Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 940
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.
-
Объяснение и показ. -
Выполнение броска справа и слева от корзины из стойки игрока, владеющего мячом, после вышагивания вперед. -
То же, но изменяя исходное расположение по отношению к щиту и угол атаки: прямо перед корзиной, справа или слева от нее. -
То же, но в сочетании с поворотом на опорной ноге и варьируя направление вышагивания. -
То же, но из различных и. п.: стоя спиной, правым или левым боком по отношению к корзине. -
Выполнение разновидностей приема, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника. -
То же, но в сочетании с обманными движениями перед вышагиванием: на проход, на бросок. -
То же, что в упр. 2 — 7, но после получения мяча от партнера, стоя на месте. -
Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность. -
Воспроизведение разновидностей броска после вышагивания в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры). -
То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
Организационно-методические указания.
-
Все задания выполнять серийно (по 4—5 повторений) для каждой руки. -
Подводящие упражнения выполнять с 2,5 — 3 м от щита. -
Контролировать и. п. перед началом вышагивания: игроку занимать стойку с параллельным расположением стоп или с отставленной назад разноименной с бросающей рукой ногой, мяч удерживать на уровне подбородка. -
По мере освоения основной структуры приема варьировать
и. п. по отношению к щиту (стоя лицом, спиной, правым или левым боком), расстояние до него, направление и угол атаки.
-
На этапе совершенствования вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень его противодействия. -
Разновидности приема изучать в сочетании с обманными движениями на проход или на бросок, предшествующими вышагиванию и броску.
-
Баскетбол
97
-
При выполнении приема:
-
укрывать мяч от защитника в и. п. и по ходу выполнения приема; -
избегать пробежки: переступания с ноги на ногу, стоя на месте, или лишнего (второго) шага в движении; -
обманные движения туловищем, головой, мячом выполнять естественно для соперника и медленнее, чем основное движение; укрывать мяч в дальнюю от защитника сторону; -
поворот и вышагивание из положения стоя лицом, спиной или боком к щиту совершать в «слабую» сторону позиции защитника, быстро и неожиданно для него; -
«зашагивать» за защитника ближней к нему ногой, оставляя его за спиной; -
вышагивать энергично и широко разноименной по отношению к бросающей руке ногой с последующим мощным выталкиванием и воспроизведением рациональной техники броскового движения одной рукой от плеча (от головы) в безопорном положении; -
при необходимости производить поворот туловища на восходящей траектории прыжка (до начала броскового движения) — разворачиваться грудью к корзине; плечи удерживать на одном уровне; -
приземляться в устойчивое положение в готовности продолжить игру.
Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вышагивания.
-
Нерациональное и.п.: разноименная с бросающей рукой нога выставлена вперед — затруднено эффективное вышагивание. -
Переступание с ноги на ногу (топтание), стоя на месте, или лишний (второй) шаг в движении — пробежка. -
Неэффективное вышагивание: короткий медленный шаг дальней от соперника ногой или отсутствие поворота на опорной ноге, нет укрывания мяча — создаются предпосылки потери мяча или накрывания броска защитником. -
Раскоординированная работа нижних и верхних конечностей: вышагивание одноименной с бросающей рукой ногой — нерациональное расположение звеньев тела после отталкивания. -
Отсутствие разворота туловища грудью к корзине одновременно с отталкиванием: бросковое движение производится с вращением игрока вокруг вертикальной оси — вероятны трудности с выполнением результативного броска. -
Типичные ошибки для основной и завершающей фаз броска одной рукой от плеча (от головы) в движении, связанные с нарушением рациональной структуры игрового приема. -
Неестественные обманные движения, предшествующие вышагиванию, или нарушение ритмо-темповой структуры сочета
98
ния финта и основного движения: слишком быстрые ложные движения или одинаковые по скорости с основными — сопернику предоставляется возможность эффективно противодействовать броску после вышагивания.
Бросок одной рукой сверху после ведения мяча
Теоретические предпосылки.
Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения мяча, или проход-бросок, — эффективный прием завершения атаки из-под корзины после обыгрыша соперника с помощью дриблинга (рис. 25). Этот прием можно рассматривать как разновидность броска в движении. Отличие в исполнении состоит лишь в том, что в и. п. игрок совершает ведение и в подготовительной фазе мяч ловится после последнего его толчка и отскока от пола, а не после передачи партнера.
В остальном структура движений в подготовительной, основной и завершающей фазах соответствует специфике техники выполнения одноименного броска в движении с получением мяча от партнера. Вынос мяча для выполнения броскового движения может осуществляться от плеча или от головы.
