Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 779

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


260





бросок. Нейтрализовать нападающего в данной ситуации можно, используя обманные движения с последующим выполнением под­готовленных адекватных защитных действий или благодаря оказа­нию своевременной помощи партнером с дальней от мяча сторо­ны площадки. Но больший эффект дают активные упреждающие действия, пресекающие возможность получения мяча в опасной близости от корзины. «Не дай получить мяч подопечному!» — пер­воочередная задача защитника.

В то же время защитнику, опекающему игрока с мячом, следует быть готовым к финтам и заслонам, предшествующим атакующим действиям. Ему необходимо обладать достаточной выдержкой, интуицией и так называемым «игровым чутьем». А главное — пе­рехватить инициативу у нападающего, заставить его действовать так, как выгодно для обороняющегося игрока: вынудить начать ведение слабейшей рукой, оттеснить к боковой линии, направить в сторону возможной помощи партнеров и т.п.

В соревновательных условиях защитнику приходится не только участвовать в единоборствах, но и оказывать противостояние дей­ствиям нападающих при их численном преимуществе. Успешными считаются такие контрдействия, при которых ему удается остано­вить продвижение игрока с мячом на дальних подступах к корзине и заставить его выполнить дистанционный бросок. В ситуации 1 х 2 этого необходимо достичь в районе дуги трехочковых бросков за счет обман­ного движения в сторону игрока, владеющего мячом, с последующим стремительным перемещением к другому нападающему.

Начинать обучение индивидуальным тактическим действиям в защите против нападающего, владеющего мячом, целесообразно по мере овладения занимающимися соответствующими технико­тактическими действиями в нападении.

Обучение индивидуальным тактическим действиям против напа­дающего, владеющего мячом.

  1. Объяснение и показ изучаемого тактического действия на демонстрационной доске или в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Многократное принятие защитной стойки, адекватной зани­маемой позиции нападающего, овладевшего мячом.

  3. Противодействие защитника передачам мяча, осуществляе­мым с места и в движении в игровых заданиях и подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «10 передач», «Борьба за мяч» и т.п.:

  • в ситуации численного большинства нападающих (1x2, 1x3, 2x3, 3 х 4 и т.д.);

  • при численном равенстве составов противоборствующих иг­роков (2x2, 3 х 3 и т.д.).

  1. Повторное противодействие выполнению атакующих пере­дач и передач в глубину обороны в конкретных игровых ситуациях при опеке нападающего в различных позициях.




261





  1. Противодействие проходу дриблера при передвижении от од-
    ной лицевой линии до другой в заданном коридоре (см. рис. 133, б):

  • защитник пассивно отступает спиной вперед, зигзагообраз-
    но перемещаясь от одной границы коридора к другой в ответ на
    аналогичные перемещения нападающего, изменяющего направ-
    ление движения переводом мяча с руки на руку перед собой;

  • то же, но в условиях активного соперничества от средней
    линии с установкой защитнику: «Не пропусти дриблера!»

  1. Единоборство «защитник против дриблера» в передовой для
    защитника зоне с установками:

  • «Направь дриблера в сторону его слабейшей руки!»;

  • «Оттесни дриблера к боковой линии!» с последующей по-
    пыткой выбить у него мяч на ведении сзади или сбоку;

  • «Останови дриблера или заставь его повернуться спиной к ата-
    куемой корзине!» с последующим активным «давлением» на мяч.

  1. Единоборство «защитник против дриблера» в тыловой для
    защитника зоне с установками:

  • «Оттесни дриблера в середину площадки — не пускай вглубь,
    направь поперек!»;

  • «Заставь дриблера повернуться спиной к атакуемой корзине
    или остановиться и прекратить ведение!»

  1. Противодействие разновидностям дистанционных бросков задан-
    ным способом (с места или в прыжке) в различных позициях по
    отношению к игроку, владеющему мячом, и обороняемой корзине.

  2. То же, но с последующим блокированием пассивного напа-
    дающего, выполнившего бросок (рис. 137, а).

  3. Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в кор-

зину из-под щита в ситуации 1 х 1
с акцентом на индивидуальные
технико-тактические защитные
действия: кто подбирает мяч, тот
атакует, соперник жестко проти-
водействует броску(противобор-
ство ограничивается временем
или заданным количеством на-
крытых или отбитых защитником
бросков).

