Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 967
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
154
один». Прежде чем изучать
схемы игровых ситуаций и уп-
ражнений для обучения, рас-
смотрите условные обозначе-
ния (рис. 39).
Выход для получения мяча
производится по ходу разви-
тия атаки. Он осуществляется
перед соперником или за его
спиной.
Учитывая характер измене-
ния направления передвиже-
ний на площадке, выделяют
несколько вариантов выхода
на свободное место. Это — V-
образный выход (рис. 40), S-
образный выход (рис. 41), пет-
леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).
Выход производится с места и в движении с помощью приемов перемещений и финтов.
Для осуществления выхода с места нападающий предварительно выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хороший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновременно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сближается с соперником и, резко изменив направление своего движения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием поворота или повторного вышагивания. Эффективность данного технико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-
Рис. 40. V-образный выход Рис. 41. S-образный выход
для получения мяча для получения мяча
„ — педагог;
О — нападающий без мяча;
Сг — нападающий с мячом;
— защитник;
► — перемещение игрока;
— перемещение мяча;
разбега;
-
ведение мяча;
заслон.
Рис. 39. Условные обозначения
155
Рис. 42. Петлеобразный выход Рис. 43. Круговой выход для
для получения мяча получения мяча
ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстроты и своевременности самого выхода.
Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называемый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.
Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в завершающей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудачного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способами обыгрыша защитника, так и прогностическими способностями нападающего, его умением быстро и точно определить вероятное направление и дальность отскока.
Согласно статистическим данным, определены зоны возможного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от месторасположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).
Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95%). Причем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наоборот).
При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % отскочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.
Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, некоторых биомеханических характеристик совершаемого броско-
1 ^
вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближним, средним и дальним.
Следовательно, результативность выхода для овладения отскоком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напористость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобождения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Значительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигналом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В случае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благодаря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) нападающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в устойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и выставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение данного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.
Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный результат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке квалифицированных баскетболистов.
Передвижения баскетболиста в нападении должны носить осмысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не принесет стабильного успеха. Своевременность и рациональность — основные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству передвижений и освобождения от опеки соперников необходимо обучать с первых же занятий баскетболом.
Обучение выходу для получения мяча.
-
Объяснение и показ разновидностей технико-тактического действия в конкретной игровой ситуации. -
Рывки по звуковым и зрительным сигналам из различных
и. п.: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения; сидя на полу (ноги вместе, ноги врозь, согнув ноги); лежа на спине или на груди; стоя на коленях и т. п.
157
-
То же, но в ситуации выбора: при меняющихся подаваемых сигналах занимающиеся стартуют только по одному из них (например, педагог дает длинный или короткий свисток — стартовать можно только по короткому, или стартовым сигналом является только поднятая вверх правая рука преподавателя и т.п.). -
Освобождение от опеки пассивного защитника с места после финта вышагиванием, скрестным шагом или поворотом. -
То же, но с получением мяча от партнера после освобождения от защитника. -
То же, что в упр. 4 и 5, но при активном противодействии защитника. -
Выполнение выхода на свободное место с получением мяча от партнера в сочетании с другими игровыми приемами: выход — остановка с ловлей мяча —бросок с места или в прыжке; выход — бросок в движении; выход —проход-бросок; выход —проход — остановка после ведения—бросок с места или в прыжке; выход— проход — передача-«откидка» партнеру и т.п. -
Освобождение от пассивной опеки защитника в движении: соперник передвигается бегом спиной вперед или отступает приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой, нападающий осуществляет выход за счет смены темпа движения или за счет сочетания финтов; -
То же, но с получением мяча от партнера после успешного выхода. -
То же, но в сочетании с другими игровыми действиями после получения мяча от партнера: передачей, ведением или броском. -
То же, что в упр. 8 — 10, но при активном противодействии соперника на указанных участках площадки. -
Выполнение изучаемого действия игрока без мяча в подвижных и подготовительных к баскетболу играх: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и др. -
Выполнение разновидностей выхода в упражнениях игрового противоборства и в учебных двусторонних играх без ограничений в действиях нападающих и защитников.
Обучение выходу для овладения отскоком мяча.
-
Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-тактического действия без мяча. -
Повторное выполнение выхода для овладения отскоком мяча с заданной позиции при серийных бросках с различных точек по отношению к корзине. -
То же, но после обыгрыша финтом условного защитника. -
То же, но преодолевая пассивное сопротивление защитника. -
То же, что в упр. 2—4, но чередуя и. п. нападающего относительно щита соперника.
То же, но при ограниченной активности защитника.
158
-
Выполнение разновидностей выхода для овладения отскоком в условиях игрового противоборства «нападающий — защитник» без каких-либо ограничений в их действиях (броски выполняет третий игрок). -
То же, но в соревновании на результативность действий по овладению мячом при борьбе за отскок. -
То же, что в упр. 2 —8, но в сочетании с другими игровыми действиями после овладения отскоком: добивание мяча в корзину, откидка мяча партнеру на бросок, выведение мяча на «периметр» атаки. -
Ситуативное выполнение разновидностей изучаемого тех- нико-тактического действия в вариативных условиях игрового противоборства: 2x1, 2x2, 3x2, 3 х 3 и т. д.
Организационно-методические указания.
-
При освоении выхода использовать короткие рывки (2 — 5 м); выполнять их на ограниченных участках площадки. -
Для обозначения позиций пассивного защитника на начальной стадии обучения задействовать переносные тренировочные стойки или их аналоги; варьировать исходные позиции нападающих и защитников. -
Активность вводимого в упражнения защитника увеличивать постепенно: вначале разрешать активно противодействовать только одному из маневров нападающего (например, выходу атакующего игрока за спину нападающего для получения мяча от партнера и не реагировать на его выход перед собой и т.д.); затем снимать все ограничения, предоставляя возможность для осуществления единоборства в условиях, приближенных к игровым. -
Упражнения целесообразно выполнять фронтально в парах со сменой ролей после каждого выхода или после серийного повторения задания. -
При выполнении разновидностей выхода:
-
финт вышагиванием (скрестным шагом или поворотом) выполнять естественно: ложный показ осуществлять головой и туловищем с переносом веса тела на впередистоящую ногу так, чтобы защитник поверил и начал движение в сторону, противоположную задуманному выходу; -
выход осуществлять решительным рывком на свободное место; -
обыгрывать защитника за счет смены ритма движений: финт — медленно, чтобы соперник успел среагировать на него, выход — максимально быстро, не давая ему шанса на своевременный ответный ход; -
идти к мячу решительно и агрессивно, не боясь возможного контакта с соперником; -
своей активностью, постоянной