Файл: Традиционные организационные структуры (Сущность управления организацией и место в нем структуры).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проектирования традиционной организационной структуры предприятия
1.1. Сущность управления организацией и место в нем структуры
1.2. Принципы проектирования и основные виды
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры
2.3. Пути совершенствования организационной структуры ООО «Бельмаре» г. Москва
Линейная структура управления (рисунок 3) предполагает, что каждое подразделение подчинено управленцу, осуществляющему единоличное руководство определенным количеством подчиненных ему сотрудников и сосредоточившему в себе все управленческие функции. Но и такой управленец также подчиняется еще более вышестоящему управленцу.
Рисунок 3 - Линейная структура управления [5, с. 165]
Функциональная - вид организационной структуры, при которой группирование конкретных должностей в подразделения (отделы) основывается на базе и перечне общих видов деятельности (рисунок 4). В зависимости от поставленных организацией задач эти виды деятельности могут быть различны.
Рисунок 4 - Функциональная схема организационной структуры [5, с. 171]
Линейно-функциональная структура (рисунок 5) в большей степени помогает устранению недостатков как линейного, так и функционального типов управления. При такой структуре роль функциональных служб заключается в подготовке данных для линейных руководителей, чтобы те на их основании могли принять оптимальное управленческое решение.
Рисунок 5 - Пример линейно-функциональной структуры [5, с. 175]
Дивизиональная структура (рисунок 6) управления делает акцент на том, что в качестве критерия группирования должностей в так называемые дивизионы (отделы) определяют виды продукции, группы потребителей или регионы.
Рисунок 6 - Дивизиональная структура управления [5, с. 183]
Матричная структура (рисунок 7) предполагает одновременность группирования на одном уровне управления сразу по нескольким критериям.
Рисунок 7 - Матричная структура управления [5, с. 191]
Комбинированная структура (рисунок 8) – группирование по различным критериям.
Рисунок 8 - Комбинированная структура [5, с. 193]
Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.
Принципы проектирования организационной структуры показаны на рисунке 9.
Процесс организационного проектирования должен стремиться к формированию модели рациональной структуры управления. Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов [22, с. 117]:
1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.
2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи:
- выбор типа структуры;
- конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления;
- разграничение соподчиненности между звеньями структуры;
- расчет расходов на содержание аппарата управления.
3. Оценка эффективности организационной структуры.
Рисунок 9 - Принципы проектирования организационной структуры [13, с. 184]
Иногда руководство предприятия принимает решение относительно изменения организационной структуры. Все корректировки необходимо начинать с оптимизации хозяйственных процессов. В противном случае есть опасность создания структурных системных конфликтов, которые будут сопровождаться с «искривленными» бизнес-процессами и будут требовать ресурсы, требуемые на осуществление запланированных перемен. Проводить оптимизацию процессов стоит, не уделяя важность работникам компании, в противном случае можно непреднамеренно начать подстраивать их под персоналии. Для того чтобы оптимизировать организационную структуру необходимо:
1.Фиксация имеющейся организационной структуры, с выделением всех ее слабых сторон.
2. Описание актуальных на данное время процессов бизнеса (не только основных, но и вспомогательных, с фиксацией узких мест).
3. Вывести четкую формулировку цели планируемых изменений, не забывая об главных целях компании и интересах ее собственников.
4. Сформировать модель с новыми процессами бизнеса сначала в общем плане, потом детализируя их, спускаясь по уровням вниз. Возможно, есть необходимость моделирования сразу несколько вариаций бизнес-процессов. После проведения оценки их преимуществ и определении недостатков, с учетом имеющихся у фирмы ресурсов, нужно избрать оптимальную на настоящее время альтернативу.
5. Провести оценку избранного варианта на соответствие целям и «расширении» тех узких мест, которые имеются на конкретный момент времени. Необходимо задуматься о проблемах, что могут обозначиться при внедрении выбранного варианта.
6. Проанализировать функции, которым необходима централизация. Исходить следует из возможностей осуществлять контроль над их выполнением, а также из возможности уменьшить расходы и исключить нехватку ресурсов (людских в том числе).
7. Опираясь на бизнес-процессе предприятия, необходимо смоделировать версии оптимальной организационной структуры. Рассматривать получившиеся альтернативы нужно, уделяя внимание на: соответствие коммерческим потребностям и возможностям; экономическую целесообразность; следование нормам управляемости; возможности свободной передачи данных; возможности осуществления взаимного контроля (контрольные точки должны находиться вне бизнес-процессов).
По результатам главы подытожим, что форма и содержание любой организации формирует и поддерживает определенную совокупность задач взаимодействия основных организационных атрибутов – рабочих мест и подразделений в составе структуры организации.
Структура организации зависит от множества факторов, важнейшим из которых является направление или содержание основной (производственной) деятельности.
Структура организации, как правило, требует логико-информационного упорядочения всех операционных и управленческих процессов для изготовления продукции/ выполнения услуг.
Руководители уделяют значительное внимание принципам построения структуры управления: оперативность, оптимальность, экономичность, надежность, гибкость и устойчивость структуры.
На практике выделяют несколько типов традиционных организационных структур управления предприятием: функциональная, линейная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, комбинированная.
Процесс проектирования организационной структуры можно обозначить в виде 3 этапов:
1. Анализ действующей на момент исследования структуры управления, который должен установить ее соответствие или не соответствие установленным качественным и количественным критериям.
2. Проектирование организационной структуры, решающее следующие задачи: выбор типа структуры; конкретизация количества и состава подразделений по уровню управления; разграничение соподчиненности между звеньями структуры; расчет расходов на содержание аппарата управления.
3. Оценка эффективности организационной структуры.
