Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 910

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.

Проходной метод объединяет в себе некоторые черты двух пре­дыдущих и заключается в выполнении упражнений при передви­жении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала.


14



Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференциру­ются и выполняются поочередно.

Тот же подход — распределение на группы и чередование за­даний используют в методе круговой тренировки. Но здесь рас­пределение учащихся производят в зависимости от их подготов­ленности; разнонаправленные задания выполняются на специ­ально отведенных участках площадки (станциях) в определен­ной последовательности; смену станций производят через задан­ные интервалы времени и с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.

Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником. Учитель продолжает осуществ­лять руководящую функцию, но педагогический контроль в це­лом за всеми занимающимися несколько затруднен.

Выбор метода организации занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых за­дач, используемых педагогом средств и методов обучения, усло­вий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.).

При изучении игровых приемов без мяча (стоек и перемеще­ний), а также при выполнении несложных действий с мячом (на­пример, ведение мяча на месте или в движении на контролируе­мой скорости) задания выполняются фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно.

Когда же необходим строгий педагогический контроль над ка­чеством выполнения более сложных по структуре движений (на­пример, при изучении дистанционных бросков в корзину), а так­же на этапе углубленного совершенствования приемов техники или тактических взаимодействий целесообразно использовать груп­повой метод.

В процессе совершенствования навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую.

К методу индивидуальных заданий прибегают при необходи­мости исправления ошибок или для достижения успехов в инди­видуальной подготовке.

Большие возможности заключены в использовании метода кру­говой тренировки. Он незаменим при необходимости нормирова­ния нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготов­ленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики игры и разви­



15





тия специальных физических качеств, создавать условия комп­лексной подготовки.

Понятия «принципы», «средства», «методы обучения», «мето­ды организации занимающихся» в теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечи­вающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учеб­ного материала. Применительно к урокам баскетбола методика обу­ченияэто профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры.

Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач:

  • соблюдение логической последовательности и преемствен­ности в освоении материала;

  • отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучения, нормирование нагрузок;

  • рациональная организация занимающихся на уроке;

  • выбор рабочего места учителем в ходе проведения заня­тий, грамотное использование им терминологии, команд и ука­заний;

  • создание соответствующего эмоционального фона занятий;

  • своевременное исправление ошибок благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимся и т.д.

Успешность учебного процесса в целом зависит от умения пе­дагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствую­щими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эф­фект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоя­щей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.



  1. Классификация техники игры

Приступая к обучению, педагог должен свободно ориентиро­ваться в терминах.

Понятие техника игры подразумевает совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее ус­пешно решать конкретные задачи спортивного противоборства.

Понятие прием техники обозначает систему движений, сход­ных по структуре и направленных на решение однотиповой игро­вой задачи. Например, с помощью броска решается задача забро­сить мяч в корзину соперника.



Техника игрового приема — это наиболее эффективное, оправ­данное с позиции биомеханики использование данного игрового действия, дающее наилучший практический результат.

Существует также понятие «способ выполнения приема». Оно определяется устойчивостью (стабильностью) основных признаков техники приема: пространственно-временных, силовых и ритмо- вых. Например, выделяют несколько способов выполнения броска мяча в корзину: одной или двумя руками; снизу, от груди, от плеча или от головы (сверху); с места, в движении или в прыжке и т.п.

Способы выполнения приемов имеют разновидности, т. е. отлича­ются деталями в системе движения. Так, бросок в прыжке может исполняться с выпуском мяча на 1 счет (бросок с прыжком), на 2 счета (бросок в прыжке) и на 3 счета (бросок с зависанием) и т. п.

Еще более разнообразной представляется техника игры с уче­том условий выполнения игровых приемов: расстояния, направ­ления, степени сопротивления соперников.

