Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 967

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


154



один». Прежде чем изучать
схемы игровых ситуаций и уп-
ражнений для обучения, рас-
смотрите условные обозначе-
ния (рис. 39).

Выход для получения мяча
производится по ходу разви-
тия атаки. Он осуществляется
перед соперником или за его
спиной.

Учитывая характер измене-
ния направления передвиже-
ний на площадке, выделяют
несколько вариантов выхода
на свободное место. Это — V-
образный выход (рис. 40), S-
образный выход (рис. 41), пет-

леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).

Выход производится с места и в движении с помощью при­емов перемещений и финтов.

Для осуществления выхода с места нападающий предваритель­но выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хо­роший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновре­менно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сбли­жается с соперником и, резко изменив направление своего дви­жения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием пово­рота или повторного вышагивания. Эффективность данного тех­нико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-


Рис. 40. V-образный выход Рис. 41. S-образный выход

для получения мяча для получения мяча



„ — педагог;

О — нападающий без мяча;

Сг — нападающий с мячом;

защитник;

► — перемещение игрока;


перемещение мяча;


\ ► — двухшажный ритм

разбега;


  • ведение мяча;

  • заслон.


Рис. 39. Условные обозначения


155





Рис. 42. Петлеобразный выход Рис. 43. Круговой выход для

для получения мяча получения мяча

ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстро­ты и своевременности самого выхода.

Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называе­мый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.

Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в заверша­ющей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудач­ного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способа­ми обыгрыша защитника, так и прогностическими способностя­ми нападающего, его умением быстро и точно определить вероят­ное направление и дальность отскока.

Согласно статистическим данным, определены зоны возмож­ного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от место­расположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).

Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95%). При­чем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наобо­рот).

При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % от­скочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.

Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, не­которых биомеханических характеристик совершаемого броско-



1 ^



вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближ­ним, средним и дальним.

Следовательно, результативность выхода для овладения отско­ком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо­ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобож­дения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Зна­чительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигна­лом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В слу­чае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благода­ря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) на­падающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в ус­тойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощ­ное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и вы­ставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение дан­ного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.

Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный ре­зультат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква­лифицированных баскетболистов.

Передвижения баскетболиста в нападении должны носить ос­мысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не при­несет стабильного успеха. Своевременность и рациональностьос­новные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству пере­движений и освобождения от опеки соперников необходимо обу­чать с первых же занятий баскетболом.

Обучение выходу для получения мяча.

  1. Объяснение и показ разновидностей технико-тактического действия в конкретной игровой ситуации.

  2. Рывки по звуковым и зрительным сигналам из различных

и. п.: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения; сидя на полу (ноги вместе, ноги врозь, согнув ноги); лежа на спине или на груди; стоя на коленях и т. п.



157





  1. То же, но в ситуации выбора: при меняющихся подаваемых сигналах занимающиеся стартуют только по одному из них (на­пример, педагог дает длинный или короткий свисток — старто­вать можно только по короткому, или стартовым сигналом явля­ется только поднятая вверх правая рука преподавателя и т.п.).

  2. Освобождение от опеки пассивного защитника с места после финта вышагиванием, скрестным шагом или поворотом.

  3. То же, но с получением мяча от партнера после освобожде­ния от защитника.

  4. То же, что в упр. 4 и 5, но при активном противодействии защитника.

  5. Выполнение выхода на свободное место с получением мяча от партнера в сочетании с другими игровыми приемами: выход — остановка с ловлей мяча —бросок с места или в прыжке; выход — бросок в движении; выход —проход-бросок; выход —проход — остановка после ведения—бросок с места или в прыжке; выход— проход — передача-«откидка» партнеру и т.п.

  6. Освобождение от пассивной опеки защитника в движении: соперник передвигается бегом спиной вперед или отступает при­ставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой, напада­ющий осуществляет выход за счет смены темпа движения или за счет сочетания финтов;

  7. То же, но с получением мяча от партнера после успешного выхода.

  8. То же, но в сочетании с другими игровыми действиями после получения мяча от партнера: передачей, ведением или брос­ком.

  9. То же, что в упр. 8 — 10, но при активном противодействии соперника на указанных участках площадки.

  10. Выполнение изучаемого действия игрока без мяча в под­вижных и подготовительных к баскетболу играх: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и др.

  11. Выполнение разновидностей выхода в упражнениях игрово­го противоборства и в учебных двусторонних играх без ограниче­ний в действиях нападающих и защитников.

Обучение выходу для овладения отскоком мяча.

  1. Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-так­тического действия без мяча.

  2. Повторное выполнение выхода для овладения отскоком мяча с заданной позиции при серийных бросках с различных точек по отношению к корзине.

  3. То же, но после обыгрыша финтом условного защитника.

  4. То же, но преодолевая пассивное сопротивление защитника.

  5. То же, что в упр. 2—4, но чередуя и. п. нападающего относи­тельно щита соперника.


То же, но при ограниченной активности защитника.


158





  1. Выполнение разновидностей выхода для овладения отскоком в условиях игрового противоборства «нападающий — защитник» без каких-либо ограничений в их действиях (броски выполняет третий игрок).

  2. То же, но в соревновании на результативность действий по овладению мячом при борьбе за отскок.

  3. То же, что в упр. 2 —8, но в сочетании с другими игровыми действиями после овладения отскоком: добивание мяча в корзи­ну, откидка мяча партнеру на бросок, выведение мяча на «пери­метр» атаки.

  4. Ситуативное выполнение разновидностей изучаемого тех- нико-тактического действия в вариативных условиях игрового про­тивоборства: 2x1, 2x2, 3x2, 3 х 3 и т. д.

Организационно-методические указания.

  1. При освоении выхода использовать короткие рывки (2 — 5 м); выполнять их на ограниченных участках площадки.

  2. Для обозначения позиций пассивного защитника на началь­ной стадии обучения задействовать переносные тренировочные стойки или их аналоги; варьировать исходные позиции нападаю­щих и защитников.

  3. Активность вводимого в упражнения защитника увеличивать постепенно: вначале разрешать активно противодействовать толь­ко одному из маневров нападающего (например, выходу атакую­щего игрока за спину нападающего для получения мяча от парт­нера и не реагировать на его выход перед собой и т.д.); затем снимать все ограничения, предоставляя возможность для осуще­ствления единоборства в условиях, приближенных к игровым.

  4. Упражнения целесообразно выполнять фронтально в парах со сменой ролей после каждого выхода или после серийного по­вторения задания.

  5. При выполнении разновидностей выхода:

  • финт вышагиванием (скрестным шагом или поворотом) вы­полнять естественно: ложный показ осуществлять головой и туло­вищем с переносом веса тела на впередистоящую ногу так, чтобы защитник поверил и начал движение в сторону, противополож­ную задуманному выходу;

  • выход осуществлять решительным рывком на свободное место;

  • обыгрывать защитника за счет смены ритма движений: финт — медленно, чтобы соперник успел среагировать на него, выход — максимально быстро, не давая ему шанса на своевременный от­ветный ход;

  • идти к мячу решительно и агрессивно, не боясь возможного контакта с соперником;

  • своей активностью, постоянной