Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 929
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73
жения высоты отскока мяча зависит от характера противодействия и индивидуальных особенностей техники игрока. Мяч может жестко встречаться на уровне колен или еще ниже (у самого пола). Чем ниже высота отскока, тем продолжительнее, а значит, и надежнее контроль дриблера над мячом.
И высокое, и низкое ведение может осуществляться со зрительным контролем над мячом или без зрительного контроля.
Ведение мяча со зрительным контролемне эффективно в игровых условиях, так как не позволяет быстро ориентироваться в расположении партнеров, соперников, корзины, и применяется лишь на начальных стадиях обучения приему для выработки правильной структуры движения или при использовании финтов.
Ведение мяча без зрительного контролядает возможность следить за изменением ситуации на площадке и своевременно реагировать на него конкретными игровыми действиями. Оно применяется, когда игрок уверенно и непринужденно владеет техникой приема, т.е. выработано «чувство мяча».
Кроме перечисленных вариантов ведения мяча существует несколько способов обыгрывания (обводки) защитника в начале ведения (рис. 19) и по ходу выполнения приема в движении (изменением высоты отскока, направлений или скорости движения; переводом мяча перед собой, за спиной, между ногами или с поворотом).
При обучении ведению мяча следует стремиться к тому, чтобы занимающиеся хорошо овладели разновидностями дриблинга поочередно правой и левой рукой без зрительного контроля над мячом.
Обучение ведению мяча.
-
Объяснение и показ. -
Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой. -
Низкое ведение в положении сидя на стуле и в стойке нападающего на сильно согнутых ногах.
I
Рис. 19. Способы обыгрывания защитника в начале ведения мяча: а — вышагиванием; б — скрестным шагом; в — поворотом
74
-
Ведение на месте с различной высотой отскока. -
Ведение на месте в параллельной стойке с переводом мяча с руки на руку перед собой. -
Ведение на месте с элементами жонглирования:
-
чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т. п.; -
с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной; -
со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.
-
Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой — против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке. -
Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой. -
То же, но с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции. -
То же, что в упр. 8, но с изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера. -
То же, что в упр. 8, но с переводом мяча с одной руки на другую перед собой по звуковым или зрительным сигналам. -
То же, что в упр. 8, но после обыгрывания условного защитника вышагиванием, скрестным шагом или поворотом в начале ведения. -
Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку перед собой: «зигзаг» — 2 — 3 удара правой рукой с перемещением вправо- вперед, перевод мяча на левую руку; 2 — 3 удара левой рукой с перемещением влево-вперед, перевод мяча на правую руку и т.д. -
Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника. -
То же, но с обыгрыванием защитника в движении переводом мяча перед собой в указанных точках площадки. -
То же, но по зрительному сигналу партнера или педагога. -
Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гимнастических скамеек, обручей и т.п. -
То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри их, и т.п.). -
«Длинное» ведение: преодоление заданных отрезков площадки с указанным количеством касаний мяча (например, дойти от центральной линии до корзины в три отскока мяча).
75
-
Чередование высокого и низкого ведения с изменением скорости передвижения по зрительным сигналам партнера или по ориентирам. -
То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника. -
Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения — «рваного» ритма. -
«Зигзаг» в коридоре в условиях пассивного противодействия защитника. -
Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения. -
Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких, как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т.п. -
Выполнение разновидностей ведения на ограниченных участках площадки, преодолевая активное противодействие защитника. -
Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
Чередовать задания для правой и левой руки; больше времени уделять ведению слабейшей рукой. -
На начальном этапе обучения вести мяч со зрительным контролем; голову при этом не опускать (контролировать мяч взглядом), постепенно достигать выполнения приема без зрительного контроля, включая в упражнения разнообразные сигналы для переключения зрительного анализатора. -
Упражнения с элементами жонглирования при ведении мяча включать в каждый урок.с целью выработки «чувства мяча». -
Условного защитника включать в упражнения по мере овладения основной структурой приема, его активность постепенно увеличивать. -
Обманные движения вышагиванием, скрестным шагом или поворотом при обыгрывании защитника в начале ведения осуществлять головой, туловищем и мячом медленно, а уход — быстро, но без пробежки, укрывая мяч от защитника; вести мяч дальней от соперника рукой. -
При обыгрывании защитника в движении перевод мяча с руки на руку и смену направления движения выполнять быстро и неожиданно, использовать смену ритма беговых шагов. -
Направление движения и скорость передвижения с мячом на этапе совершенствования варьировать. -
В эстафетах и подвижных играх на начальном этапе обучения ведению необходимо акцент смещать в сторону качества выпол
76
нения приема, а проявление скоростных способностей стимулировать по мере овладения техникой разновидностей приема на невысокой скорости.
