Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 760

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Изучению разновидностей бросков с места предшествует ос­воение однотипных передач.

Простейшие сочетания приемов: остановка с лов­лей мяча, посланного партнером; остановка после ведения; про­ход-бросок — рассматриваются нами как элементарные игровые действия.

Они изучаются как целостные компоненты техники нападения после овладения составляющими их движениями: остановками, ловлей мяча, ведением, броском в движении.

Многокомпонентные сочетания, включающие не­сколько игровых приемов, выполняемых в пространстве и во вре­мени, осваиваются на этапе совершенствования техники. Количе­


24





ственный и качественный состав, последовательность воспроиз­ведения входящих в сочетания приемов постоянно варьируются и определяются структурными особенностями игрового противобор­ства, т. е. логикой самой игры.

Значительное место в техническом арсенале нападающих за­нимают финты (обманные движения). Они выполняются без мяча и с мячом, предшествуют основным действиям игрока и изучаются во взаимосвязи с ними в ситуациях, требующих преодоления со­противления защитников.


  1. Стойки и передвижения нападающего

  1. Стойки нападающего

Теоретические предпосылки.

Стойка баскетболиста в нападении— это наиболее рациональ-
ное исходное расположение звеньев тела игрока, обеспечиваю-
щее возможность быстрого и эффективного начала двигательного
действия при атаке корзины соперников.

Соблюдение правильной стойки позволяет нападающему по-
стоянно сохранять равновесие и быстро маневрировать без мяча и
с мячом. Соответственно в технике нападения выделяют: стойку

готовности (основную) и стойку игрока, владеющего мячом.

В стойке готовности (рис. 2, а) баскетболист находится на рас-
ставленных на ширину плеч ногах при незначительно выставлен-
ной вперед правой или левой ноги. Впередистоящая стопа направ-
лена носком вперед, сзадистоящая развернута в сторону; колени

незначительно согнуты (150— 155°),
масса тела равномерно распределена
на обе стопы; туловище прямое, слег-
ка наклонено вперед (130—135°); го-
лова поднята, взгляд направлен впе-
ред — игрок занимает устойчивое по-
ложение, прочно удерживая равнове-
сие; руки полусогнуты, кисти нахо-
дятся на уровне груди.

Стойка игрока, владеющего мячом
(рис. 2, б), характеризуется тем же рас-
положением звеньев тела, но кисти
удерживают у туловища мяч, для чего
пальцы разведены, образуя полусфе-
ру, облегающую мяч; основания ла-
доней направлены назад, и обе кисти
чуть смещены в ту же сторону. Удер-


а б в


Рис. 2. Стойки баскетболиста в нападении:


а — стойка готовности; б — стойка игрока, владеющего мя­чом; в — стойка нападающего с тройной угрозой




25



а


б


в


г


Рис. 3. Держание мяча:

а — вид сбоку; б — вид спереди; в — вид сзади; г — фаланги пальцев, удержива­ющие мяч

живается мяч подушечками фаланг пальцев: тремя — указатель­ного, двумя — среднего и одной (ногтевой) — большого, безы­мянного и мизинца, ладони мяча не касаются (рис. 3).

Положение мяча относительно плечевого пояса нападающего может быть разным и зависит от его местонахождения относи­тельно корзины, а также от позиции, занимаемой защитником. Мяч может удерживаться у пояса, у груди, на уровне подбородка, у плеча или у головы.

Универсальной для начала действий с мячом в современном баскетболе считается так называемая стойка нападающего с трой­ной угрозой (рис. 2, в), являющаяся производной от стойки игро­ка, владеющего мячом. Ее специфика в том, что мяч переклады­вается на кисть сильнейший руки (рабочую кисть) и поддержива­ется сбоку другой. Локти опущены, и угол между предплечьями составляет 45°. Рабочая кисть, располагаясь под мячом, макси­мально отводится назад. Ее указательный палец, локоть и одно­именная нога, выставленная вперед, находятся в одной верти­кальной плоскости; мяч удерживается на уровне плеча, но не при­жимается к туловищу, а незначительно выносится вперед (20 — 25 см), угол сгибания в локтевом суставе составляет около 90°. Ноги значительно согнуты. При таком расположении звеньев тела и мяча нападающий одновременно представляет тройную угрозу для соперников: может мгновенно, без дополнительной подго­товки, выполнить бросок по корзине, передачу партнеру или на­чать скоростное ведение.

Естественно, принятие стойки с тройной угрозой целесооб­разно в позиции, удобной для дистанционного броска. Если бро­сать неудобно, мяч опускается к поясу за счет отведения локтя рабочей руки назад вдоль туловища. Это движение осуществля­ется строго в переднезаднем направлении так, чтобы мяч, ло­коть, колено и носок одноименной ноги продолжали находить­ся в одной вертикальной плоскости. Игрок приходит в положе­ние готовности начать дриблинг или осуществить нацеленную передачу.



26




1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54


В случае активных действий защитника нападающий обязан укрыть мяч от выбивания или вырывания: он широко расставляет локти и убирает мяч в дальнюю от соперника сторону, защищая его поворотом туловища и выставлением вперед ближней к за­щитнику ноги. При этом может производиться смена рабочей ки­сти, диктуемая расположением соперника: нападающий проно­сит мяч на дальнюю от защитника сторону дугообразным движе­нием рук над головой и зеркально изменяет положение кистей на мяче. Одновременно вышагиванием неопорной ноги производит­ся смена положения ног так, чтобы ближняя к защитнику нога вновь оказалась выставленной вперед.

Изучению разновидностей стоек, несмотря на кажущуюся про­стоту их выполнения, следует уделять самое пристальное внима­ние. Ведь эффективность любого игрового приема в первую оче­редь зависит от рационального исходного положения игрока без мяча или с мячом.

Обучение стойке готовности.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение стойки готовности на месте.

  3. Принятие стойки по сигналу педагога после бега или прыж­ков на месте.

  4. Выполнение стойки готовности в сочетании с передвижени­ями и остановками произвольным способом:

  • по ориентирам;

  • по сигналу педагога.

  1. То же, что в упр. 4, но после старта из различных и. п.: стоя спиной, боком к направлению движения; сидя, лежа на полу и т. п.

  2. То же, что в упр. 4, 5, но с изменением направления и ско­рости передвижений.

  3. То же, что в упр. 6, но в эстафетах и подвижных играх типа «Пятнашки», «Ловушки», «Два мороза» и т.п.

  4. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыж­ком, ловлей и передачами мяча и т.д. (по мере освоения техники игры).