Файл: Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и орд признаки, суть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, осуществляется ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", УПК.

На подзаконном уровне:

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания";

от 28 декабря 2016 г. N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия";

от 27 ноября 2007 г. N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве";

от 12 июля 2010 г. N 276 "Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства";

от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия";

от 1 ноября 2011 г. N 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора";

указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 9 ноября 2011 г. N 392/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей";

от 10 октября 2018 г. N 653/36 "Об усилении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания" и др.

Сущность основных требований, содержащихся в указанных нормативно-правовых актах, заключается в обязательном осуществлении прокурорских проверок законности и обоснованности предварительного расследования. При этом речь идет о необходимости проверки и оценки законности всех следственных действий и процессуальных решений органов дознания и предварительного следствия с момента поступления сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела и до принятия окончательного процессуального решения о направлении уголовного дела в суд, а также о прекращении или приостановлении производства по уголовному делу.

  1. Правовые основы для проведения проверки законодательства об ОРД


Конституция РФ

ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ФЗ «О федеральной службе безопасности»,

ФЗ «О государственной охране» и др.

Примером ведомственного нормативного регулирования в исследуемой области являются приказы Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»,

от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»,

от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»

Примером межведомственной нормативной основы могут служить

1)Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц, утвержденная Приказом МВД России № 38, Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 14 и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 5 от 16.01.2015;

2) указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69, МВД России № 1/7818 от 29.09.2008 «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”»; 3)указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ФСБ России от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативнорозыскной деятельности” органами федеральной службы безопасности» и др.

Следует также помнить, что перечень подлежащего изучению при подготовке к проведению прокурорско-надзорных проверок в ОРО законодательства может меняться в зависимости от органа, осуществляющего ОРД.

Например, при подготовке к проведению проверки в оперативных подразделениях органов внутренних дел следует изучить нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу оперативно-розыскной деятельности и касающиеся прокурорского надзора в указанной сфере, например: Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции»


  1. Вопросы, выносимые для проверки законности деятельности следователя


1. Нарушения, связанные с незаконным ограничением прав и свобод человека и гражданина:



• нарушение права подозреваемых и обвиняемых на защиту, которые могут выражаться в несвоевременном предоставлении защитника.

необоснованное применение мер процессуального принуждения. Такие меры, как правило, выражаются в виде необоснованного задержания или необоснованного проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых на личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и т.п. Например, необоснованные проведение обыска или дача поручения оперативно-розыскному органу о прослушивании телефонных переговоров лица;

• применение в отношении лиц административного ареста и содержание их в камерах для административно задержанных на основании сфальсифицированных протоколов о совершении ими административного правонарушения

Нарушения, связанные с незаконным принятием процессуальных решений: не- обоснованные процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, о приоста- новлении и о прекращении уголовного дела,

Нарушения, связанные с нарушением сроков расследования, принятия процес- суальных решений, проведения следственных действий, представления прокурору материалов, уголовных дел и копий различных постановлений, а также сроков со- держания задержанных и арестованных под стражей.

4. Нарушения, связанные с порядком проведения следственных действий: отсутствие понятых при том, что они будут указаны в соответствующих протоколах следственных действий; непривлечение педагога или законного представителя при проведении до- проса несовершеннолетнего лица; неознакомление или несвоевременное ознаком- ление обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы; неразъяснение прав и обязанностей всем участникам следственных действий; нарушение правил работы с вещественными доказательствами, выражающиеся, например, в неправильном их изъятии, упаковке и оформлении; в нарушениях правил проведения опознания, вы- ражающихся, например, в отсутствии внешнего сходства статистов, предъявляемых для опознания, и т.п.

5. Нарушения, связанные с неправильным оформлением следственных действий и процессуальных решений: отсутствие подписи соответствующих лиц, указания вре- мени или места проведения следственного действия или принятия процессуально- го решения, отсутствия ссылки на конкретную норму УПК РФ, устанавливающую
определенное право или порядок производства, и т.п


  1. Вопросы, выносимые для проверки законности деятельности дознавателя

  2. Вопросы, выносимые для проверки законности деятельности сотрудника оперативной службы

Особое внимание уделяется выяснению:

• общего состояния законности при осуществлении ОРД1;

• законности при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприя-

тий и принятии решений руководителями ОРО;

• соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе

осуществления ОРД;

• решению задач ОРД и выполнению установленных Законом обязанностей

органами, уполномоченными на осуществление ОРД;

• эффективности осуществления ОРД с точки зрения исполнения всех требо-

ваний и предписаний закона по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и всех лиц, причастных к их подготовке и совер- шению;

• выявлению причин и условий нарушений оперативно-розыскного законода- тельства;

• состоянию ведомственного контроля за законностью ОРД;

• достоверности статистических и иных отчетных данных и сведений, харак- теризующих результаты и эффективность деятельности проверяемого опера-

тивно-розыскного органа.

какие виды ДОУ имеет право заводить проверяемый ОРО;

• с какой целью заводится тот или иной вид ДОУ;

• какие документы составляются для заведения ДОУ;

• в каких случаях запрещается заведение определенных видов ДОУ;

• в каких учетных системах и при помощи каких книг и журналов регистриру-

ются заведенные ДОУ;

• каков срок ведения того или иного вида ДОУ, что является основанием для

продления срока ведения ДОУ;

• по каким основаниям и в каком порядке осуществляется пересылка ДОУ из

одного ОРО в другой;


  1. Типичные нарушения, выявляемые при проверках исполнения законов органами, осуществляющими дознание, следствие и ОРД

Дознание и следствие:

1. Нарушения, связанные с незаконным ограничением прав и свобод человека и гражданина:

- нарушение права подозреваемых и обвиняемых на защиту, которое может выражаться в несвоевременном предоставлении защитника. Особенно часто органы предварительного расследования не предоставляют защитника с момента фактического задержания подозреваемого или обвиняемого, в связи с чем задержанное лицо на протяжении нескольких часов, до предоставления ему защитника, может подвергаться риску незаконного физического или психологического воздействия;
- необоснованное применение мер процессуального принуждения. Такие меры, как правило, выражаются в виде необоснованного задержания или необоснованного проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права подозреваемых и обвиняемых на личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки и т.п. Например, необоснованные проведение обыска или дача поручения оперативно-розыскному органу о прослушивании телефонных переговоров лица;
- применение в отношении лиц административного ареста и содержание их в камерах для административно задержанных на основании сфальсифицированных протоколов о совершении ими административного правонарушения. Такие нарушения совершаются, как правило, с целью проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия в виде внутрикамерной разработки лиц, в отношении которых не имеется достаточных доказательств их вины, а также с целью незаконного психологического или физического на них воздействия для получения дополнительных доказательств по уголовному делу.
2. Нарушения, связанные с незаконным принятием процессуальных решений: необоснованные процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, о приостановлении и о прекращении уголовного дела, когда не все версии проверяемого или расследуемого факта были выдвинуты и отработаны. Органы предварительного расследования часто принимают решения по надуманным основаниям, которые не находят своего подтверждения в материалах доследственных проверок и уголовных дел. Такое явление обусловлено желанием следователей, дознавателей и их руководства уменьшить объем работы, необоснованно "улучшив" показатели и создав видимость ее эффективности. При этом следователями и дознавателями уголовные дела, приостановленные и прекращенные производством, могут представляться прокурору несвоевременно или не в полном объеме.