Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 815

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обучение индивидуальным тактическим действиям с использо­ванием ловли и передачи мяча.

  1. Объяснение и показ разновидностей ловли и передачи мяча в конкретной игровой ситуации.

  2. Чередование разновидностей ловли и передачи мяча на месте в сочетании с поворотами и последующими после выпуска мяча двигательными действиями: ловля мяча — сочетание поворотов на месте (вперед-назад) —передача; передача —присесть—встать в

и. п. —ловля мяча; передача —кувырок вперед (назад) — встать в

и. п. —ловля мяча; ловля мяча —сочетание поворотов на месте (впе­ред-назад)—передача—прыжок толчком двумя ногами с пово­ротом на 360° — встать в и.п. и т.п.

  1. Чередование разновидностей передач на месте с последую­щим передвижением (вслед или в сторону от мяча) и ловлей мяча в заданной точке площадки.

  2. Выполнение изучаемого способа передач на месте через «сла­бые зоны» в стойке пассивного защитника с последующим пере­движением в заранее указанном направлении и получением об­ратной передачи.

  3. То же, но чередуя исходные позиции нападающих относи­тельно щита.

  4. То же, но изменяя направление передач и дистанцию до парт­нера.

  5. Чередование способов передач «сквозь» защитника; направ­ления и траектории полета мяча в сочетании с поворотами на месте, предшествующими выпуску мяча.

  6. То же, но с последующим после передачи обыгрышем пас­сивного защитника без мяча.

  7. То же, но в сочетании с предшествующим передаче финтом туловищем и головой или мячом: защитник реагирует только на обманные движения.


164





  1. Воспроизведение разновидностей передач на месте с по­следующим освобождением от опеки, выходом и ловлей мяча в ситуации выбора: защитник чередует изученные стойки, напа­дающий совершает передачу соответствующим способом с из­бранной траекторией полета мяча через определенные «слабые зоны», а затем обыгрывает защитника с использованием разно­видностей финтов.

  2. То же, но в сочетании с поворотами на месте после получе­ния мяча.

  3. То же, но в сочетании с финтами мячом или туловищем и головой, предшествующими передаче.

  4. То же, что в упр. 10 — 12, но меняя исходные позиции напа­дающих и защитников относительно щита в зависимости от их функций (амплуа).

  5. Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании с поворотами и финтами, преодолевая активное противодействие защитника в ситуации численного большинства нападающих (2x1, 3x2, 4x3, 5х4и т.п.), — подвижные игры, например «Не давай мяч водящему».

  6. То же, но с последующим выходом для получения обратной передачи на ограниченном участке площадки.

  7. Выполнение разновидностей передач на месте в сочетании с индивидуальными действиями игрока без мяча и последующей ловлей мяча в условиях игрового противоборства при численном равенстве нападающих и защитников — подвижные игры: «Борь­ба за мяч», «10 передач», «Мяч капитану» и т.п.

  8. Выполнение разновидностей ловли и передач мяча в движе­нии, преодолевая пассивное, а затем активное противодействие одного или нескольких защитников в ситуации численного боль­шинства нападающих: 3x1, 2x1, 3x2 и т.д.

  9. То же, но в сочетании с другими технико-тактическими действиями с мячом: ведением, бросками (по мере их освое­ния).

  10. Выполнение разновидностей ловли и передач мяча на месте и в движении в условиях игрового противоборства без ограниче­ний активности и инициативы нападающих и защитников.

Организационно - методические указания.

  1. Все упражнения выполнять с установками: надежная ловля — гарантия качества последующих действий с мячом; для каждой ситуации существует один — наилучший — вид передачи.

  2. При выполнении заданий на переключение добиваться мгно­венного перехода от одних действий к другим.

  3. Непрерывно стремиться к сокращению времени на обработ­ку мяча при его ловле и убыстрению подготовительной фазы пе­редачи; после овладения мячом мгновенно приходить в стойку с тройной угрозой.



165





  1. Не увлекаться финтами, рационально использовать смену ритма движений: финт — медленно; передача — быстро; в обманных дви­жениях рационально использовать взгляд, голову, туловище и мяч.

  2. Варьировать активность противодействия в упражнениях в зависимости от уровня владения техникой приемов.

  3. Педагог должен постоянно указывать на наиболее эффектив­ные способы передач для использования «слабых зон» в стойке защитника, оптимальные траектории полета мяча и усилия, при­кладываемые к нему в зависимости от расположения и удаленно­сти партнера и соперников по отношению к передающему.

