Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 961
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 36. Вероятные зоны отскока мяча при неточных бросках
142
-
в верхнюю часть щита с линии штрафного броска; -
в дальнюю верхнюю часть щита с боковой стороны трехсекундной трапеции (на уровне 2-го усика).
-
Овладение отскоком из различных исходных позиций после бросков мяча с разных точек по отношению к щиту. -
Выполнение отблокирования пассивно обозначающего движение на подбор нападающего с последующим овладением мячом, посланным в верхнюю часть щита третьим игроком. -
То же, но при активном движении нападающего на подбор мяча. -
То же, что в упр. 7 и 8, но с последующим началом атаки первой передачей мяча или выводящим ведением мяча. -
Выполнение приема в целом в условиях активного противоборства «защитник—нападающий» в заданных позициях при бросках в корзину третьим игроком с разных точек по отношению к щиту. -
То же, но в состязании на результативность действий по овладению мячом в борьбе за отскок. -
Воспроизведение приема в целом в условиях игрового противоборства: 1 х 1; 2 х 2; 3 х 3 и т.д. — с атакой в одну корзину. -
То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания.
-
Обучать взятию отскока на своем щите на расстоянии не менее 3 — 4 м от корзины. -
Сигналом для начала действий защитника во всех упражнениях служит момент выпуска мяча педагогом или третьим игроком. -
Защитнику занимать позицию перед нападающим (ближе к своему щиту) в средней стойке; варьировать исходные позиции относительно щита для бросков и борьбы за отскок. -
Педагогу на начальном этапе обучения указывать игрокам направление наиболее вероятного отскока мяча при броске из конкретной условной зоны. -
Все задания выполнять серийно по 5 — 10 повторений. -
Состязания на результативность борьбы за отскок проводить в тройках: один игрок бросает, двое осуществляют противоборство; каждое результативное действие в защите и в нападении оценивать начислением призовых очков; дополнительно очки можно начислять за точный бросок с точки или успешное добивание мяча. -
При выполнении приема:
-
начинать действия сближением с нападающим и быстрым поворотом на 180° на носке ближней к направлению его ожидаемого движения ноги; -
вступать в контакт с туловищем нападающего спиной и разведенными в стороны согнутыми в локтях руками — «чувствовать соперника спиной»;
143
занимать как можно большее пространство на площадке, широко расставив ноги и руки;
переводить взгляд на мяч лишь после выполнения отблоки- рования соперника;
удерживать нападающего «на спине» в случае его движения в обход защитника;
мгновенно устремляться к мячу, определив траекторию и направление отскока;
отталкиваться максимально мощно одной или двумя ногами с поднятыми вверх руками;
руки и ноги в прыжке разводить в стороны, туловище наклонять вперед;
обхватив мяч, «повисать» на нем, резко сгибая руки и туловище вперед;
приземляться на широко расставленные в стороны ноги, мяч вниз не опускать, укрывать его от соперника на уровне своего подбородка;
после приземления мгновенно оценивать ситуацию для начала атаки первым пасом или выводом мяча с помощью ведения и быстро переходить к атакующим действиям.
Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите.
-
Неправильное и.п.: защитник находится за пределами игрового защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечного; располагается не на линии возможного движения нападающего к корзине или стоит на прямых ногах. -
Переключение внимания защитника на мяч, а не на подопечного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения отблокирования соперника — нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом. -
Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми руками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке — соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока. -
Нет встречного движения к мячу после отблокирования нападающего: защитник ждет мяч на месте. -
После обхвата мяча в воздухе игрок не укрывает его наклоном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником. -
Приземление на узко или широко расставленные ноги: потеря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших действий. -
Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери. -
После овладения мячом и приземления поворот в середину площадки, а не к ближней боковой линии; задержка первой передачи: срыв быстрой контратаки.
144
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте классификацию техники защиты в баскетболе и предложите рациональную последовательность изучения защитных игровых приемов. -
Опишите технику разновидностей стоек и передвижений защитника. -
Назовите средства обучения стойкам и передвижениям защитника в рациональной последовательности их использования. -
Какие организационно-методические указания регламентируют действия педагога и занимающихся в процессе изучения стоек и передвижений защитника? -
Каковы основные ошибки при выполнении защитником разновидностей стоек и передвижений? -
Какие защитные действия относятся к приемам противодействия и овладения мячом? В какой последовательности их следует изучать? -
Назовите приемы для обучения вырыванию мяча. -
Какие методические указания следует давать занимающимся при выполнении вырывания мяча? -
Какие ошибки встречаются при воспроизведении защитником вырывания мяча? -
Опишите технику разновидностей выбивания мяча. -
Как научить технике выбивания мяча (приемы, упражнения, организационно-методические указания)? -
Каковы наиболее типичные ошибки при выбивании мяча защитником? -
Какие существуют разновидности перехвата мяча? Дайте описание их техники. -
Назовите средства обучения технике перехвата мяча в их рациональной последовательности. -
Какими организационно-методическими указаниями должны руководствоваться педагог и его ученики в процессе обучения перехвату мяча? -
Перечислите основные ошибки в технике выполнения перехвата мяча. -
Опишите технику разновидностей накрывания и отбивания мяча защитником при броске. -
Представьте блок средств для обучения защитника основам техники накрывания и отбивания мяча при броске. -
Каким организационно-методическим указаниям необходимо следовать, чтобы достичь эффективности при обучении защитника накры- ванию и отбиванию мяча при броске? -
Каковы наиболее характерные ошибки в технике выполнения накрывания и отбивания мяча при броске? -
Какие движения защитника составляют технику взятия отскока? -
С помощью каких средств можно научить защитника рациональной технике взятия отскока? -
Какие организационно-методические указания применяют при обучении взятию отскока? -
Назовите основные ошибки в технике выполнения защитником взятия отскока.
Раздел II
ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
Глава 4
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
-
Основной понятийный аппарат
Обучение рациональной технике основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовленности занимающихся — тактическая выучка.
Каждый технический прием или сочетание приемов в игре применяется в конкретной ситуации: на определенном участке площадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевременность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды — командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.
Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры.
Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры.
Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником.