Файл: Методы социальной психологии исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль №5

по дисциплине «Методика исследований в социальной работе»


Тема: Методы социальной психологии исследования


ФИО студента

Юлин Максим Александрович

Направление подготовки

Социальная работа

Группа

СРБ-Б-04-З-2021-1 ДИСТАНТ


Москва 2023

План: Введение

1. Социально-психологические  методы исследования

1.1 Понятие «социально-психологическое  исследование»

1.2 Классификация методов  социально-психологического исследования

2. Характеристика методов  социальной психологии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная психология как  самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. Некоторые  вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии  и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических  научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали  анализировать психологические  феномены больших социальных групп  и особенности психических процессов  и поведения человека в зависимости  от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а  социология -- общество. Сочетание слов «социальная психология» указывает  на специфическое место, которое  занимает эта дисциплина в системе  научного знания. Возникнув на стыке  наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет  особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин  включает ее в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  дисциплины имеет много причин. Одна из них -- объективное существование 
такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к  воздействия».

1. Социально-психологические методы исследования

1.1 Понятие «социально-психологическое  исследование»

Социально-психологическое  исследование -- вид научного исследования с целью установления в поведении  и деятельности людей психологических  закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие  и малые) группы, а также психологических  характеристик самих этих групп.Социальная психология. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими  социальными науками характеризуется:

а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов  в группах, так и характеристик  сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и  изложение фактов;

в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических  явлений;

г) культурно обусловленной  относительностью социально-психологических  закономерностей;

д) работой с реальными  конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

1.2 Классификация методов социально-психологического исследования

Существуют различные классификации  социально-психологических методов. Развитие и совершенствование социально-психологических  методов происходит неравномерно, что  определяет трудности их систематизации. Весь набор методов обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Методы обработки  данных часто не выделяются в специальный  блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования. Существуют и другие классификации методов. Выделяют, например, такие методы, как наблюдение, эксперимент и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты). Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия.



1. Методы феноменологизации  и концептуализации - позволяют провести  предварительную работу по выделению  и систематизации интересующих  социально-психологических феноменов  и проблем. Выделение феноменов  осуществляется в соответствии  с социальными потребностями,  а систематизация - путем соотнесения  с имеющимися теориями.

2. Методы исследования  и диагностики - наблюдение, опрос,  эксперимент, анализ продуктов  деятельности, моделирование. При  организации наблюдения отвечают  на вопросы: что наблюдать?  как фиксировать? Эксперимент  предполагает создание контролируемых  условий, в которых вероятно  появление изучаемого феномена. Подразделяется на лабораторный  и естественный. Последний предполагает  создание искусственной модели  действительности. Что-либо выяснить  о социально-психологических явлениях, процессах можно, исследуя продукты  деятельности отдельных индивидов  и групп (документы, сочинения,  контрольные работы, рисунки и  т. п.). Моделирование - конструирование  модели, которая дает возможность  представить, прогнозировать развитие  событий.

Методы исследования ориентированы  на разностороннее рассмотрение какого-либо феномена, а диагностики - на измерение, т. е. численное представление изучаемого явления.

3. Методы обработки и  интерпретации данных. Чаще всего  используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений  от среднего показателя и т.  п.). Методы обработки дают числа,  а интерпретации позволяют перевести  их в психологические понятия  и суждения. Для этой цели используют  тесты и экспертные оценки.

4. Методы коррекции и  терапии - позволяют улучшать  различные личностные и групповые  умения, навыки, свойства и т. п., осуществлять лечение людей. Выделяют  телесную терапию, арттерапию, психодраму  и др.

5. Методы мотивирования  и управления - это методы, которые  побуждают людей к деятельности  и обеспечивают оптимальное взаимодействие  отдельных личностей и групп  (например, планирование).

6. Методы обучения и  развития личности (или группы) призваны  реализовать социально-психологический  потенциал межличностного взаимодействия (дискуссионные игры, тренинги межличностной  чувствительности и личностного  роста и т. п.).

2. Характеристика методов социальной психологии

Наблюдение -- «старый» метод социальной психологии. Наблюдение активно используется, когда необходимо получить данные о поведении и действиях объекта. Сама по себе процедура достаточно проста.


Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности.

Опросы -- распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Анкетирование может быть групповым или индивидуальным; оно проводится как по месту работы, службы или учебы, так и по месту жительства.

Тест -- это процедура получения эмпирических данных от объектов исследования с помощью специально подобранных вопросов или заданий (тесты), ориентированных на изучение способностей к ощущению, восприятию, обработке и отражению информации (тесты «интеллекта») или на выявление особенностей личностной сферы объекта исследования (психических состояний, характерологических черт или свойств личности).

Заключение

Методы научного исследования -- это те приемы и средства, с помощью  которых ученые получают достоверную  информацию, обрабатывают ее, строят определенные научные гипотезы и проверяют  их истинность.Методы социально-психологического исследования делят на а) методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.). В данной работе мы познакомились с методами сбора информации, используемыми в исследованиях.

Наблюдение - «старый» метод  социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение»  протокола наблюдения было понятно  и другому исследователю.

Изучение документов имеет  большое значение, поскольку при  помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи  с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными  психологическими особенностями. Важнейшую  роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».

Опросы - распространенный прием  в социально-психологических исследованиях. Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные  методологические проблемы заключаются  в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.


Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное  задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже - групповые тесты. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл  последующей обработки состоит  в том, чтобы при помощи «ключа»  соотнести полученные ответы с определенными  параметрами - эталоном.

Эксперимент - один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и  естественный. Таким образом, достоверность  и объективность новой информации зависят, прежде всего, от того, какими способами, приемами и средствами она  была получена. Какой или какие  из методов будут применяться  в исследовании, решается на этапе  составления программы, при выдвижении гипотез. Каждый из методов имеет  свои особенности, предъявляет определенные требования к использованию. Знание их характеристик, приемов и способов использования и применения в  практике конкретных исследований - важный этап в работе исследователя.

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Спецпрактикум  по социальной психологии: опрос,  семейное и индивидуальное консультирование / Ю.Е. Алешина, К.Е. Данилин, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 64 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная  психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект  Пресс, 2004. - 384 с.

3. Крысько В.Г. Социальная  психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

4. Мельникова, Н.А. Социальная  психология. Конспект лекций / Н.А.Мельникова. - М.: Экзамен, 2008 -160 с.

5. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 175 с.

6. Мокшанцев, Р. Социальная  психология. Учебное пособие / Р.  Мокшанцев, А. Мокшанцева. - М.: Инфра-М, 2001. - 212 с.