Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 936
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
260
бросок. Нейтрализовать нападающего в данной ситуации можно, используя обманные движения с последующим выполнением подготовленных адекватных защитных действий или благодаря оказанию своевременной помощи партнером с дальней от мяча стороны площадки. Но больший эффект дают активные упреждающие действия, пресекающие возможность получения мяча в опасной близости от корзины. «Не дай получить мяч подопечному!» — первоочередная задача защитника.
В то же время защитнику, опекающему игрока с мячом, следует быть готовым к финтам и заслонам, предшествующим атакующим действиям. Ему необходимо обладать достаточной выдержкой, интуицией и так называемым «игровым чутьем». А главное — перехватить инициативу у нападающего, заставить его действовать так, как выгодно для обороняющегося игрока: вынудить начать ведение слабейшей рукой, оттеснить к боковой линии, направить в сторону возможной помощи партнеров и т.п.
В соревновательных условиях защитнику приходится не только участвовать в единоборствах, но и оказывать противостояние действиям нападающих при их численном преимуществе. Успешными считаются такие контрдействия, при которых ему удается остановить продвижение игрока с мячом на дальних подступах к корзине и заставить его выполнить дистанционный бросок. В ситуации 1 х 2 этого необходимо достичь в районе дуги трехочковых бросков за счет обманного движения в сторону игрока, владеющего мячом, с последующим стремительным перемещением к другому нападающему.
Начинать обучение индивидуальным тактическим действиям в защите против нападающего, владеющего мячом, целесообразно по мере овладения занимающимися соответствующими техникотактическими действиями в нападении.
Обучение индивидуальным тактическим действиям против нападающего, владеющего мячом.
-
Объяснение и показ изучаемого тактического действия на демонстрационной доске или в конкретной игровой ситуации на площадке. -
Многократное принятие защитной стойки, адекватной занимаемой позиции нападающего, овладевшего мячом. -
Противодействие защитника передачам мяча, осуществляемым с места и в движении в игровых заданиях и подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «10 передач», «Борьба за мяч» и т.п.:
-
в ситуации численного большинства нападающих (1x2, 1x3, 2x3, 3 х 4 и т.д.); -
при численном равенстве составов противоборствующих игроков (2x2, 3 х 3 и т.д.).
-
Повторное противодействие выполнению атакующих передач и передач в глубину обороны в конкретных игровых ситуациях при опеке нападающего в различных позициях.
261
-
Противодействие проходу дриблера при передвижении от од-
ной лицевой линии до другой в заданном коридоре (см. рис. 133, б):
-
защитник пассивно отступает спиной вперед, зигзагообраз-
но перемещаясь от одной границы коридора к другой в ответ на
аналогичные перемещения нападающего, изменяющего направ-
ление движения переводом мяча с руки на руку перед собой; -
то же, но в условиях активного соперничества от средней
линии с установкой защитнику: «Не пропусти дриблера!»
-
Единоборство «защитник против дриблера» в передовой для
защитника зоне с установками:
-
«Направь дриблера в сторону его слабейшей руки!»; -
«Оттесни дриблера к боковой линии!» с последующей по-
пыткой выбить у него мяч на ведении сзади или сбоку; -
«Останови дриблера или заставь его повернуться спиной к ата-
куемой корзине!» с последующим активным «давлением» на мяч.
-
Единоборство «защитник против дриблера» в тыловой для
защитника зоне с установками:
-
«Оттесни дриблера в середину площадки — не пускай вглубь,
направь поперек!»; -
«Заставь дриблера повернуться спиной к атакуемой корзине
или остановиться и прекратить ведение!»
-
Противодействие разновидностям дистанционных бросков задан-
ным способом (с места или в прыжке) в различных позициях по
отношению к игроку, владеющему мячом, и обороняемой корзине. -
То же, но с последующим блокированием пассивного напа-
дающего, выполнившего бросок (рис. 137, а). -
Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в кор-
зину из-под щита в ситуации 1 х 1
с акцентом на индивидуальные
технико-тактические защитные
действия: кто подбирает мяч, тот
атакует, соперник жестко проти-
водействует броску(противобор-
ство ограничивается временем
или заданным количеством на-
крытых или отбитых защитником
бросков).
