Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 961

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 36. Вероятные зоны отскока мяча при неточных бросках


142





  • в верхнюю часть щита с линии штрафного броска;

  • в дальнюю верхнюю часть щита с боковой стороны трехсе­кундной трапеции (на уровне 2-го усика).

  1. Овладение отскоком из различных исходных позиций после бросков мяча с разных точек по отношению к щиту.

  2. Выполнение отблокирования пассивно обозначающего дви­жение на подбор нападающего с последующим овладением мя­чом, посланным в верхнюю часть щита третьим игроком.

  3. То же, но при активном движении нападающего на подбор мяча.

  4. То же, что в упр. 7 и 8, но с последующим началом атаки первой передачей мяча или выводящим ведением мяча.

  5. Выполнение приема в целом в условиях активного противо­борства «защитник—нападающий» в заданных позициях при брос­ках в корзину третьим игроком с разных точек по отношению к щиту.

  6. То же, но в состязании на результативность действий по овладению мячом в борьбе за отскок.

  7. Воспроизведение приема в целом в условиях игрового про­тивоборства: 1 х 1; 2 х 2; 3 х 3 и т.д. — с атакой в одну корзину.

  8. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.

Организационно-методические указания.

  1. Обучать взятию отскока на своем щите на расстоянии не ме­нее 3 — 4 м от корзины.

  2. Сигналом для начала действий защитника во всех упражнени­ях служит момент выпуска мяча педагогом или третьим игроком.

  3. Защитнику занимать позицию перед нападающим (ближе к своему щиту) в средней стойке; варьировать исходные позиции относительно щита для бросков и борьбы за отскок.

  4. Педагогу на начальном этапе обучения указывать игрокам направление наиболее вероятного отскока мяча при броске из конкретной условной зоны.

  5. Все задания выполнять серийно по 5 — 10 повторений.

  6. Состязания на результативность борьбы за отскок проводить в тройках: один игрок бросает, двое осуществляют противоборство; каждое результативное действие в защите и в нападении оценивать начислением призовых очков; дополнительно очки можно начис­лять за точный бросок с точки или успешное добивание мяча.

  7. При выполнении приема:

  • начинать действия сближением с нападающим и быстрым поворотом на 180° на носке ближней к направлению его ожидае­мого движения ноги;

  • вступать в контакт с туловищем нападающего спиной и раз­веденными в стороны согнутыми в локтях руками — «чувствовать соперника спиной»;



143






занимать как можно большее пространство на площадке, ши­роко расставив ноги и руки;

  • переводить взгляд на мяч лишь после выполнения отблоки- рования соперника;

  • удерживать нападающего «на спине» в случае его движения в обход защитника;

  • мгновенно устремляться к мячу, определив траекторию и направление отскока;

  • отталкиваться максимально мощно одной или двумя ногами с поднятыми вверх руками;

  • руки и ноги в прыжке разводить в стороны, туловище накло­нять вперед;

  • обхватив мяч, «повисать» на нем, резко сгибая руки и туло­вище вперед;

  • приземляться на широко расставленные в стороны ноги, мяч вниз не опускать, укрывать его от соперника на уровне своего подбородка;

  • после приземления мгновенно оценивать ситуацию для нача­ла атаки первым пасом или выводом мяча с помощью ведения и быстро переходить к атакующим действиям.

    Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.

    1. Неправильное и.п.: защитник находится за пределами игро­вого защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечно­го; располагается не на линии возможного движения нападающе­го к корзине или стоит на прямых ногах.

    2. Переключение внимания защитника на мяч, а не на подо­печного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.

    3. Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми ру­ками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.

    4. Нет встречного движения к мячу после отблокирования на­падающего: защитник ждет мяч на месте.

    5. После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его накло­ном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.

    6. Приземление на узко или широко расставленные ноги: поте­ря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших дей­ствий.

    7. Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери.

    8. После овладения мячом и приземления поворот в середину площадки, а не к ближней боковой линии; задержка первой пе­редачи: срыв быстрой контратаки.



    144



    Контрольные вопросы и задания


    1. Дайте классификацию техники защиты в баскетболе и предложите рациональную последовательность изучения защитных игровых приемов.

    2. Опишите технику разновидностей стоек и передвижений защитника.

    3. Назовите средства обучения стойкам и передвижениям защитника в рациональной последовательности их использования.

    4. Какие организационно-методические указания регламентируют дей­ствия педагога и занимающихся в процессе изучения стоек и передви­жений защитника?

    5. Каковы основные ошибки при выполнении защитником разновид­ностей стоек и передвижений?

    6. Какие защитные действия относятся к приемам противодействия и овладения мячом? В какой последовательности их следует изучать?

    7. Назовите приемы для обучения вырыванию мяча.

    8. Какие методические указания следует давать занимающимся при выполнении вырывания мяча?

    9. Какие ошибки встречаются при воспроизведении защитником вы­рывания мяча?

    10. Опишите технику разновидностей выбивания мяча.

    11. Как научить технике выбивания мяча (приемы, упражнения, орга­низационно-методические указания)?

    12. Каковы наиболее типичные ошибки при выбивании мяча защит­ником?

    13. Какие существуют разновидности перехвата мяча? Дайте описа­ние их техники.

    14. Назовите средства обучения технике перехвата мяча в их рацио­нальной последовательности.

    15. Какими организационно-методическими указаниями должны ру­ководствоваться педагог и его ученики в процессе обучения перехвату мяча?

    16. Перечислите основные ошибки в технике выполнения перехвата мяча.

    17. Опишите технику разновидностей накрывания и отбивания мяча защитником при броске.

    18. Представьте блок средств для обучения защитника основам техни­ки накрывания и отбивания мяча при броске.

    19. Каким организационно-методическим указаниям необходимо сле­довать, чтобы достичь эффективности при обучении защитника накры- ванию и отбиванию мяча при броске?

    20. Каковы наиболее характерные ошибки в технике выполнения на­крывания и отбивания мяча при броске?

    21. Какие движения защитника составляют технику взятия отскока?

    22. С помощью каких средств можно научить защитника рациональ­ной технике взятия отскока?

    23. Какие организационно-методические указания применяют при обучении взятию отскока?

    24. Назовите основные ошибки в технике выполнения защитником взятия отскока.




    Раздел II

    ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ


    Глава 4

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

    1. Основной понятийный аппарат

    Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игро­вом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения тех­никой игры не менее важным представляется еще один аспект под­готовленности занимающихся — тактическая выучка.

    Каждый технический прием или сочетание приемов в игре при­меняется в конкретной ситуации: на определенном участке пло­щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевре­менность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды — командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

    Характер и содержание индивидуальных действий и взаимо­действий игроков-партнеров в каждый игровой момент обуслов­лены изменяющимися условиями их выполнения, а осмыслен­ный выбор диктуется избранной тактикой игры.

    Тактика игрыэто рациональное, целенаправленное использова­ние способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенно­стей конкретного соперника и складывающихся условий игрового про­тивоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуаци­ям применение многообразия техники игры.

    Процесс обучение тактике игры должен быть специально орга­низован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся ос­ваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.