Файл: Правилам безопасного поведения во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В работу по формированию безопасного поведения у детей вовлечены воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, инструктор по плаванию, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, библиотекарь.

Работа по этим направлениям проводится в пространственно-развивающей среде, созданной на полифункциональной основе. Использование такой среды в условиях непрерывного поиска новых путей и методов, совершенствования внеучебной деятельности за счет уточнения задач и соотнесения их друг с другом, выявления дополнительных возможностей, условий и факторов определяет успешность достижения целей образования детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Полифункциональная среда — это среда, которая предполагает использование современного модульного и традиционного игрового, учебного оборудования на основе интеграции его во внеучебной деятельности. Условно это среду можно определить как «сенсорные комнаты».

В центре создана полифункциональная интерактивная среда, которая дает возможность реализовать задачи формирования безопасного поведения у детей в условиях интеграции, что позволяет воспитанникам Центра в неформальной обстановке взаимодействовать друг с другом, реализовывать свои возможности, исходя из индивидуальных особенностей, что отвечает принципам природосообразности и культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.

Полифункциональная интерактивная среда Центра это:

  • специально сконструированные темная и светлая сенсорные комнаты;

  • детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», объединенные общим названием «Азбуки безопасности» (производитель предприятие «АЛЬМА» - Санкт-Петербург);

  • компьютерный класс, где используются разные компьютерные программы,

  • конференц-зал с интерактивной панелью, где используются видеоматериалы, презентации и проекты, созданные с использованием технологии Мимио,

  • оборудование групп и кабинетов специалистов современными средствами обучения,

  • спортивный зал и бассейн,

  • специально оборудованная для детей кухня.

Воздействие на ребенка посредством мероприятий, объединенных единой сюжетной линией по разным темам безопасности, проводится с использованием игровых, личностно-ориентированных, различных инновационных технологий
,аква-пескотерапии, технологий здоровьесбережения, проектной деятельности и т.п.

К формам организации внеурочной деятельности относится кружковая работа, факультативные занятия, проектная деятельность, досуговые и спортивные мероприятия, различные игры, традиционное проведение недели здоровья, недели безопасности, недели правил дорожного движения, «Книжкиной недели».

Коллективом центра накоплен богатый практический материал занятий, викторин, праздников, презентаций и проектов, созданных с использованием технологий Мимио.

Организация безопасной среды, проведение игр, упражнений, чтение, посещение музеев, тренинги и другие виды работы, формируют у детей знания, умения, навыки. А в целом, смеем надеяться, здоровый и безопасный образ жизни.

В «Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования» (руководитель группы разработчиков С.В. Климин) обращается внимание на то, что планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны стать такие результаты воспитательного процесса, как сформированность новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и других направлений личностного развития в школьном возрасте.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в совместное образование с нормально развивающимися сверстниками, важно создать условия, прежде всего, для реализации воспитательного компонента образовательной деятельности.

Обратим внимание на некоторые ориентиры воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды:

  • осознанное принятие детьми с ОВЗ и нормально развивающимися школьниками друг друга в пространстве, гармонизирующим отношения детей;

  • осознание детьми с различным уровнем интеллектуального и физического развития ценностей здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей (сверстников, взрослых) в игровом модульном пространстве, приближенном к реальным ситуациям окружающего мира;

  • формирование основ коммуникативных и других специальных способностей с учетом особенностей жизнедеятельности, условий воспитания, типологических особенностей учащихся с ОВЗ;

  • формирование соответствующих особенностям школьного возраста интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности (доброжелательности, отзывчивости, инициативности, адекватности самооценки) в процессе взаимодействия в полифункциональной интерактивной среде;

  • формирование основных учебных умений и навыков (определяющих «способность учиться» и традиционно рассматриваемых в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания в начальной школе с целью подготовки младшего школьника к образовательной деятельности в основной школе), которые уточняются и закрепляются в процессе проектной деятельности;

  • формирование у детей элементарных умений толерантно относиться к позиции собеседника, навыков совместной предметно-практической, игровой, трудовой, учебной деятельности, умений и знаний, имеющих общесоциальное значение. Они осваиваются в естественной жизнедеятельности детей, в ходе учебно-воспитательных мероприятий и т.п.;

  • формирование с учетом возраста знаний, умений и навыков владения различными средствами коммуникации, в том числе современными — интерактивными.


