Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 971
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение индивидуальным тактическим действиям с использованием ловли и передачи мяча.
-
Объяснение и показ разновидностей ловли и передачи мяча в конкретной игровой ситуации. -
Чередование разновидностей ловли и передачи мяча на месте в сочетании с поворотами и последующими после выпуска мяча двигательными действиями: ловля мяча — сочетание поворотов на месте (вперед-назад) —передача; передача —присесть—встать в
и. п. —ловля мяча; передача —кувырок вперед (назад) — встать в
и. п. —ловля мяча; ловля мяча —сочетание поворотов на месте (вперед-назад)—передача—прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° — встать в и.п. и т.п.
-
Чередование разновидностей передач на месте с последующим передвижением (вслед или в сторону от мяча) и ловлей мяча в заданной точке площадки. -
Выполнение изучаемого способа передач на месте через «слабые зоны» в стойке пассивного защитника с последующим передвижением в заранее указанном направлении и получением обратной передачи. -
То же, но чередуя исходные позиции нападающих относительно щита. -
То же, но изменяя направление передач и дистанцию до партнера. -
Чередование способов передач «сквозь» защитника; направления и траектории полета мяча в сочетании с поворотами на месте, предшествующими выпуску мяча. -
То же, но с последующим после передачи обыгрышем пассивного защитника без мяча. -
То же, но в сочетании с предшествующим передаче финтом туловищем и головой или мячом: защитник реагирует только на обманные движения.
164
-
Воспроизведение разновидностей передач на месте с последующим освобождением от опеки, выходом и ловлей мяча в ситуации выбора: защитник чередует изученные стойки, нападающий совершает передачу соответствующим способом с избранной траекторией полета мяча через определенные «слабые зоны», а затем обыгрывает защитника с использованием разновидностей финтов. -
То же, но в сочетании с поворотами на месте после получения мяча. -
То же, но в сочетании с финтами мячом или туловищем и головой, предшествующими передаче. -
То же, что в упр. 10 — 12, но меняя исходные позиции нападающих и защитников относительно щита в зависимости от их функций (амплуа). -
Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании с поворотами и финтами, преодолевая активное противодействие защитника в ситуации численного большинства нападающих (2x1, 3x2, 4x3, 5х4и т.п.), — подвижные игры, например «Не давай мяч водящему». -
То же, но с последующим выходом для получения обратной передачи на ограниченном участке площадки. -
Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании с индивидуальными действиями игрока без мяча и последующей ловлей мяча в условиях игрового противоборства при численном равенстве нападающих и защитников — подвижные игры: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч капитану» и т.п. -
Выполнение разновидностей ловли и передач мяча в движении, преодолевая пассивное, а затем активное противодействие одного или нескольких защитников в ситуации численного большинства нападающих: 3x1, 2x1, 3x2 и т.д. -
То же, но в сочетании с другими технико-тактическими действиями с мячом: ведением, бросками (по мере их освоения). -
Выполнение разновидностей ловли и передач мяча на месте и в движении в условиях игрового противоборства без ограничений активности и инициативы нападающих и защитников.
Организационно - методические указания.
-
Все упражнения выполнять с установками: надежная ловля — гарантия качества последующих действий с мячом; для каждой ситуации существует один — наилучший — вид передачи. -
При выполнении заданий на переключение добиваться мгновенного перехода от одних действий к другим. -
Непрерывно стремиться к сокращению времени на обработку мяча при его ловле и убыстрению подготовительной фазы передачи; после овладения мячом мгновенно приходить в стойку с тройной угрозой.
