Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 965

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


150





Благодаря данной тенденции современная игра отличается вы­сокой зрелищностью и повышенной динамичностью.

И все же полная универсализация в баскетболе не возможна в силу кардинального различия функциональных и психофизиоло­гических особенностей игроков разного роста, а соответственно разных игровых функций, их индивидуальных способностей к ре­шению конкретных задач соревновательного противоборства. Толь­ко рациональное сочетание игровой специализации и универсализа­ции создает предпосылки эффективной командной игры.

  1. Технология обучения тактическим действиям

Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимаю­щимися техникой нападения и защиты.

Как и при изучении техники баскетбола, первенство отдается игровым действиям в нападении. А на этапе их совершенствова­ния обучают тактическим контр действиям в защите.

Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре составляют уровень развития специальных качеств и способно­стей (быстроты простых и сложных реакций, ориентировки в про­странстве; быстроты тактического мышления и ответных действий и т.п.); степень владения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях; диапазон тео­ретических знаний по тактике игры.

Действия отдельных игроков служат структурными элемента­ми тактических взаимодействий группы игроков и команды в це­лом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.

В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно выделяют несколько этапов.

На первом этапе ведется работа по развитию у занимаю­щихся специфических качеств и способностей, которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь за­нимают подготовительные упражнения для развития быстроты ре­акций и ориентировки; упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты.

На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируются тактические умения, т. е. разучиваются индивидуальные тактические действия.

Ученикам рассказывается о назначении и возможных условиях выполнения изучаемых приемов. По мере усвоения основ движе­ния в упрощенных условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы; в ответ на изменение расположения соперников или партнеров; в ситуа­



151





ции выбора ответных действий только на определенные сигналы и т.п. Далее условия усложняются введением различного рода по­мех. Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увели­чением активности противодействия. Поиск рациональных спосо­бов преодоления этих помех и многократное повторение правиль­но выбранного способа действий составляют основу формирова­ния индивидуальных тактических умений. Затем они закрепляют­ся в условиях игрового единоборства.

Следующий, третий этап обучения тактике игры направ­лен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.

Любое групповое действие игроков разучивается в следующей последовательности:

  1. рассказ и показ на схеме или демонстрационной доске вза­имодействий нескольких игроков;

  2. разучивание направления, характера перемещений и содер­жания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедлен­ном темпе;

  3. воспроизведение взаимодействия на контролируемой ско­рости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой пе­дагогом;

  4. то же, но с активным противодействием в игровых услови­ях на ограниченном участке площадки;

  5. выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких-либо ограничений активности нападаю­щих и защитников.

Групповые действия игроков составляют основу различных так­тических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды, т.е. являются структурными компонентами командных действий в нападении и защите.

Освоению взаимодействий между всеми игроками команды, нахо­дящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения тактике баскетбола.

Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием дей­ствий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, на­конец, действия всех игроков снова сводятся воедино.

Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условиях двустороннего противоборства, что создает определенные труд­ности на отдельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей способствует введение плановых ограничений в действия обороняющихся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распространенными из них являются: регламентирова­



152





ние участков площадки, где разрешены или запрещены те или иные технико-тактические действия; жесткое лимитирование ко­личества повторений определенных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе; временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и т. п.

Пятый этап обучения тактике игры — этап комплексного совершенствования изученных тактических действий. Он характе­ризуется их многократным воспроизведением в различной после­довательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.

Это могут быть двусторонние учебные игры с различным чис­ленным составом команд: при количественном равенстве (2 х 2, 3x3, 4x4, 5x5) или неравенстве (2x1, 3x2, 4x3, 5x4 и т.п.) игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно по­ощрением в виде начисления дополнительных премиальных оч­ков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санк­ций путем лишения уже набранных очков в случае отсутствия по­пыток их применения.

Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенным средством ее дальнейшего совершенство­вания является участие занимающихся в соревнованиях различно­го уровня: чемпионатах класса, школы, города, области и т.д.

I

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение и характеристику базовым понятиям: «тактика игры», «технико-тактическое действие», «тактическое взаимодействие», «система игры», «комбинация игры», «форма ведения игры».

  2. Что представляет собой классификация тактики игры в баскетбол? Коротко проанализируйте ее.

  3. Какое распределение игроков по амплуа принято в современном баскетболе?

  4. Расскажите о структуре и содержании обучения тактике игры с характеристикой используемых на каждом этапе дидактических средств и методов.





Глава 5

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ НАПАДЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ


  1. Обучение индивидуальным тактическим действиям

Нападение — основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный ре­зультат спортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактиче­ских знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально постро­ить тактику игры против конкретного соперника, добиться жела­емой победы над ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение за­нимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных дей­ствий в необходимом объеме.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающую­ся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действо­вать.

Уровень индивидуального тактического мастерства игроков оп­ределяет результат коллективных действий.

В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбо­ла среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом (см. рис. 37, с. 148).

  1. Действия игрока без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобож­дение от опеки защитника и выход на удобную позицию для по­лучения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.

С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр — выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со­здать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в