Внеурочная деятельность организуется в трех направлениях: кружковая работа, факультативные занятия и проектная деятельность. Во все виды деятельности включаются дети с ОВЗ. Полифункциональная интерактивная среда позволяет им в неформальной обстановке взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками, реализовывать свои возможности в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями.

В основе всех направлений внеурочной деятельности с учащимися, в том числе и с учащимися с ОВЗ, лежат ключевые идеи: развитие, гармония, комплексность.

Идея развития реализуется в свободной деятельности в комфортной полифункциональной среде разной направленности. Она осуществляется на основе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми в специально структурированной предметно-развивающей среде.

Одна из основных задач внеурочной работы в образовательном учреждении — обучение детей правилам безопасной жизнедеятельности. Важно не просто оградить ребенка от опасностей, а подготовить их к возможной встрече с ними, научить правильным действиям в экстремальной ситуации. Перед началом целенаправленной внеклассной работы с детьми с ОВЗ по обучению их правилам безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми необходимо определить основные задачи:

  • выявить особенности представлений о правилах безопасности в различных ситуациях у младших школьников с различным уровнем развития, воспитывающихся в различных социальных условиях;

  • разработать технологии внеурочной образовательной деятельности в специально сконструированной обогащенной развивающей среде, обеспечивающие овладение младшими школьниками с ОВЗ правилами безопасного поведения;

  • выявить педагогические условия эффективности внеурочной образовательной деятельности на основе использования специально сконструированной обогащенной среды;

  • разработать методы и приемы методического сопровождения младших школьников с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития, позволяющие формировать мотивацию школьников с ОВЗ к выработке собственной жизнеутверждающей позиции безопасного поведения как ценности, к умению выбирать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях в природном и социальном мире;

  • апробировать разработанные методы и приемы формирования безопасного поведения младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности по темам «Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности (дома, в лесу)», «Опасности контактов с незнакомыми людьми», «Опасности в природе», «Опасности на улице», «Опасности в быту» с использованием учебно-методических игровых комплексов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения» и др..

  • организовать мониторинг успешности образовательной деятельности во внеурочное время по вышеуказанным темам (Приложение 2).



Основным методом диагностики особенностей знаний младших школьников о правилах безопасности в различных ситуациях является беседа, в процессе которой уточняются представления: об опасных ситуациях в доме, на улице, на природе, при контактах с незнакомыми людьми, об источниках опасности; о мерах предосторожности; о возможных действиях в опасных ситуациях.

Педагоги нашего центра при проведении мониторинга использовали, исходя из особенностей воспитанников, несколько измененные четыре блока вопросов(См. Бабаева Т.И., Гоберидзе А.Г., Озерецкий Н.О., Гуревич Н.И. Мониторинг в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО  ПРЕСС, 2011).

 

Блок 1. «Опасности контактов с незнакомыми людьми»:

  1. Представь, что ты остался дома один и в квартиру позвонили незнакомые тебе люди. Что ты будешь делать?

  2. Представь, тебе позвонил по телефону незнакомый человек и сказал, что тебя ждут у магазина для передачи посылки. Что ты будешь делать?

  3. Представь, что ты пошел с воспитателем в магазин, в театр и потерялся. Что ты будешь делать?

  4. Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.

  5. Представь, что ты гуляешь один, подходит незнакомый человек, угощает тебя конфетами и предлагает пойти с ним погулять. Что ты будешь делать?