В связи с многообразием характеристик игровых приемов с целью их систематизации используют классификацию — распре­деление по разделам и группам на основе общих признаков (рис. 1). Направленность игровой деятельности позволяет выделить два раз­дела: технику нападения и технику защиты. По характеру игровой деятельности в каждом разделе выделяют по две группы: в техни­ке нападения — технику передвижений и технику владения мя­чом, а в технике защиты — технику передвижений и технику про­тиводействия и овладения мячом. Каждый технический прием, входящий в ту или иную группу, может исполняться тем или иным способом, у которого есть несколько разновидностей. И наконец, любой из них воспроизводится в определенных условиях.



  1. Последовательность обучения технике игры

Эффективность процесса обучения технике игры в баскетбол в значительной мере зависит от умения педагога выстроить весь ма­териал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

Технике игры в баскетбол целесообразно обучать в следующей последовательности:

  1. обучение стойкам и передвижениям;

  2. обучение технике владения мячом в нападении;

  3. обучение технике противодействия и овладения мячом в защите;

  4. обучение игровым действиям (сочетанию приемов) в напа­дении и контрдействиям в защите.


17



Рис. 1. Схема классификации техники игры





Это, безусловно, не означает, что приемам игры в защите сле­дует обучать только когда освоена вся техника нападения. Прин­ципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием.

В процессе обучения технике игры необходимо постоянно по­мнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами — образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каж­дом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формирова­нием двигательных навыков и воспитанием {развитием) двигатель­ных способностей. Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры дви­жения логично будет использовать задания для развития скорост­но-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.). Это создаст предпосылки для дальней­шего сопряженного совершенствования данного технического приема и специфического для него физического качества на по-


Г* ТТ£* ТТЛ ТТ/Л ТТ TT/TV т q хт сгт^тт ст у



Такая же двуединая связь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживаться между техническими и тактическими ас­пектами игровых приемов. Эта взаимосвязь определяется специфи­кой самой игры, где игровые действия применяются исключи­тельно в определенных игровых ситуациях.

Следовательно, параллельно с изучением рациональной тех­ники приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действия. Как только сформирована основная структура двигатель­ного действия и учащиеся овладели правильным ее выполнением на фоне проявления необходимого физического качества, целе­сообразно создавать условия ситуационного обучения. Подразуме­вается дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных для него, искусственно созданных ситуациях игрового противоборства. Например, на этапе совершенствования при обучении ведению мяча в упражнения вводится защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, а затем пассивно сопровождающий дриблера, отступая приставными ша­гами спиной вперед. Цель — научить нападающего укрыванию мяча и стремительному уходу, используя слабые стороны стойки за­щитника.

Сочетанию приемов — игровым действиям и адекватным им контрдействиям — обучают по мере расширения арсенала изученных отдельных элементов техники нападения и защиты. Причем взаи­мосвязь между освоенными одиночными навыками должна фор­мироваться в соответствии с внутренней логикой игры в баскет­бол. Так, например, приемы «ведение мяча» и «ловля мяча» по­следовательно объединяют с остановкой двумя шагами и прыж­ком, а затем с разновидностями бросков в движении и в прыжке.


19





А защитные передвижения приставными шагами — с выбивани­ем мяча при ловле и ведении мяча, или накрывание мяча при броске — с отблокированием нападающего и взятием отскока и т. п.

На завершающей стадии овладения техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т. п. или в эффективности его приме­нения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного со­вершенствования конкретного навыка игры здесь возможно ис­пользование специальных методических приемов, при­нуждающих к многократному повторению данного игрового дей­ствия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке:

  • уменьшение или увеличение размеров площадки, количества игроков, времени игры;

  • введение в игру второго мяча;

  • наложение ограничений на выполнение определенных при= емов (запрещение ведения, строгий лимит количества передач оп­ределенным способом или их количества до завершающего брос­ка, завершение атак только указанным способом и др.);

  • усложнение или упрощение условий выполнения игровых при­емов (игра облегченным или утяжеленным мячом, применение на кольцах приспособлений, затрудняющих попадание в корзи­ну, и т.п.).

Спортивные состязания любого ранга являются основным кри­терием успешности предшествующего этапа обучения, позволя­ют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейше­му углубленному освоению навыков игры в баскетбол.