  4. При активном противодействии защитника ограничивать вре­мя владения мячом до счета «три».

  5. В игровых заданиях поощрять точность и быстроту передач; смену водящих в условиях численного большинства нападающих производить через определенные интервалы времени или после каждого перехвата мяча; в зависимости от количества играющих и уровня их подготовленности регламентировать размеры площад­ки для игры.

  6. На этапе совершенствования технико-тактических действий задания выполнять, меняя и. п. игроков и их сочетания по амплуа: защитник — центровой, форвард — центровой, защитник — фор­вард и т.д.

  7. Передавать мяч уверенно, быстро и удобно для ловящего игрока; направлять мяч на дальнюю от защитника руку партнера.

  8. Избегать поперечных передач, «мягких» передач вдоль бо­ковых линий, длинных передач с отскоком от пола и с медлен­ным полетом мяча, «висячих» диагональных передач через не­скольких защитников.

  9. Получателю мяча не стоять на месте, активно открываться на свободную позицию, стремиться видеть мяч с момента вылета до его ловли; прямо на мяч не смотреть, использовать перифери­ческое зрение; надежно ловить мяч, используя обе руки.

  10. Добиваться синхронных действий передающего и получаю­щего игроков.

  11. Без промедления начинать технико-тактические действия без мяча сразу же после его выпуска или адекватное ситуации действие с мячом в момент его ловли: не задерживать мяч и не тормозить развитие атаки.

Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактичес­ких действий с использованием ловли и передач мяча.

  1. Недостаточно быстрое, точное или резкое воспроизведение технического приема; нарушение техники передачи (медленный, слабый или неточный пас) или ловли мяча (неуверенные дей­ствия без выхода на мяч) — возможна потеря мяча.

  2. Ошибочный выбор способа передачи, направления или тра­ектории полета мяча при определении «слабой зоны» в стойке



166





защитника: передача через закрытое защитником пространство — мяч становится легкой добычей противника.

  1. Та же ошибка, что в ситуации 2, но в зависимости от распо­ложения партнера и соперников: передача поперек площадки, че­рез нескольких защитников, с отскоком от пола и медленным полетом мяча на большое расстояние либо слишком «мягкая» на­весная передача — создаются предпосылки для перехвата мяча соперниками.

  2. Статичность действий передающего и получающего мяч иг­роков: передача с места без вышагивания или партнеру, «застыв­шему» на месте, — большая вероятность потери мяча.

  3. Бесхитростность, прямолинейность действий — передающий игрок откровенно смотрит на адресата или ловящий не сводит глаз с мяча: передача легко прерывается перехватчиками соперников.

  4. Использование лишних финтов, предшествующих передаче: неоправданная задержка мяча, предоставляющая сопернику воз­можность активизировать противодействие.

  5. Нарушение ритмовой структуры сочетания финт-передача: и обманное движение, и передача выполняются одинаково медлен­но — защитник успевает среагировать на выпуск мяча; обманное движение производится слишком резко, торопливо — защитник не успевает среагировать на него, а реагирует только на выпуск мяча.

  6. Скованность в действиях при активном противодействии со­перника: излишняя закрепощенность, ведущая к нарушению точ­ности движений.

  7. Слабая ориентировка передающего в пространстве и време­ни при передаче убегающему игроку: мяч «не додается», т. е. не доходит до партнера, или посылается слишком далеко вперед — невынужденная потеря мяча.

  8. Несогласованность действий передающего и получающего мяч нападающих: поспешная или запоздалая передача либо не­подготовленность игрока к ловле мяча (опущенные руки, отве­денный от мяча взгляд) — мяч не доходит до адресата.

  9. Медленное переключение к последующим после выполне­ния передачи или ловли мяча индивидуальным технико-такти­ческим действиям: заминка в развитии атаки, позволяющая за­щитникам предпринять эффективные контрмеры.

Индивидуальные тактические действия с использованием ведения мяча

Теоретические предпосылки.

Ведение мяча, или дриблинг, — грозное «оружие» в техниче­ском арсенале баскетболиста. Оно позволяет нападающему значи­тельно расширить свою маневренность при передвижениях с мя­чом. Существует несколько разновидностей данного технико­



167





тактического действия по его целевой направленности. Так, веде­ние мяча можно использовать для его вывода из своей зоны в передовую — выводящий дриблинг. Оно помогает преодолеть прес­синг и получить позиционное преимущество после обыгрывания защитника — преодолевающий дриблинг. Наконец, благодаря реши­тельному скоростному ведению мяча игрок может создать себе хорошие условия для броска мяча — атакующий дриблинг.

