Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 900

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Технология обучения игровым приемам

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54


Ознакомление с приемом.

Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнения приема; демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеома­териалов.


20





  1. Изучение приема в упрощенных, специально созданных усло­виях.

Задача: освоить основную структуру игрового приема.

Методы обучения: практический (целостного и расчле­ненного упражнений).

Средства обучения: подводящие упражнения, базирую­щиеся на последовательном пофазном воспроизведении исходно­го положения, основных звеньев и деталей техники приема, вклю­чая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обуче­нии броскам одной рукой с места учитель может с помощью кар­тонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося вы­полнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плос­кости, т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону); выполнение приема на контролируемой скоро- сти

  1. Углубленное разучивание приема.

Задача: освоить детали техники выполнения приема.

Методы обучения: практический (целостного упражне­ния с избирательной отработкой деталей техники); игровой и со­ревновательный .

Средства обучения: целостное выполнение разновидно­стей приема на соревновательной скорости; упражнения в услож­ненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно- временными ограничениями, в условиях условного противодей­ствия); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

  1. Целостное формирование двигательного навыка.

Задача: взаимосвязанно совершенствовать технику и разви­вать специфические физические качества, необходимые для эф­фективной реализации данного игрового приема.

Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.

Средства обучения: упражнения сопряженного характе­ра (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом); чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее — серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера; эстафеты и под­вижные игры, предполагающие максимальную реализацию фи­зического потенциала и качественное выполнение приема.

  1. Ситуационное изучение приема.

Задача: совершенствовать технику в условиях, приближен­ных к игровым.



21



Методы обучения: практический (целостного упражне- ния); моделирования ситуаций игрового противоборства.

Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, зву­ковой сигнал); выполнение приема в ситуациях безусловного (ак­тивного) противодействия; взаимодействие с партнером в усло­виях, моделирующих игровые.

  1. Закрепление приема в игре.

Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противобор­ства.

Методы обучения: игровой, соревновательный.

Средства обучения: упражнения соревновательного ха­рактера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включая игры с целевым изменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какими дидактическими принципами следует руководствоваться при решении образовательных и воспитательных задач на уроках по баскет­болу?

  2. Какие средства и методы применяют для реализации основных прин­ципов обучения навыкам игры в баскетбол?

  3. Назовите методы организации занимающихся на уроках по баскет­болу и дайте их краткую характеристику.

  4. Что подразумевается под терминами «техника игры», «техника иг­рового приема» и «способ выполнения приема»?

  5. Дайте классификацию техники игры в баскетбол.

  6. Какова последовательность обучения технике игры в баскетбол?

  7. Назовите этапы обучения технике игры в баскетбол. Какие задачи решаются на каждом этапе и какие при этом используются методы и средства?




Глава 2

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ НАПАДЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ


  1. Обучение игровым приемам нападения


Современная техника нападения многообразна. Она проста и рациональна, но требует проявления необходимых физических кондиций особенно скоростно-силового характера, а также до­статочного уровня развития специфических координационных спо­собностей.

Отличительной особенностью баскетбола на нынешнем этапе его развития стало утвердившееся господство так называемой тех­ники одной руки — даже девушки преимущественное большинство игровых приемов выполняют одной рукой.

Однако для результативных занятий баскетболом в разные возрастные периоды необходимо постепенное освоение всего арсенала техники игры с установкой на дальнейшее примене­ние наиболее эффективных приемов для конкретного этапа обу­чения.

Для эффективного овладения основами техники игры игровые приемы нападения и их сочетания следует изучать в строгой пос­ледовательности:

  • стойка готовности (основная) и основные способы передви­жений;

  • остановка двумя шагами;

  • повороты на месте и в движении;

  • держание мяча и стойка игрока, владеющего мячом;

  • ловля и передачи мяча в статическом положении (на месте);

  • остановка двумя шагами с ловлей мяча, посланного партне­ром;

  • ловля и передачи мяча в движении;

  • дистанционные броски с места;

  • бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движе­нии;

  • бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после вы­шагивания;

  • ведение мяча;

  • остановка двумя шагами после ведения мяча;

  • бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) после веде­ния мяча (проход-бросок);

  • остановка прыжком (без мяча; с ловлей мяча, посланного партнером; после ведения мяча);



23





  • бросок б прыжке;

  • разновидности бросков одной рукой в движении и после ве­дения мяча;

  • разновидности броска в прыжке;

  • финты (обманные движения) без мяча и с мячом;

  • игровые действия (сочетания приемов).

Начинают овладение навыками игры с простейших приемов: стоек и передвижений. Правильное и надежное их усвоение созда­ет прочный фундамент успешности дальнейшего процесса обуче­ния.

Базовым элементом техники нападения в баскетболе является двухшажный такт работы ног. Поэтому именно остановка двумя шагами должна составлять основу постепенного овладения мно­гообразной техникой нападающих действий.

В то же время многие специалисты отдают предпочтение пер­вичности изучения остановки прыжком.

Главным аргументом такого подхода служит утверждение о большем потенциале маневренности нападающего, совер­шившего остановку прыжком, по сравнению с игроком, остановившимся двумя шагами. Возможность использовать лю­бую ногу как опорную, безусловно, дает атакующему, владею­щему мячом, большое преимущество при переходе из стати­ческого положения в движение. Особенно существенным оно становится на этапе совершенствования нападающих действий в условиях игрового противоборства. Однако без первоначаль­ного овладения школой двухшажной техники работы ног у за­нимающихся могут возникнуть существенные трудности в ус­воении рациональной техники игровых приемов, выполняемых в динамическом режиме.

Приемам техники владения мячом обучают, постепенно услож­няя условия выполнения заданий: вначале — с места, затем — в движении; вначале — без сопротивления, затем — с пассивным и активным противодействием; вначале — в упражнениях, затем — в игровых условиях.