165
-
Не увлекаться финтами, рационально использовать смену ритма движений: финт — медленно; передача — быстро; в обманных движениях рационально использовать взгляд, голову, туловище и мяч. -
Варьировать активность противодействия в упражнениях в зависимости от уровня владения техникой приемов. -
Педагог должен постоянно указывать на наиболее эффективные способы передач для использования «слабых зон» в стойке защитника, оптимальные траектории полета мяча и усилия, прикладываемые к нему в зависимости от расположения и удаленности партнера и соперников по отношению к передающему. -
При активном противодействии защитника ограничивать время владения мячом до счета «три». -
В игровых заданиях поощрять точность и быстроту передач; смену водящих в условиях численного большинства нападающих производить через определенные интервалы времени или после каждого перехвата мяча; в зависимости от количества играющих и уровня их подготовленности регламентировать размеры площадки для игры. -
На этапе совершенствования технико-тактических действий задания выполнять, меняя и. п. игроков и их сочетания по амплуа: защитник — центровой, форвард — центровой, защитник — форвард и т.д. -
Передавать мяч уверенно, быстро и удобно для ловящего игрока; направлять мяч на дальнюю от защитника руку партнера. -
Избегать поперечных передач, «мягких» передач вдоль боковых линий, длинных передач с отскоком от пола и с медленным полетом мяча, «висячих» диагональных передач через нескольких защитников. -
Получателю мяча не стоять на месте, активно открываться на свободную позицию, стремиться видеть мяч с момента вылета до его ловли; прямо на мяч не смотреть, использовать периферическое зрение; надежно ловить мяч, используя обе руки. -
Добиваться синхронных действий передающего и получающего игроков. -
Без промедления начинать технико-тактические действия без мяча сразу же после его выпуска или адекватное ситуации действие с мячом в момент его ловли: не задерживать мяч и не тормозить развитие атаки.
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий с использованием ловли и передач мяча.
-
Недостаточно быстрое, точное или резкое воспроизведение технического приема; нарушение техники передачи (медленный, слабый или неточный пас) или ловли мяча (неуверенные действия без выхода на мяч) — возможна потеря мяча. -
Ошибочный выбор способа передачи, направления или траектории полета мяча при определении «слабой зоны» в стойке
166
защитника: передача через закрытое защитником пространство — мяч становится легкой добычей противника.
-
Та же ошибка, что в ситуации 2, но в зависимости от расположения партнера и соперников: передача поперек площадки, через нескольких защитников, с отскоком от пола и медленным полетом мяча на большое расстояние либо слишком «мягкая» навесная передача — создаются предпосылки для перехвата мяча соперниками. -
Статичность действий передающего и получающего мяч игроков: передача с места без вышагивания или партнеру, «застывшему» на месте, — большая вероятность потери мяча. -
Бесхитростность, прямолинейность действий — передающий игрок откровенно смотрит на адресата или ловящий не сводит глаз с мяча: передача легко прерывается перехватчиками соперников. -
Использование лишних финтов, предшествующих передаче: неоправданная задержка мяча, предоставляющая сопернику возможность активизировать противодействие. -
Нарушение ритмовой структуры сочетания финт-передача: и обманное движение, и передача выполняются одинаково медленно — защитник успевает среагировать на выпуск мяча; обманное движение производится слишком резко, торопливо — защитник не успевает среагировать на него, а реагирует только на выпуск мяча. -
Скованность в действиях при активном противодействии соперника: излишняя закрепощенность, ведущая к нарушению точности движений. -
Слабая ориентировка передающего в пространстве и времени при передаче убегающему игроку: мяч «не додается», т. е. не доходит до партнера, или посылается слишком далеко вперед — невынужденная потеря мяча. -
Несогласованность действий передающего и получающего мяч нападающих: поспешная или запоздалая передача либо неподготовленность игрока к ловле мяча (опущенные руки, отведенный от мяча взгляд) — мяч не доходит до адресата. -
Медленное переключение к последующим после выполнения передачи или ловли мяча индивидуальным технико-тактическим действиям: заминка в развитии атаки, позволяющая защитникам предпринять эффективные контрмеры.
Индивидуальные тактические действия с использованием ведения мяча
Теоретические предпосылки.
Ведение мяча, или дриблинг, — грозное «оружие» в техническом арсенале баскетболиста. Оно позволяет нападающему значительно расширить свою маневренность при передвижениях с мячом. Существует несколько разновидностей данного технико
167
тактического действия по его целевой направленности. Так, ведение мяча можно использовать для его вывода из своей зоны в передовую — выводящий дриблинг. Оно помогает преодолеть прессинг и получить позиционное преимущество после обыгрывания защитника — преодолевающий дриблинг. Наконец, благодаря решительному скоростному ведению мяча игрок может создать себе хорошие условия для броска мяча — атакующий дриблинг.
