Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 938
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
87
-
быстроту достижения заданного количества попаданий; -
быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий; -
результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко; -
количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени; -
лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляется 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко; -
выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.
-
То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков. -
Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т. п. -
То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков. -
Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
При обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий. -
Показ способов броска мяча осуществлять стоя лицом, боком и при необходимости спиной к занимающимся. -
В подводящих упражнениях в качестве ориентиров для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, поднятую руку (руки) партнера, мишени на стене и т. п. -
Выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (2 — 3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита.
-
Броски одной рукой в непосредственной близости от корзины (из-под щита) осуществлять справа — правой, слева — левой рукой; со средней и дальней дистанций — сильнейшей рукой. -
Задания выполнять сериями по 4 —6 повторений в каждой серии. -
Дистанцию и направление к щиту варьировать по мере освоения техники бросковых движений с близкого расстояния. -
На этапе совершенствования техники бросковых движений использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие с последующим приходом в и. п. для очередного броска. -
В соревнованиях на результативность варьировать условия проведения и состав участников; начинать с личных состязаний, а в командных число игроков постепенно увеличивать от 2 до 5. -
При выполнении разновидностей бросков: -
принимать устойчивое и рациональное и.п.: для броска одной рукой — одноименная нога впереди (носок направлен на корзину); для броска двумя руками — параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги, нацеленной на корзину; -
туловище и голову держать прямо, а плечи — на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания; -
надежно удерживать мяч пальцами (ладонями мяча не касаться), быстро выносить его в и. п. для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую — на его боковой поверхности; -
при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой; -
при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно с руками выпрямлять ноги; -
в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед; -
исключать участие в броске поддерживающей руки; своевременно (за мгновение до выпуска мяча) отводить ее в сторону; -
после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки; -
после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям (например, к подбору мяча или перемещению по площадке).
89
-
При изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или на три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических способностей.
Основные ошибки при выполнении дистанционных бросков с места.
-
В и.п.:
-
неустойчивое расположение стоп (узкое или широкое); -
полностью выпрямленные ноги или недостаточно согнутые колени — ноги не «заряжены» на бросок; -
разноименная стойка при бросках одной рукой; -
значительное отклонение от вертикали головы или туловища, округленная спина, одно плечо выше другого; -
мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями, далеко или близко от туловища.
-
В подготовительной фазе (при замахе):
-
взгляд отведен от точки прицеливания; -
медленное, вялое поднимание мяча в и. п. для броска; -
мяч удерживается кончиками пальцев или с участием ладоней; -
кисти обеих рук или кисть бросающей руки максимально не разгибаются назад и не располагаются параллельно полу под мячом; -
при бросках сверху — заведение мяча назад за голову; -
при бросках двумя руками — недостаточное или чрезмерное разведение локтей в стороны, поворот туловища в какую-либо сторону; -
при бросках одной рукой: а) локоть бросающей руки отведен в сторону — не находится в одной вертикальной плоскости с указательным пальцем, одноименной ногой и корзиной; б) локоть поддерживающей руки прижат к туловищу или чрезмерно поднят в сторону; в) кисть поддерживающей руки располагается сверху на мяче, а не сбоку или снизу; г) туловище повернуто в сторону бросающей руки; -
туловище или голова отклонены от вертикали назад; масса тела перенесена на заднюю часть стоп (игрок стоит на пятках); -
прямые или недостаточно согнутые ноги, стопы развернуты носками в стороны (сторону) от корзины.
-
В основной фазе (непосредственно при броске):
-
изменение точки прицеливания непосредственно в момент выпуска мяча; -
отсутствие согласованности в работе нижних и верхних конечностей: поочередное, а не одновременное выпрямление; -
неполное выпрямление ног или рук в момент выпуска мяча; -
резкое, рывковое либо закрепощенное выпрямление верхних конечностей; -
отклонение локтя бросающей руки в сторону — при бросках одной рукой;
90
-
отсутствие направляющего движения кистей или несинхронная их работа — при бросках двумя руками', -
отсутствие обратного вращения мяча — мяч не скатывается с кончиков указательных пальцев (пальца); вертикальное вращение — выпуск мяча через мизинец; поступательное вращение вокруг поперечной оси («от себя») — выпуск мяча через ладонь; -
преждевременное отведение в сторону поддерживающей руки (потеря контроля над мячом) или полное выпрямление ее в момент выпуска мяча (участие в выпуске мяча двух кистей) — при бросках одной рукой’, -
недостаточное сопровождение мяча кистями после его выпуска — пальцы обеих или бросающей руки не опущены расслабленными вниз; -
отклонение туловища и головы назад или в сторону.
-
В завершающей фазе:
-
потеря равновесия после завершения броска — игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям (выключен из игры).
Бросок одной рукой сверху в движении
Теоретические предпосылки.
Бросок одной рукой сверху в движении — наиболее эффективный прием для завершения атаки корзины с близкого расстояния. Бросок выполняется от плеча или от головы правой рукой справа от корзины, а левой — слева после овладения мячом в движении. Как правило, броску предшествует удобная для ловли передача партнера (рис. 24).
В и. п. игрок находится в движении.
Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча на удлиненном шаге одноименной с бросающей рукой ноги. Она ста-
Рис. 24. Бросок одной рукой сверху в движении
91
вится упруго на всю стопу, туловище незначительно подается вперед, а руки тянутся к мячу и обхватывают его пальцами.
Последующий (второй) шаг с постановкой ноги перекатом с пятки на всю стопу — стопорящий. Его длина и направление определяются оставшимся расстоянием до корзины и месторасположением соперников. Игрок стремится максимально приблизиться к щиту и выйти на удобную для завершающего броскового движения позицию, одновременно затрудняющую противодействие. Мяч при этом кратчайшим путем подносится к туловищу.
Активным выпрямлением и отталкиванием разноименной с бросающей рукой ногой и резким выносом вперед-вверх маховой (одноименной), согнутой под прямым углом в коленном суставе, осуществляется выпрыгивание вверх. Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников и самого нападающего относительно корзины. Одновременно с отталкиванием мяч перекладывают на кисть бросающей руки и выносят кратчайшим путем вдоль туловища в положение замаха над плечом (головой). Свободной рукой мяч поддерживается сбоку или снизу. Высота поднимания локтя бросающей руки индивидуальна. Неизменным должно быть расположение его под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной. Туловище приводится в вертикальное положение.
Основная фаза — это само бросковое движение, которое начинается в высшей точке прыжка выпрямлением бросающей руки вверх для максимального приближения мяча к кольцу и выполняется согласно общим положениям о броске одной рукой с места: мяч направляется в кольцо мягкими движениями пальцев и ему придается необходимое вращение.
В завершающей фазе происходит приземление игрока под щитом на обе согнутые ноги (или толчковую) и восстановление равновесия для участия в следующей игровой ситуации.
Изучению броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении должно предшествовать овладение техникой остановки двумя шагами с ловлей мяча, одноименной передачи и дистанционного броска мяча с места.
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
-
Объяснение и показ. -
Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места — имитация броска без мяча. -
То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом. -
Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места. -
Выполнение броска в корзину после одного шага с места.