-
Противодействие разновид-
ностям броска в движении пос-
ле получения мяча нападающим
в ограниченной (трехсекундной)
зоне (рис. 138):
-
защитник не мешает выхо-
ду нападающего, позволяет ему
получить мяч от одного из парт-
неров, но активно противодей-
Рис. 137. Упражнение для изучения противодействия броскам:
а — дистанционным в сочетании с блокированием нападающего при борьбе за взятие отскока; б — проходам-броскам
262
Рис. 138. Упражнение для изуче- Рис. 139. Упражнение для изучения
ния противодействия броскам индивидуальных действий защит-
в движении ника в ситуации численного боль-
шинства нападающих: 1x2
ствует броску в движении (очередность атакующих передач зара-
нее указывает педагог или определяется передающими игроками
по договоренности);
-
защитник активно противодействует как выходу нападающе-
го для получения мяча, так и самому броску в движении избран-
ным способом; нападающий может менять направление своего
движения, а атакующая передача осуществляется поочередно каж-
дым передающим.
-
Противодействие разновидностям прохода-броска с различ-
ных позиций (рис. 137, б): защитник направляет дриблера в вы-
годную для дальнейшего противодействия сторону с последующей
попыткой накрыть или отбить мяч при броске после ведения. -
То же, но в условиях активного противоборства за отско-
чивший мяч в случае неточного
броска.
-
Противодействие защитни-
ка в условиях численного преиму-
щества нападающих (ситуации:
1x2, 1x3) с выполнением уста-
новки: «Останови продвижение
атакующего с мячом с помощью
финта и вынуди его выполнить
бросок с дальней от корзины ди-
станции или с неудобной пози-
ции!» (рис. 139).
-
Многократное воспроизве-
дение сочетаний индивидуальных
технико-тактических действий
при держании игрока с мячом на
Рис. 140. Игровое упражнение «1x1 с промежуточным»
263
различных позициях в игровых заданиях и подготовительных к баскетболу подвижных играх.
-
Выполнение сочетаний индивидуальных технико-тактических действий против нападающего без мяча и владеющего мячом в игровом упражнении с атакой в одну корзину: «1 х 1 с промежуточным» (рис. 140). -
Выполнение изученных индивидуальных технико-тактических действий в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания.
-
Активность нападающего увеличивать постепенно по мере овладения занимающимися защитными действиями. -
На начальной стадии обучения ограничивать свободу действий нападающих в пространстве и времени, а также сужать диапазон их возможных действий:
-
технико-тактические действия выполнять только в заданном направлении, с указанной скоростью, одним способом или за определенный промежуток времени; -
переход от пассивных к активным действиям в нападении производить только на заранее указанном участке площадки.
-
В условиях активного противоборства без ограничений педагогу контролировать рациональность индивидуальных тактических действий и своевременно вносить коррективы с целью повышения их эффективности. -
При выполнении контрдействий против нападающего, владеющего мячом:
-
занимать рациональную защитную стойку в зависимости от позиции опекаемого нападающего и избранных командой принципов построения обороны; -
противодействуя передачам, преграждать мячу движение в глубь площадки и провоцировать удобные для перехвата передачи между нападающими: поперечные, «висячие» навесные или с медленным отскоком от пола; -
предугадывая направление прохода с ведением, держать в поле зрения ноги нападающего и мяч; -
при опеке дриблера теснить его к ограничительным линиям площадки, держать на дистанции вытянутой руки, не позволяя нападающему сближаться; -
упреждать перемещение дриблера в наиболее благоприятные для развития атаки позиции, не пропускать его с «периметра» атаки в середину площадки, а из угла в лицевую линию, если этого не требует организация групповых либо командных действий в обороне: соответственно смещаться в сторону середины площадки, лицевой линии либо сильнейшей руки нападающего; -
противодействуя дриблингу смещением, одновременно выставлять вперед и вплотную к лицевой линии либо в сторону наи