Существует две разновидности данного броска в зависимости от способа ведения и направления передвижения игрока к щиту. Чаще всего бросок правой осуществляется после ведения мяча той же рукой при проходе справа от корзины и, наоборот, бросок левой — после ведения одноименной рукой соответственно при проходе слева от корзины. Это обусловливается требованиями координации движений верхних и нижних конечностей, а также Фактическими соображениями: возможностью использовать щит для броска с отскоком и необходимостью укрывания мяча от соперников в конкретной игровой ситуации. В игре защитники в
Рис. 25. Бросок одной рукой сверху после ведения мяча
99
большей мере перекрывают центральную зону перед щитом. Безусловно, необходимо научиться завершать атаку дальней от возможного противодействия рукой.
Первоосновой качественного выполнения прохода-броска нападающим является его уверенное владение дриблингом. Облегчению условий результативного завершения данного приема служат обманные движения. С их помощью можно обыграть соперника в начале или по ходу ведения и уже не испытывать активного противодействия непосредственно в момент броска.
Следовательно, проходу-броску необходимо обучать в сочетании с совершенствованием ведения мяча и простейших финтов, непосредственно связанных с ним: вышагивания, скрестного шага, поворота (см. рис. 19), перевода мяча с руки на руку перед собой и т.д.
При обучении проходу-броску используется тот же методический подход, что и при обучении остановкам после ведения. Данный игровой прием изучается после овладения занимающимися техникой броска в движении с получением мяча от партнера. В связи с этим подводящие упражнения здесь направлены преимущественно на освоение быстрого и рационального перехода от ведения к броску. Если же занимающиеся уже хорошо усвоили разновидности остановки после ведения, то процесс овладения новым сочетанием игровых действий (ведение-бросок в движении) значительно облегчается.
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) после ведения.
-
Объяснение и показ. -
Выполнение приема с места после одноударного ведения. -
Выполнение приема после многоударного ведения мяча на месте. -
Выполнение прохода-броска в целом на невысокой скорости. -
То же, но варьируя скорость передвижения с мячом. -
То же, но в сочетании с обманным движением — вышагиванием (скрестным шагом или поворотом) перед началом ведения и последующим уходом от условного защитника. -
Чередование разновидностей приема с изменением направления движения, предшествующего броску. -
То же, но с обыгрыванием пассивного защитника в движении с помощью перевода мяча с руки на руку перед собой. -
Соревнования на результативность разновидностей прохода-броска (личные и командные). -
Выполнение прохода-броска в целом в условиях игрового противоборства на одном щите с ограниченной активностью защитника. -
Вариативное выполнение разновидностей прохода-броска одной рукой сверху в сочетании с другими приемами техники
100
нападения в структуре игровых действий (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания.
-
Контролировать исходное положение перед началом ведения: для прохода-броска правой рукой — стойка нападающего, когда правая нога сзади; для прохода-броска левой — левая сзади; мяч укрывать в дальнюю от соперника сторону; рабочую кисть располагать сзади-сверху на мяче, другой поддерживать мяч сбоку. -
На начальном этапе обучения упражнения выполнять под углом 30 — 45° к щиту поочередно справа и слева от него, в дальнейшем варьировать и. п. и направление движения к корзине. -
Задания выполнять поточно с использованием группового метода организации занимающихся: по 2 — 3 игрока по одну сторону от корзины. -
В качестве условного защитника использовать партнера, неподвижно обозначающего соперника или передвигающегося приставными шагами в защитной стойке, а также переносные тренировочные стойки или стулья. -
Скорость, направление движения, финты варьировать по мере овладения основной структурой приема. -
Изменять условия состязаний на результативность в зависимости от подготовленности занимающихся: от соревнований на точность бросков в заданной серии до конкурсов на «скорострельность»; от личных турниров до командных «перестрелок». -
При выполнении подводящих упражнений и приема в целом:
-
выпускать мяч в начале ведения — до момента отрыва опорной ноги (без пробежки); -
вести мяч согласно основным характеристикам рациональной техники ведения; голову не опускать, туловище вперед не наклонять; -
не замедлять и не растягивать шаги, приближаясь к щиту; -
своевременно переходить от ведения к двухшажному разбегу; последний толчок мяча осуществлять направленно вперед и чуть в сторону от одноименной с ведущей рукой ноги; -
ловить мяч после отскока на удлиненном шаге и далее сохранять все структурные особенности техники броска в движении.
-
При освоении разновидностей приема в сочетании с обманными движениями в начале ведения:
-
финт вышагиванием выполнять одноименной с направлением предстоящего прохода ногой, а обманные движения скрестным шагом и поворотом — разноименной ногой; -
обман осуществлять ногой, туловищем, головой и мячом — добиваться естественности движений; -
действия выполнять со сменой ритма — финт медленно (естественная скорость), зашагивание и уход быстро («кинжальный проход»);