический рисунок семьи»

Методика Д. Ореховой «Домики».




Ведущая деятельность (сформированность компонентов структуры учебной деятельности, предпосылки формирования учебной деятельности, произвольность поведения и познавательных процессов)



Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности

Проективная проба «Рисунок школы»

Методика «Лесенка побуждений»

Методика «Составь расписание»

Методика «Конверты»

Методика Н.Г. Лускановой по мотивации




Особенности познавательной деятельности


Прогрессивные матрицы Дж.Равена

Методика Выготского-Сахарова

Предметная классификация

Исключение предметов (4ый лишний)

Кубики Коса

Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене)

Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени)

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС).




Изучение свойств внимания (уровень распределения, устойчивости, переключения внимания)

Методика “Проставь значки”

Корректурная проба (тест Бурдона)

Методика В.М.Когана

Таблицы Шульте




Изучение свойств памяти (уровень долговременной памяти, произвольной (осмысленной) памяти, логической памяти (воспроизведение логических связей).

Методика “Долговременная память”

Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.)

Методика “Изучение логической памяти у младших школьников”

Пиктограммы




Эмоционально-волевая сфера

Цветовой тест Люшера

ЦТО Цветовой тест отношений

С.А.Т.-Н

Методика «СОМОР»

«Лесенка»

«Несуществующее животное»

«Дом. Дерево. Человек»

«Эмоциональные лица» и пр.