Решения перечисленных тактических задач, связанные с ведением мяча, определяют специфические особенности дриблинга в том или ином случае. Прежде всего, нападающий должен владеть приемами обыгрывания защитника в начале ведения. К ним относятся вышагивание, скрестный шаг и поворот.
При использовании вышагивания (рис. 45, а) дриблер обыгрывает соперника на встречном движении после выведения его из равновесия за счет короткого ложного шага вперед и последующего возвращения в и. п. Для ухода с помощью скрестного шага (рис. 45, б) применяют обманный пружинящий шаг вперед и несколько в сторону с последующим зашагиванием за защитника той же ногой в противоположном направлении с одновременным началом ведения дальней от соперника рукой. Обыгрывание поворотом (рис. 45, в) также начинается с обманного шага вперед и в сторону, а затем следует быстрый поворот назад вокруг опорной ноги и выпуск мяча ближней к направлению поворота рукой.
Результативными при обыгрывании защитника в начале ведения мяча являются также финты на бросок или передачу партнеру, с помощью которых соперник выводится из равновесия и теряет правильную защитную стойку. Особенно значимы здесь естественные движения головой, плечами, туловищем. Ложные движения мячом должны быть рациональными и короткоамплитудными, т. е. с использованием только кистей.
Рис. 45. Обманные движения ногами при обыгрывании защитника в начале ведения: а — вышагивание; б — скрестный шаг; в — поворот
168
Начинать проход с ведением мяча целесообразно в сторону впередистоящей ноги защитника и всегда дальней от него рукой. Как и при выходе на свободное место без мяча, эффективным является смена темпа движения: ложный шаг (шаги) либо обманные движения туловищем, головой, мячом выполняются медленно, чтобы защитник успел среагировать на финт, а первый шаг прохода — быстро, энергично и решительно. Мяч посылают вперед без задержки, укрывая его от возможного выбивания.
Когда защитник обыгран, для быстрого передвижения по прямой используют скоростной высокий дриблинг. Если же защитник или кто-либо из его партнеров восстанавливает свою позицию перед дриблером, переходят на низкое ведение мяча, изменяют скорость и направление движения.
Обыгрывание соперника в движении при ведении мяча производят с помощью смены ритма, темпа, скорости и направления, умелого укрывания мяча и своевременного перевода мяча с руки на руку.
Наиболее распространенным и простым по исполнению способом перевода мяча является перевод мяча перед собой. В момент, когда нога, одноименная с ведущей рукой, ставится на пол, производится опускание руки с мячом и его непродолжительный обхват снаружи. Далее следует акцентированный толчок опорной ногой в сторону другой с одновременным переводом мяча поперек туловища на другую руку и длинный шаг толчковой ноги в новом направлении. В силу большого риска потери мяча при его переводе перед защитником требуются неожиданность и быстрота движений, а также умелое использование поворота туловища и свободной руки для укрывания мяча.
Более эффектными, а главное — более эффективными считаются варианты перевода мяча за спиной и под ногой. При переводе за спиной мяч посылается в пол на уровне разноименной ноги в момент начала полного шага вперед одноименной ногой. А с ее постановкой на площадку и началом очередного шага разноименной ногой производится перевод мяча за спиной. Мяч направляется в пол таким образом, чтобы после его отскока от пола можно было взять его под контроль другой рукой и без пауз продолжить ведение в новом направлении. Надежность выполнения такого перевода мяча обеспечивается тем, что его непрерывно укрывает туловище и сохраняется постоянный зрительный контроль дриблера над игровой ситуацией. Перевод мяча под ногой столь же результативен при обыгрывании защитника, как и предыдущий прием. На практике используются два варианта этого технико-тактического действия. Более простой из них по исполнению предусматривает перевод мяча под разноименной с ведущей рукой ногой в момент ее выноса вперед на очередном шаге, последующий поворот на этой ноге и акцентированный длинный шаг другой в избранном направлении движения. Быстрым и естественным поворотом туловища в сторону установившей