Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 940

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение броска справа и слева от корзины из стойки игрока, владеющего мячом, после вышагивания вперед.

  3. То же, но изменяя исходное расположение по отношению к щиту и угол атаки: прямо перед корзиной, справа или слева от нее.

  4. То же, но в сочетании с поворотом на опорной ноге и варь­ируя направление вышагивания.

  5. То же, но из различных и. п.: стоя спиной, правым или ле­вым боком по отношению к корзине.

  6. Выполнение разновидностей приема, преодолевая пассив­ное сопротивление условного защитника.

  7. То же, но в сочетании с обманными движениями перед вы­шагиванием: на проход, на бросок.

  8. То же, что в упр. 2 — 7, но после получения мяча от партнера, стоя на месте.

  9. Выполнение вариантов приема в личных и командных сорев­нованиях на результативность.

  10. Воспроизведение разновидностей броска после вышагива­ния в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).

  11. То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.

Организационно-методические указания.

  1. Все задания выполнять серийно (по 4—5 повторений) для каждой руки.

  2. Подводящие упражнения выполнять с 2,5 — 3 м от щита.

  3. Контролировать и. п. перед началом вышагивания: игроку за­нимать стойку с параллельным расположением стоп или с отстав­ленной назад разноименной с бросающей рукой ногой, мяч удер­живать на уровне подбородка.

  4. По мере освоения основной структуры приема варьировать

и. п. по отношению к щиту (стоя лицом, спиной, правым или левым боком), расстояние до него, направление и угол атаки.


  1. На этапе совершенствования вводить в упражнения защит­ника, постепенно увеличивая степень его противодействия.

  2. Разновидности приема изучать в сочетании с обманными дви­жениями на проход или на бросок, предшествующими вышагива­нию и броску.


  1. Баскетбол


97





  1. При выполнении приема:

  • укрывать мяч от защитника в и. п. и по ходу выполнения при­ема;

  • избегать пробежки: переступания с ноги на ногу, стоя на месте, или лишнего (второго) шага в движении;

  • обманные движения туловищем, головой, мячом выполнять естественно для соперника и медленнее, чем основное движение; укрывать мяч в дальнюю от защитника сторону;

  • поворот и вышагивание из положения стоя лицом, спиной или боком к щиту совершать в «слабую» сторону позиции защит­ника, быстро и неожиданно для него;

  • «зашагивать» за защитника ближней к нему ногой, оставляя его за спиной;

  • вышагивать энергично и широко разноименной по отноше­нию к бросающей руке ногой с последующим мощным выталки­ванием и воспроизведением рациональной техники броскового движения одной рукой от плеча (от головы) в безопорном поло­жении;

  • при необходимости производить поворот туловища на восхо­дящей траектории прыжка (до начала броскового движения) — разворачиваться грудью к корзине; плечи удерживать на одном уровне;

  • приземляться в устойчивое положение в готовности продол­жить игру.

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.

  1. Нерациональное и.п.: разноименная с бросающей рукой нога выставлена вперед — затруднено эффективное вышагивание.

  2. Переступание с ноги на ногу (топтание), стоя на месте, или лишний (второй) шаг в движении — пробежка.

  3. Неэффективное вышагивание: короткий медленный шаг даль­ней от соперника ногой или отсутствие поворота на опорной ноге, нет укрывания мяча — создаются предпосылки потери мяча или накрывания броска защитником.

  4. Раскоординированная работа нижних и верхних конечностей: вышагивание одноименной с бросающей рукой ногой — нерацио­нальное расположение звеньев тела после отталкивания.

  5. Отсутствие разворота туловища грудью к корзине одновре­менно с отталкиванием: бросковое движение производится с вра­щением игрока вокруг вертикальной оси — вероятны трудности с выполнением результативного броска.

  6. Типичные ошибки для основной и завершающей фаз броска одной рукой от плеча (от головы) в движении, связанные с нару­шением рациональной структуры игрового приема.

  7. Неестественные обманные движения, предшествующие вы­шагиванию, или нарушение ритмо-темповой структуры сочета­



98





ния финта и основного движения: слишком быстрые ложные дви­жения или одинаковые по скорости с основными — сопернику предоставляется возможность эффективно противодействовать броску после вышагивания.


Бросок одной рукой сверху после ведения мяча

Теоретические предпосылки.

Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после веде­ния мяча, или проход-бросок, — эффективный прием заверше­ния атаки из-под корзины после обыгрыша соперника с помо­щью дриблинга (рис. 25). Этот прием можно рассматривать как разновидность броска в движении. Отличие в исполнении состоит лишь в том, что в и. п. игрок совершает ведение и в подготови­тельной фазе мяч ловится после последнего его толчка и отскока от пола, а не после передачи партнера.

В остальном структура движений в подготовительной, основной и завершающей фазах соответствует специфике техники выполне­ния одноименного броска в движении с получением мяча от парт­нера. Вынос мяча для выполнения броскового движения может осуществляться от плеча или от головы.