Тип структуры определяется руководством предприятия самостоятельно, исходя их производственных и других целей управления.
Глава 2. Исследование организационной структуры
ООО «Бельмаре» г. Москва
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Бельмаре» – турфирма в г. Москва, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Каховка, 20-А.
Цель туристической компании «Бельмаре» - это создание комфортных условий для каждого клиента, и предоставление полной свободы в туристических желаниях.
Принципы отношений Турфирмы «Бельмаре» с клиентами:
- коллектив туристической компании «Бельмаре» работает для своих клиентов в отличии от большинства других турфирм;
- клиентом считается любой человек, зашедший в офис турфирмы «Бельмаре»;
- каждого клиента приветствуют с уважением, приглашают за стол и предлагают напитки как дорогому гостю;
- любое желание клиента достойно внимания, и консультанты прилагают все возможные усилия, чтобы его исполнить.
Турфирма «Бельмаре» предлагает своим клиентам широкий спектр ценовых предложений и высокое качество обслуживания по всем основным направлениям туризма. [25].
ООО «Бельмаре» является прибыльным предприятием и одним из лидеров г. Москва по объемам продаж и выручки. По результатам анализа (таблица 1) можно отметить рентабельность работы фирмы на протяжении анализируемого периода (в среднем – 22%).
Таблица 1
Финансовые результаты деятельности за 2017-2019гг.
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Отклонение 2019/2018 |
Валовый доход (выручка), тыс. руб |
18250 |
22082 |
20075 |
-2007 |
Валовые затраты, тыс. руб. |
14824,1 |
16347,8 |
17877,9 |
-1530,1 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
3425,9 |
5734,2 |
2197,1 |
-3537,1 |
Рентабельность, % |
23,1 |
35,1 |
12,3 |
-22,8 |
В то же время, по результатам анализа можно отметить снижение рентабельности бизнеса вследствие снижения объема выручки и прибыли. Прибыль снизилась по сравнению с 2018г. Затраты в это время возрастают. Предпринимателю необходимо уделить внимание росту издержек и пересмотреть их структуру.
Объемы продаж ООО «Бельмаре» показаны в таблице 2.
Таблица 2
Объем и динамика продаж ООО «Бельмаре»
Показатель |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Отклонение 2019/2017 |
1. Объем продаж всего, ед. |
1825 |
2007 |
2208 |
+383 |
в т.ч. зарубежные туры |
1211 |
1332 |
1466 |
+255 |
- внутренние туры |
520 |
572 |
629 |
+109 |
- экскурсии по городу |
93 |
102 |
112 |
+19 |
2. Объем продаж всего, тыс. руб. |
18250 |
22082 |
20075 |
+1875 |
в т.ч. зарубежные туры |
13756,8 |
15896,4 |
18451,3 |
+994,5 |
- внутренние туры |
3945,7 |
4118,6 |
4777,1 |
+831,4 |
- экскурсии по городу |
1247,4 |
1532,1 |
1710,4 |
+463,0 |
По результатам анализа можно отметить рост показателей продаж, как в натуральном, так и в денежном выражении. Относительный показатель роста в 2019 году по сравнению с 2017г. составил соответственно 21 и 31,6%.
Динамика и структура услуг в общем объеме продаж показана на рисунках 10-12.
Рисунок 10 - Динамика объемы проданных путевок 2017-2019гг., ед.
Видим, что динамика положительная. Относительно небольшие темпы роста экскурсионных услуг связаны со значительной конкуренцией на этом рынке.
Рисунок 11 - Структура продаж по видам услуг в 2019г., %
Рисунок 12 - Динамика продаж по видам услуг 2017-2019гг., тыс. руб.
Общую динамику по услугам ООО «Бельмаре» можно увидеть на рисунке 13.
Рисунок 13 - Динамика количества клиентов филиала в г. Москва 2017-2019гг., чел.
В 2019г. по сравнению с 2018г. наблюдается сокращение количества клиентов почти на 10%.
Согласно исследованиям, лишь каждый 3-й клиент вновь обращается за покупкой в ООО «Бельмаре». На это влияют два основных фактора:
- высокая конкуренция;
- ограниченный круг клиентов, ведь туры не все и не всегда являются жизненно необходимыми для людей.
Таким образом, ООО «Бельмаре» - это достаточно конкурентоспособная организация на рынке туристических услуг г. Москва, хотя и с присущими ей некоторыми недостатками. Эти недостатки отчасти связаны с неэффективными решениями кадровых вопросов.
Далее изучим кадровую и организационную структуру предприятия.
2.2 Исследование кадровой и организационной структуры
предприятия
Как известно, эффективное планирование управлением персонала предприятия положительно влияет на результаты деятельности организации благодаря оптимизации использования персонала. Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности сотрудников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы 3.
Таблица 3
Структура среднесписочной численности персонала ООО «Бельмаре»
Показатель |
2017г. |
Удель-ный вес, % |
2018 г. |
Удель-ный вес, % |
2019 г. |
Удель-ный вес, % |
Абсолют-ное отклоне-ние 2019 к 2017, чел. |
Измене-ние в структуре 2019 к 2017, % |
Среднесписочная численность персонала, чел. В том числе: |
29 |
100 |
32 |
100 |
35 |
100 |
+6 |
+20,1 |
- руководители |
4 |
13,8 |
4 |
12,5 |
4 |
11,4 |
0 |
-2,4 |
- специалисты и менеджеры |
22 |
75,9 |
25 |
78,1 |
27 |
77,1 |
+5 |
+1,2 |
- обсл.персонал |
3 |
10,3 |
3 |
9,4 |
4 |
11,4 |
+1 |
+1,1 |