Файл: Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и орд признаки, суть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 618

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль за исполнением требований прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования по уголовному делу

Качество и оперативность выполнения указаний и требований прокурора в порядке ст. 37 УПК РФ контролируется им в ходе осуществления текущего надзора, практикуется систематическое проведение проверок их исполнения по уголовным делам отдельных категорий.


  1. Надзор за законностью регистрации сообщений о преступления, поступивших в следственный орган

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Согласно п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137, п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162 такие проверки должны проводиться систематически, не реже одного раза в месяц. В этих целях не реже одного раза в месяц необходимо осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в средствах массовой информации. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

На стадии возбуждения уголовного дела, осуществляя надзор за исполнением законов органами предварительного расследования, прокурор уполномочен:

проверять исполнение требований федерального закона1 при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), в том числе законность и обоснованность решений руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания о продлении сроков проверки сообщения о преступлении;

знакомиться с материалами проверки сообщения о преступлении, послужившими основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, проверять законность и обоснованность решений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5
1 ч. 2 ст. 37, ч. 6 ст. 148 УПК РФ), о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

отменять в установленный законом срок незаконные и необоснованные решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела;

рассматривать обращение начальника подразделения дознания об отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, принимать по нему решение (п. 4 ч. 2 ст. 40 УПК РФ);

рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства (ст. 124 УПК РФ);

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб участников уголовного судопроизводства (ст. 125 УПК РФ), обжаловать незаконное, по мнению прокурора, судебное решение, принятое по жалобе участника уголовного судопроизводства;

передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материала проверки в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать материалы проверки сообщения о преступлении и передавать их следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При проверке исполнения органами дознания и органами предварительного следствия законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях необходимо обращать внимание на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц; обязательного порядка проверки опубликованных в средствах массовой информации сообщений о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений; соблюдение сроков рассмотрения материалов, а также обоснованность принятия решений о продлении срока проверки сообщений о преступлениях. Кроме того, следует проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах рассмотрения его сообщения; разъяснено ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования (п. 1.2 приказа Генерального прокурора РФ от 05.09.2011 № 277).



При осуществлении надзора следует учитывать, что при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия допускаются, как правило, следующие типичные нарушения закона:

отказ в принятии и (или) нерегистрация сообщения о преступлении;

нарушение сроков проверки сообщения о преступлении, принятие незаконных и необоснованных решений о продлении сроков проверки сообщения о преступлении при отсутствии к тому законных оснований;

принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии сведений о признаках преступления либо по неполным сведениям, не позволяющим принять обоснованное и мотивированное решение, в том числе неоднократно по одному сообщению;

вынесение незаконного и необоснованного решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении частного обвинения;

принятие решения по сообщению о преступлении с нарушением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ;

списание сообщения о преступлении в номенклатурное дело без проведения проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ и вынесения процессуального решения;

незаконное направление сообщения о преступлении по подсудности или по подследственности при отсутствии к тому законных оснований;

фальсификация материалов проверки сообщения о преступлении.

Прокурорский надзор в данной стадии уголовного судопроизводства должен обеспечить исполнение органами предварительного расследования положений УПК РФ, регламентирующих порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.



  1. Проверка законности решений следственных органов о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче материала по подследственности

Признав принятое решение о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменяет такое постановление своим мотивированным постановлением, копия которого направляется должностному лицу органа дознания, принявшему решение о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).


Вместе с тем УПК РФ не устанавливает срок с момента возбуждения уголовного дела, в течение которого может быть отменено незаконное постановление о возбуждении уголовного дела, и не устанавливает иных дополнительных условий, соблюдение которых является необходимым для принятия такого решения. Однако прокуроры должны стремиться к тому, чтобы отмена незаконного решения о возбуждении уголовного дела была максимально приближена к моменту вынесения незаконного или необоснованного постановления.

Если по уголовному делу следственные и иные процессуальные действия не производились, то незаконное постановление о возбуждении уголовного дела может быть отменено независимо от давности его вынесения. Если же следственные и иные процессуальные действия были произведены, то решение о возбуждении уголовного дела может быть отменено в случае несоблюдения процессуального порядка его принятия (например, если постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, нарушен порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц) при наличии признаков преступления, и такая отмена повлечет возбуждение уголовного дела с соблюдением установленной законом процедуры.

УПК РФ не устанавливает срок, в течение которого прокурор должен проверить законность и обоснованность принятого дознавателем, органом дознания решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако приказ от 12.09.2006 № 80/725 предписывает проводить проверку законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 5 суток с момента поступления прокурору соответствующего постановления и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения (п. 4.3).

Осуществляя надзор, следует обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом необходимо обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления копии постановления заявителю и прокурору. Представление прокурору указанного документа в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения следует рассматривать как существенное нарушение закона, требующее прокурорского реагирования.

При установлении неоднократных фактов игнорирования его законных требований прокурору необходимо принимать адекватные нарушению меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении. В этих целях следует извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа.


Все решения о возбуждении уголовного дела также должны быть проверены прокурором с точки зрения законности, обоснованности и мотивированности. При этом следует акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренных ст. 448 УПК РФ.

Отменяя незаконное или необоснованное решение дознавателя, органа дознания, прокурор устанавливает срок дополнительной проверки. Продолжительность такой проверки УПК РФ не установлена. В то же время в приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 указано, что при отмене постановления о возбуждении уголовного дела и возвращении его в орган дознания прокурор устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий (п. 5). Срок дополнительной проверки должен быть установлен в пределах сроков, предусмотренных для проверки сообщения о преступлении ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ. При отмене решения о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки в соответствующем постановлении следует указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий (п. 1.4 приказа Генерального прокурора РФ от 02.06.2011 № 162).

  1. Меры прокурорского реагирования на стадии возбуждения уголовного дела следственными органами

В стадии возбуждения уголовного дела, по смыслу ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ», отдельные нормы УПК РФ, основными актами прокурорского реагирования являются:

-постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела;

-постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении материалов для дополнительной проверки;
-постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
-постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ;

-постановление о прекращении уголовного дела в случае, если уголовное дело возбуждено в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 146 УПК РФ капитаном морского, речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения и по нему произведены следственные действия;