  1. Противодействие разновид-
    ностям броска в движении пос-
    ле получения мяча нападающим
    в ограниченной (трехсекундной)
    зоне (рис. 138):

  • защитник не мешает выхо-
    ду нападающего, позволяет ему
    получить мяч от одного из парт-
    неров, но активно противодей-



Рис. 137. Упражнение для изуче­ния противодействия броскам:


а — дистанционным в сочетании с блокированием нападающего при борьбе за взятие отскока; б — прохо­дам-броскам


262





Рис. 138. Упражнение для изуче- Рис. 139. Упражнение для изучения
ния противодействия броскам индивидуальных действий защит-
в движении ника в ситуации численного боль-

шинства нападающих: 1x2

ствует броску в движении (очередность атакующих передач зара-
нее указывает педагог или определяется передающими игроками
по договоренности);

  • защитник активно противодействует как выходу нападающе-
    го для получения мяча, так и самому броску в движении избран-
    ным способом; нападающий может менять направление своего
    движения, а атакующая передача осуществляется поочередно каж-
    дым передающим.

  1. Противодействие разновидностям прохода-броска с различ-
    ных позиций (рис. 137, б): защитник направляет дриблера в вы-
    годную для дальнейшего противодействия сторону с последующей
    попыткой накрыть или отбить мяч при броске после ведения.

  2. То же, но в условиях активного противоборства за отско-

чивший мяч в случае неточного
броска.

  1. Противодействие защитни-
    ка в условиях численного преиму-
    щества нападающих (ситуации:

1x2, 1x3) с выполнением уста-
новки: «Останови продвижение
атакующего с мячом с помощью
финта и вынуди его выполнить
бросок с дальней от корзины ди-
станции или с неудобной пози-
ции!» (рис. 139).

  1. Многократное воспроизве-
    дение сочетаний индивидуальных
    технико-тактических действий
    при держании игрока с мячом на



Рис. 140. Игровое упражнение «1x1 с промежуточным»


263





различных позициях в игровых заданиях и подготовительных к баскетболу подвижных играх.

  1. Выполнение сочетаний индивидуальных технико-тактиче­ских действий против нападающего без мяча и владеющего мячом в игровом упражнении с атакой в одну корзину: «1 х 1 с промежу­точным» (рис. 140).

  2. Выполнение изученных индивидуальных технико-тактических действий в двусторонних учебных играх с установкой педагога.

Организационно-методические указания.

  1. Активность нападающего увеличивать постепенно по мере овладения занимающимися защитными действиями.

  2. На начальной стадии обучения ограничивать свободу дей­ствий нападающих в пространстве и времени, а также сужать ди­апазон их возможных действий:

  • технико-тактические действия выполнять только в заданном направлении, с указанной скоростью, одним способом или за определенный промежуток времени;

  • переход от пассивных к активным действиям в нападении производить только на заранее указанном участке площадки.

  1. В условиях активного противоборства без ограничений педа­гогу контролировать рациональность индивидуальных тактических действий и своевременно вносить коррективы с целью повыше­ния их эффективности.

  2. При выполнении контрдействий против нападающего, владею­щего мячом:

  • занимать рациональную защитную стойку в зависимости от позиции опекаемого нападающего и избранных командой прин­ципов построения обороны;

  • противодействуя передачам, преграждать мячу движение в глубь площадки и провоцировать удобные для перехвата передачи меж­ду нападающими: поперечные, «висячие» навесные или с мед­ленным отскоком от пола;

  • предугадывая направление прохода с ведением, держать в поле зрения ноги нападающего и мяч;

  • при опеке дриблера теснить его к ограничительным линиям площадки, держать на дистанции вытянутой руки, не позволяя нападающему сближаться;

  • упреждать перемещение дриблера в наиболее благоприят­ные для развития атаки позиции, не пропускать его с «перимет­ра» атаки в середину площадки, а из угла в лицевую линию, если этого не требует организация групповых либо командных действий в обороне: соответственно смещаться в сторону сере­дины площадки, лицевой линии либо сильнейшей руки напада­ющего;

  • противодействуя дриблингу смещением, одновременно вы­ставлять вперед и вплотную к лицевой линии либо в сторону наи­