  6. Представь, что ты гуляешь один, с тобой заговаривает незнакомый человек, спрашивает твое имя, где и с кем живешь, как учишься, что любишь делать, во что играть и приглашает поиграть в новый компьютер у него дома. Что ты будешь делать?

  7. Представь, что ты гуляешь один, к тебе подходит пожилой человек и просит помочь донести сумку до дома. Что ты будешь делать?

  8. Как ты думаешь, можно ли заходить в подъезд с незнакомым человеком?

  9. Как ты думаешь, можно ли заходить в лифт с незнакомым человеком?

  10. Как ты думаешь, нужно ли рассказывать воспитателю, что с тобой случилось? Почему?

  11. Можно ли детям одним уходить гулять за ворота? Почему?

  12. Как ты думаешь, можно ли детям одним гулять далеко от дома:в лесу, парке?


Блок 2. «Опасности на улице»:

  1. Для чего нужна улица?

  2. Где люди могут переходить проезжую часть?

  3. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

  4. Что означают цвета светофора?

  5. Кто следит за порядком на дороге?

  6. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

  7. Где можно играть, кататься на велосипеде, роликах?

  8. Где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликах?

  9. Какие правила нужно соблюдать в общественном транспорте?

  10. Для чего в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев висят плакаты оправилах поведения на транспорте?

  11. Что будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обращаться на улице?

  12. Что будешь делать, если увидишь бездомную собаку или «потеряшку», собаку без хозяина?



Блок 3. «Опасности в природе»:

  1. Ты был в лесу?

  2. Какие опасности могут быть в лесу?

  3. Что нельзя делать в лесу, в парке?

  4. Почему нельзя собирать незнакомые ягоды?

  5. Почему нельзя собирать незнакомые грибы?

  6. Умеешь ли ты плавать?

  7. Где можно купаться?

  8. Когда можно купаться?

  9. Для чего у водоемов установлены щиты, на которых написаны правила поведения на воде и на солнце?

  10. Для чего на пляжах есть спасательная станция?

  11. Можно ли детям зимой или весной ходить по льду реки? Почему?

  12. Что ты будешь делать, если ты получил травму? (Порезался, обжёгся, ударился, тебя укусила собака или оцарапала кошка?)

  13. Можно ли дразнить животных(на улице или дома)?

  14. Можно ли трогать незнакомых животных?


Блок 4.«Опасности в быту»

  1. Какие электрические приборы знаешь?

  2. Какие правила нужно соблюдать при пользовании электроприборами?

  3. Можно ли мокрыми руками включать электроприборы? Почему?

  4. Для чего пишут правила использования разных бытовых приборов?

  5. Чем опасна разбитая посуда?

  6. Почему детям запрещают играть со спичками, зажигалками?

  7. Что ты будешь делать, если ударишься, порежешься, обожжешься? К кому ты обратишься за помощью?

  8. Как ты думаешь, можно ли есть незнакомые таблетки или витамины?

  9. Один мальчик съел чужие таблетки. У него заболел живот. Что он должен сделать?

  10. На земле валяются (лежат на скамейке) конфеты и печенье. Что ты будешь делать?

В случае затруднений ребенка в понимании ситуации, беседы рекомендуется проводить с использованием иллюстраций, на которых изображены дети в конкретной опасной ситуации: «Собака лает на котенка», «Ребенок тонет в воде», «Дети собирают мухоморы», « Дети разбили вазу», «Дети играют со спичками», «Ребенок порезал пальчик», «Дети провалились под лед», «Мальчик играет с мячом на дороге» и т.п.
Ответы на следующие вопросы свидетельствуют о знании способов безопасного обращения с бытовыми приборами и понимании детьми необходимости соблюдения правил их использования:

  • Почему это случилось с ребенком?

  • Что он делал неправильно?

  • Как надо было поступить?

Для выявления знаний детей о приемах первой помощи и действиях в некоторых опасных ситуациях в быту, им задают следующие вопросы:

  • Что теперь делать этому ребенку?

  • Что он может сделать сам?

  • Кто ему может помочь?