-
При выполнении приема:
-
занимать рациональное и. п. перед началом ведения: при ведении правой рукой — правая нога сзади; при ведении левой — левая сзади; определять рабочую кисть (дальняя от защитника), располагать ее по центру, а поддерживающую кисть на боковой поверхности мяча; укрывать мяч выставлением локтя поддерживающей руки и поворотом туловища; голову держать прямо; -
при ведении на месте ногами пружинить синхронно с движением рукой: сгибать при выталкивании мяча вниз и разгибать при встрече мяча после отскока; -
контролировать высоту отскока мяча: при высоком ведении он не должен подниматься выше пояса; -
при встрече с мячом кисти незамедлительно начинать уступающее движение в лучезапястном и локтевом суставах: добиваться эффекта «прилипания» кисти к мячу; -
толкать мяч пальцами, давить на него упругой кистью с разведенными пальцами: не ударять и не шлепать по мячу; ладонью мяча не касаться; -
высоту отскока изменять за счет сгибания ног: туловище вперед сильно не наклонять; -
при низком ведении основное внимание уделять работе кисти: кисть не закрепощать, сохранять подвижность в лучезапястном суставе; укрывать мяч выставлением свободной руки и поворотом туловища; -
начинать ведение в движении с выпуска мяча: опорную ногу, удерживая мяч в руках, не отрывать; избегать пробежки; -
при ведении в движении посылать мяч несколько вперед и в сторону от носка одноименной с ведущей рукой ноги: перед собой мяч не толкать; -
изменять угол наложения кисти на мяч в зависимости от скорости движения игрока.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 54
Основные ошибки при выполнении ведения мяча.
-
Нерациональное и. п. перед началом ведения в движении: при ведении правой — левая нога сзади, при ведении левой — правая; мяч удерживается перед собой, не определена рабочая кисть. -
Участие ладони в выталкивании мяча. -
Чрезмерное закрепощение в лучезапястном и локтевом суставах, сведенные пальцы: плохой контроль над мячом. -
Слишком «мягкая» кисть: игрок шлепает по мячу, а не толкает его; слишком «твердая» кисть: игрок жестко стучит по мячу, как доской. -
Преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения, опережающее выпуск мяча; пробежка.
77
-
Нерациональное наложение кисти на мяч при ведении в движении: кисть накладывается не сзади- сверху, а сверху; направлена не вперед, а в сторону: замедляется движение игрока вперед. -
Мяч посылается в пол перед ногами: игрок теряет его или вынужден останавливаться, чтобы не сыграть ногой. -
Чрезмерное или недостаточное сгибание руки в локтевом суставе при встрече с мячом: игрок слишком высоко или слишком низко встречает мяч (выше пояса или у пола) — затруднен контроль над мячом и возможна его потеря. -
Задержка мяча вследствие непродолжительного его захвата кистью снизу: нарушение правила «Ведение мяча». -
Опущена голова, слишком сильно наклонено вперед туловище при низком ведении мяча: игрок не контролирует ситуацию на площадке. -
Отсутствие укрывания мяча свободной рукой и туловищем при непосредственной близости защитника: существует угроза потери мяча в результате выбивания его соперником. -
Выполнение одноударного ведения на месте с последующей ловлей мяча сразу же после предшествующего овладения им: нерациональное использование приема, ведущее к ограничению последующих атакующих действий нападающего и его маневренности с мячом. -
Раскоординация движения рук и ног: на каждый шаг — удар мячом в площадку; растягивание беговых шагов — скованное, медленное передвижение с мячом. -
Ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует игровую ситуацию.
-
Остановки после ведения мяча
Теоретические предпосылки.
Остановка после ведения мяча представляет собой сочетание двух приемов — ведения мяча и непосредственно остановки. Она предназначена для прекращения движения после маневрирования с мячом по площадке с целью обыгрыша защитника и осуществления дальнейших атакующих действий. Для эффективного выполнения данного сочетания необходимо свободное, непринужденное владение как способами ведения мяча, так и разновидностями остановок с ловлей мяча (на шагах и прыжком).
В соответствии с существующей классификацией приемов техники нападения возможно выделение двух разновидностей остановки после ведения мяча: двумя шагами (рис. 20) и прыжком.
В и. п. игрок находится в движении, завершая ведение мяча.