Файл: Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и орд признаки, суть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Нарушения, связанные с нарушением сроков расследования, принятия процессуальных решений, проведения следственных действий, представления прокурору материалов, уголовных дел и копий различных постановлений, а также сроков содержания задержанных и арестованных под стражей.
4. Нарушения, связанные с порядком проведения следственных действий: отсутствие понятых, притом что они будут указаны в соответствующих протоколах следственных действий; непривлечение педагога или законного представителя при проведении допроса несовершеннолетнего лица; неознакомление или несвоевременное ознакомление обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы; неразъяснение прав и обязанностей всем участникам следственных действий; нарушение правил работы с вещественными доказательствами, выражающееся, например, в неправильном их изъятии, упаковке и оформлении; нарушение правил проведения опознания, выражающееся, например, в отсутствии внешнего сходства статистов, предъявляемых для опознания, и т.п.
5. Нарушения, связанные с неправильным оформлением следственных действий и процессуальных решений: отсутствие подписи соответствующих лиц, указания времени или места проведения следственного действия или принятия процессуального решения, отсутствие ссылки на конкретную норму УПК РФ, устанавливающую определенное право или порядок производства, и т.п.


ОРД:

• нарушения порядка заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета;

• формальное и бессистемное планирование ОРМ, которые фактически не проводятся либо проводятся не в полном объеме, что влечет недостижение задач ОРД;

• ненадлежащее либо несвоевременное исполнение поручений следователей о проведении ОРМ по находящимся в их производстве уголовным делам;

• не направление информации о результатах проведения ОРМ в органы расследования;

• совершение оперативно-розыскными органами действий, не относимых к установленному перечню ОРМ, а также нарушение вида ОРМ, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

• несоответствие проводимых ОРМ целям и задачам ОРД;

• проведение ОРМ при отсутствии надлежащих оснований;

• нарушения порядка санкционирования ОРМ;

• нарушение порядка документирования ОРМ;

• нарушения конституционных прав граждан при проведении ОРМ;

• нарушения процедуры представления результатов ОРД в следственные органы;

• провокационные действия оперативных сотрудников при проведении ОРМ; • отсутствие ведомственного контроля за законностью проведения ОРМ либо ненадлежащий ведомственный контроль в этой сфере

  1. Виды и содержание средств прокурорского реагирования, применяемые по результатам проверок

При выявления органами прокуратуры нарушений закона, допущенных органамиосуществляющимиОРД прокурор применяет соответствующие средства прокурорского реагирования:

— требование об устранении нарушений закона;

—протест на противоречащий закону нормативный правовой акт органа, осуществляющего ОРД;

— представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

— мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;



— мотивированное постановление в соответствие с установленными УПК РФ полномочиями;

- требование о передаче результатов ОРД в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Требование вносится по отдельному делу оперативного учета или оперативно-служебному материалу, а также в связи ненадлежащим исполнением поручений следователя (дознавателя) по конкретному уголовному делу и других случаях. Например, прокурор, осуществляя проверку оперативного подразделения, выявив отсутствие надлежащей работы по конкретному делу оперативного учета, направленной на выполнение задач, установленных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», обязан потребовать ее исполнения, направив требование об устранении нарушения закона в форме бездействия

принести протест на противоречащий закону правовой акт, изданный оперативно-розыскным органом или должностным лицом оперативно-розыскного органа. Правовые акты, принимаемые оперативно-розыскными органами и их должностными лицами, подразделяются на нормативные и правоприменительные. Протест должен содержать мотивированное требование об отмене незаконного правового акта или приведении его в соответствие с законом.

Если нарушение носит единичный характер, то прокурор может направить руководителю оперативно-розыскных органов не представление, а письменное требование об устранении нарушений закона в соответствии


  1. Надзор за законностью регистрации сообщений о преступления, поступивших в орган дознания

Надзор за законностью порядка разрешения заявлений и сооб- щений о совершенных и готовящихся преступлениях заключается в наблюдении за актами, действиями и решениями поднадзорных лиц, направленными на прием, регистрацию, рассмотрение и раз- решение заявлений и сообщений о преступлениях.

Поводами и основаниями для проведения таких проверок могут служить прежде всего заявления и сообщения граждан о фактах отказа в приеме и регистрации заявлений или сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, о нарушениях, допущенных при рассмотрении и разрешении принятых заявлений и сообщений.

В число объектов прокурорской проверки соблюдения установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях входят:


1. Органы, уполномоченные на прием и рассмотрение сообщений о преступлениях. В соответствии со ст. 40, 144, 145, 151 УПК РФ к таким органам относятся: СК России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, МЧС России, а также органы военной полиции, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Иные организации, в чью обязанность входит информирование правоохранительных органов о происшествиях, содержащих признаки преступления. Например, различные медицинские учреждения, бюро регистрации несчастных случаев, контрольно-ревизионные органы и др.

В целях обеспечения слаженности работы всех заинтересованных ведомств

в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также МВД России, ФСБ России, СК России, МЧС России издан совместный приказ «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» от 26 марта 2014 г.

Нарушения, связанные с неполнотой и несвоевременностью регистрации сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Данные нарушения, как правило, допускаются дежурными соответствующих правоохранительных органов. дежурные по органу внутренних дел предлагают заявителям обратиться в другие ОВД (например, по месту последнего жительства исчезнувшего);

• работники дежурных частей, не принимая заявлений, уведомляют в устной форме обратившихся граждан о том, что такие заявления принимаются спустя трое суток после исчезновения. Это мотивируется ненужностью «лишних бумаг»;

• дежурные или участковые инспекторы предлагают заявителям список телефонов, больниц, моргов и бюро несчастных случаев для самостоятельной проверки (также без оформления письменного заявления);

2. Нарушения, связанные с незаконностью и необоснованностью решений, принятых

по зарегистрированным сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях.

Непосредственно в дежурной части ОВД необходимо проверять:

• книгу учета сообщений о преступлениях;

• книгу приема и сдачи дежурств;

• регистраторы речи;

• книгу учета лиц, доставленных в ОВД;

• корешки протоколов задержанных лиц, водворенных в ИВС по подозрению

в совершении преступления;

• журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей



  1. Проверка законности решений органов дознания о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче материал по подследственности

На стадии возбуждения уголовного дела прокурором обеспечивается качественная, тщательная проверка всех постановлений о возбуждении уголовного дела с точки зрения наличия повода и основания их вынесения, их соответствия иным требованиям действующего законодательства.

Непосредственная проверка законности соответствующих постановлений осуществляется лично заместителем районного (специализированного) прокурора, курирующим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. При необходимости распоряжением районного (специализированного) прокурора проверка постановлений о возбуждении уголовных дел отдельных категорий может быть возложена на иного заместителя.

Постановления о возбуждении уголовных дел проверяются только с одновременным изучением материалов проверок, послуживших основанием для принятия решения в порядке ст. 146 УПК РФ. Результаты проверок отражаются в журнале учета копий постановлений о возбуждении уголовных дел и материалов к ним, организация и порядок ведения которого определяются районным (специализированным) прокурором.

Прокурором ведутся учеты постановлений об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела (по органам предварительного расследования ОВД), к кото- рым приобщаются копии незаконных постановлений органа следствия (дознания), копии постановлений прокурора об их отмене, копии последующих процессуальных решений по материалу проверки


  1. Меры прокурорского реагирования на стадии возбуждения уголовного дела органами дознания


В стадии возбуждения уголовного дела, по смыслу ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ», отдельные нормы УПК РФ, основными актами прокурорского реагирования являются:

-постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела;

-постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении материалов для дополнительной проверки;
-постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;