Существует две разновидности данного броска в зави­симости от способа ведения и направления передвижения игрока к щиту. Чаще всего бросок правой осуществляется после ведения мяча той же рукой при проходе справа от корзины и, наоборот, бросок левой — после ведения одноименной рукой соответственно при проходе слева от корзины. Это обусловливается требованиями координации движений верхних и нижних конечностей, а также Фактическими соображениями: возможностью использовать щит для броска с отскоком и необходимостью укрывания мяча от со­перников в конкретной игровой ситуации. В игре защитники в



Рис. 25. Бросок одной рукой сверху после ведения мяча


99





большей мере перекрывают центральную зону перед щитом. Без­условно, необходимо научиться завершать атаку дальней от воз­можного противодействия рукой.

Первоосновой качественного выполнения прохода-броска на­падающим является его уверенное владение дриблингом. Облегче­нию условий результативного завершения данного приема служат обманные движения. С их помощью можно обыграть соперника в начале или по ходу ведения и уже не испытывать активного про­тиводействия непосредственно в момент броска.

Следовательно, проходу-броску необходимо обучать в сочета­нии с совершенствованием ведения мяча и простейших финтов, не­посредственно связанных с ним: вышагивания, скрестного шага, поворота (см. рис. 19), перевода мяча с руки на руку перед собой и т.д.

При обучении проходу-броску используется тот же методи­ческий подход, что и при обучении остановкам после ведения. Данный игровой прием изучается после овладения занимающи­мися техникой броска в движении с получением мяча от партне­ра. В связи с этим подводящие упражнения здесь направлены пре­имущественно на освоение быстрого и рационального перехода от ведения к броску. Если же занимающиеся уже хорошо усвоили разновидности остановки после ведения, то процесс овладения новым сочетанием игровых действий (ведение-бросок в движе­нии) значительно облегчается.

Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема с места после одноударного ведения.

  3. Выполнение приема после многоударного ведения мяча на месте.

  4. Выполнение прохода-броска в целом на невысокой скорости.

  5. То же, но варьируя скорость передвижения с мячом.

  6. То же, но в сочетании с обманным движением — вышагива­нием (скрестным шагом или поворотом) перед началом ведения и последующим уходом от условного защитника.

  7. Чередование разновидностей приема с изменением направ­ления движения, предшествующего броску.

  8. То же, но с обыгрыванием пассивного защитника в движе­нии с помощью перевода мяча с руки на руку перед собой.

  9. Соревнования на результативность разновидностей прохо­да-броска (личные и командные).

  10. Выполнение прохода-броска в целом в условиях игрового противоборства на одном щите с ограниченной активностью за­щитника.

  11. Вариативное выполнение разновидностей прохода-броска одной рукой сверху в сочетании с другими приемами техники



100





нападения в структуре игровых действий (по мере освоения тех­ники игры).

Организационно-методические указания.

  1. Контролировать исходное положение перед началом ведения: для прохода-броска правой рукой — стойка нападающего, когда правая нога сзади; для прохода-броска левой — левая сзади; мяч укрывать в дальнюю от соперника сторону; рабочую кисть рас­полагать сзади-сверху на мяче, другой поддерживать мяч сбоку.

  2. На начальном этапе обучения упражнения выполнять под углом 30 — 45° к щиту поочередно справа и слева от него, в даль­нейшем варьировать и. п. и направление движения к корзине.

  3. Задания выполнять поточно с использованием группового метода организации занимающихся: по 2 — 3 игрока по одну сто­рону от корзины.

  4. В качестве условного защитника использовать партнера, не­подвижно обозначающего соперника или передвигающегося при­ставными шагами в защитной стойке, а также переносные трени­ровочные стойки или стулья.

  5. Скорость, направление движения, финты варьировать по мере овладения основной структурой приема.

  6. Изменять условия состязаний на результативность в зависи­мости от подготовленности занимающихся: от соревнований на точность бросков в заданной серии до конкурсов на «скорост­рельность»; от личных турниров до командных «перестрелок».

  7. При выполнении подводящих упражнений и приема в целом:

  • выпускать мяч в начале ведения — до момента отрыва опор­ной ноги (без пробежки);

  • вести мяч согласно основным характеристикам рациональ­ной техники ведения; голову не опускать, туловище вперед не наклонять;

  • не замедлять и не растягивать шаги, приближаясь к щиту;

  • своевременно переходить от ведения к двухшажному разбегу; последний толчок мяча осуществлять направленно вперед и чуть в сторону от одноименной с ведущей рукой ноги;

  • ловить мяч после отскока на удлиненном шаге и далее сохра­нять все структурные особенности техники броска в движении.

  1. При освоении разновидностей приема в сочетании с обманными движениями в начале ведения:

  • финт вышагиванием выполнять одноименной с направлени­ем предстоящего прохода ногой, а обманные движения скрест­ным шагом и поворотом — разноименной ногой;

  • обман осуществлять ногой, туловищем, головой и мячом — добиваться естественности движений;

  • действия выполнять со сменой ритма — финт медленно (ес­тественная скорость), зашагивание и уход быстро («кинжальный проход»);