Решения перечисленных тактических задач, связанные с веде­нием мяча, определяют специфические особенности дриблинга в том или ином случае. Прежде всего, нападающий должен владеть приемами обыгрывания защитника в начале ведения. К ним относят­ся вышагивание, скрестный шаг и поворот.

При использовании вышагивания (рис. 45, а) дриблер обыгры­вает соперника на встречном движении после выведения его из равновесия за счет короткого ложного шага вперед и последую­щего возвращения в и. п. Для ухода с помощью скрестного шага (рис. 45, б) применяют обманный пружинящий шаг вперед и не­сколько в сторону с последующим зашагиванием за защитника той же ногой в противоположном направлении с одновременным началом ведения дальней от соперника рукой. Обыгрывание пово­ротом (рис. 45, в) также начинается с обманного шага вперед и в сторону, а затем следует быстрый поворот назад вокруг опорной ноги и выпуск мяча ближней к направлению поворота рукой.

Результативными при обыгрывании защитника в начале веде­ния мяча являются также финты на бросок или передачу партнеру, с помощью которых соперник выводится из равновесия и теряет правильную защитную стойку. Особенно значимы здесь естествен­ные движения головой, плечами, туловищем. Ложные движения мячом должны быть рациональными и короткоамплитудными, т. е. с использованием только кистей.



Рис. 45. Обманные движения ногами при обыгрывании защитника в начале ведения: а — вышагивание; б — скрестный шаг; в — поворот


168





Начинать проход с ведением мяча целесообразно в сторону впере­дистоящей ноги защитника и всегда дальней от него рукой. Как и при выходе на свободное место без мяча, эффективным является смена темпа движения: ложный шаг (шаги) либо обманные дви­жения туловищем, головой, мячом выполняются медленно, что­бы защитник успел среагировать на финт, а первый шаг прохо­да — быстро, энергично и решительно. Мяч посылают вперед без задержки, укрывая его от возможного выбивания.

Когда защитник обыгран, для быстрого передвижения по пря­мой используют скоростной высокий дриблинг. Если же защит­ник или кто-либо из его партнеров восстанавливает свою пози­цию перед дриблером, переходят на низкое ведение мяча, изме­няют скорость и направление движения.

Обыгрывание соперника в движении при ведении мяча производят с помощью смены ритма, темпа, скорости и направления, умелого ук­рывания мяча и своевременного перевода мяча с руки на руку.

Наиболее распространенным и простым по исполнению спо­собом перевода мяча является перевод мяча перед собой. В момент, когда нога, одноименная с ведущей рукой, ставится на пол, про­изводится опускание руки с мячом и его непродолжительный об­хват снаружи. Далее следует акцентированный толчок опорной ногой в сторону другой с одновременным переводом мяча попе­рек туловища на другую руку и длинный шаг толчковой ноги в новом направлении. В силу большого риска потери мяча при его переводе перед защитником требуются неожиданность и быстро­та движений, а также умелое использование поворота туловища и свободной руки для укрывания мяча.

Более эффектными, а главное — более эффективными счита­ются варианты перевода мяча за спиной и под ногой. При переводе за спиной мяч посылается в пол на уровне разноименной ноги в мо­мент начала полного шага вперед одноименной ногой. А с ее по­становкой на площадку и началом очередного шага разноименной ногой производится перевод мяча за спиной. Мяч направляется в пол таким образом, чтобы после его отскока от пола можно было взять его под контроль другой рукой и без пауз продолжить ведение в новом направлении. Надежность выполнения такого перевода мяча обеспечивается тем, что его непрерывно укрывает туловище и сохра­няется постоянный зрительный контроль дриблера над игровой ситу­ацией. Перевод мяча под ногой столь же результативен при обыгры­вании защитника, как и предыдущий прием. На практике использу­ются два варианта этого технико-тактического действия. Более про­стой из них по исполнению предусматривает перевод мяча под разно­именной с ведущей рукой ногой в момент ее выноса вперед на очеред­ном шаге, последующий поворот на этой ноге и акцентированный длинный шаг другой в избранном направлении движения. Быст­рым и естественным поворотом туловища в сторону установившей