Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 783

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


73





жения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.

И высокое, и низкое ведение может осуществляться со зри­тельным контролем над мячом или без зрительного контроля.

Ведение мяча со зрительным контролемне эффективно в игро­вых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки пра­вильной структуры движения или при использовании финтов.

Ведение мяча без зрительного контролядает возможность сле­дить за изменением ситуации на площадке и своевременно реаги­ровать на него конкретными игровыми действиями. Оно применя­ется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».

Кроме перечисленных вариантов ведения мяча существует не­сколько способов обыгрывания (обводки) защитника в начале ве­дения (рис. 19) и по ходу выполнения приема в движении (изменени­ем высоты отскока, направлений или скорости движения; перево­дом мяча перед собой, за спиной, между ногами или с поворотом).

При обучении ведению мяча следует стремиться к тому, чтобы занимающиеся хорошо овладели разновидностями дриблинга пооче­редно правой и левой рукой без зрительного контроля над мячом.

Обучение ведению мяча.

  1. Объяснение и показ.

  2. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.

  3. Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке напа­дающего на сильно согнутых ногах.



I


Рис. 19. Способы обыгрывания защитника в начале ведения мяча: а — вышагиванием; б — скрестным шагом; в — поворотом


74





  1. Ведение на месте с различной высотой отскока.

  2. Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой.

  3. Ведение на месте с элементами жонглирования:

  • чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т. п.;

  • с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной;

  • со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.

  1. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: пра­вой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке.

  2. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой.

  3. То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных от­резках дистанции.

  4. То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.

  5. То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам.

  6. То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защит­ника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения.

  7. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением на­правления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» — 2 — 3 удара правой рукой с перемещением вправо- вперед, перевод мяча на левую руку; 2 — 3 удара левой рукой с перемещением влево-вперед, перевод мяча на правую руку и т.д.

  8. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условно­го соперника.

  9. То же, но с обыгрыванием защитника в движении перево­дом мяча перед собой в указанных точках площадки.

  10. То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога.

  11. Чередование высокого и низкого ведения в движении с из­менением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гим­настических скамеек, обручей и т.п.

  12. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур раз­ной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.).

  13. «Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков пло­щадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти от центральной линии до корзины в три отскока мяча).



75





  1. Чередование высокого и низкого ведения с изменением ско­рости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам.

  2. То же, но при пассивном сопротивлении условного защит­ника.

  3. Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения — «рваного» ритма.

  4. «Зигзаг» в коридоре в условиях пассивного противодействия защитника.

  5. Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения.

  6. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с из­менением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких, как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п.

  7. Выполнение разновидностей ведения на ограниченных уча­стках площадки, преодолевая активное противодействие защит­ника.

  8. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).

Организационно-методические указания.

  1. Чередовать задания для правой и левой руки; больше време­ни уделять ведению слабейшей рукой.

  2. На начальном этапе обучения вести мяч со зрительным кон­тролем; голову при этом не опускать (контролировать мяч взгля­дом), постепенно достигать выполнения приема без зрительного контроля, включая в упражнения разнообразные сигналы для пе­реключения зрительного анализатора.

  3. Упражнения с элементами жонглирования при ведении мяча включать в каждый урок.с целью выработки «чувства мяча».

  4. Условного защитника включать в упражнения по мере овла­дения основной структурой приема, его активность постепенно увеличивать.

  5. Обманные движения вышагиванием, скрестным шагом или поворотом при обыгрывании защитника в начале ведения осуще­ствлять головой, туловищем и мячом медленно, а уход — быстро, но без пробежки, укрывая мяч от защитника; вести мяч дальней от соперника рукой.

  6. При обыгрывании защитника в движении перевод мяча с руки на руку и смену направления движения выполнять быстро и неожиданно, использовать смену ритма беговых шагов.

  7. Направление движения и скорость передвижения с мячом на этапе совершенствования варьировать.

  8. В эстафетах и подвижных играх на начальном этапе обучения ведению необходимо акцент смещать в сторону качества выпол­



76





нения приема, а проявление скоростных способностей стимули­ровать по мере овладения техникой разновидностей приема на невысокой скорости.

  1. При выполнении приема:

  • занимать рациональное и. п. перед началом ведения: при ве­дении правой рукой — правая нога сзади; при ведении левой — левая сзади; определять рабочую кисть (дальняя от защитника), располагать ее по центру, а поддерживающую кисть на боковой поверхности мяча; укрывать мяч выставлением локтя поддержи­вающей руки и поворотом туловища; голову держать прямо;

  • при ведении на месте ногами пружинить синхронно с движе­нием рукой: сгибать при выталкивании мяча вниз и разгибать при встрече мяча после отскока;

  • контролировать высоту отскока мяча: при высоком ведении он не должен подниматься выше пояса;

  • при встрече с мячом кисти незамедлительно начинать усту­пающее движение в лучезапястном и локтевом суставах: доби­ваться эффекта «прилипания» кисти к мячу;

  • толкать мяч пальцами, давить на него упругой кистью с раз­веденными пальцами: не ударять и не шлепать по мячу; ладонью мяча не касаться;

  • высоту отскока изменять за счет сгибания ног: туловище впе­ред сильно не наклонять;

  • при низком ведении основное внимание уделять работе кис­ти: кисть не закрепощать, сохранять подвижность в лучезапяст­ном суставе; укрывать мяч выставлением свободной руки и пово­ротом туловища;

  • начинать ведение в движении с выпуска мяча: опорную ногу, удерживая мяч в руках, не отрывать; избегать пробежки;

  • при ведении в движении посылать мяч несколько вперед и в сторону от носка одноименной с ведущей рукой ноги: перед со­бой мяч не толкать;

  • изменять угол наложения кисти на мяч в зависимости от ско­рости движения игрока.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   54


Основные ошибки при выполнении ведения мяча.

  1. Нерациональное и. п. перед началом ведения в движении: при ведении правой — левая нога сзади, при ведении левой — правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть.

  2. Участие ладони в выталкивании мяча.

  3. Чрезмерное закрепощение в лучезапястном и локтевом су­ставах, сведенные пальцы: плохой контроль над мячом.

  4. Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не тол­кает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доской.

  5. Преждевременное отрывание опорной ноги в начале веде­ния, опережающее выпуск мяча; пробежка.


77





  1. Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади- сверху, а сверху; на­правлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед.

  2. Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой.

  3. Чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом су­ставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола) — затруднен конт­роль над мячом и возможна его потеря.

  4. Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча».

  5. Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туло­вище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке.

  6. Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивания его соперником.

  7. Выполнение одноударного ведения на месте с последую­щей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневрен­ности с мячом.

  8. Раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом.

  9. Ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует иг­ровую ситуацию.

  1. Остановки после ведения мяча

Теоретические предпосылки.

Остановка после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов — ведения мяча и непосредственно остановки. Она предназначена для прекращения движения после маневрирова­ния с мячом по площадке с целью обыгрыша защитника и осу­ществления дальнейших атакующих действий. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо свободное, непри­нужденное владение как способами ведения мяча, так и разно­видностями остановок с ловлей мяча (на шагах и прыжком).

В соответствии с существующей классификацией приемов тех­ники нападения возможно выделение двух разновидностей оста­новки после ведения мяча: двумя шагами (рис. 20) и прыжком.

В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.