Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 942

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
защитник использует закрытую стойку и выдвига-


Рис. 126. «Игровой защитный треугольник» при держании нападающего без мяча


Рис. 127. Расположение защитни­ка при держании нападающего «периметра» на стороне мяча


250





Рис. 128. Расположение защитни­ков при держании нападающих на стороне мяча:

а — в позиции центрового на линии штрафного броска; б — в нижней пози­ции форварда; в — в средней позиции центрового


ется на линию возможной передачи: одну руку вытягивает перед подопечным, преграждая полет мяча, а другую — у него за спи­ной для контроля над возможными передвижениями соперника. Причем степень выдвижения защитника варьируется в зависи­мости от расположения мяча и опекаемого соперника. Если мяч находится на периметре атаки под углом к корзине, то в пози­ции на линии штрафного броска и в углу площадки требуется смещение на полкорпуса со стороны мяча (рис. 128, а, б), а на боковой линии трехсекундной трапеции — на три четверти кор­пуса (рис. 128, в). При держании высокорослого центрового в средней позиции результативным в некоторых случаях является также выдвижение защитника перед соперником с поднятой вверх одной рукой и отведенной назад-вниз другой. Особенно эффек­тивны такие действия в случае перемещения мяча вдоль боковой линии или в угол площадки (рис. 129, а). Спереди по отношению к своему подопечному защитник должен оставаться в данной ситуации и в средней, и в нижней позиции центрового. В верх­ней позиции по-прежнему требуется выдвижение на полкорпуса со стороны мяча (рис. 129, б).

При опеке нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник, находясь в любой позиции, должен руководствоваться одним общим правилом — необходимо сместиться в сторону мяча внутри «игрового защитного треугольника» (рис. 130) и тем са­мым сформировать другой, плоский треугольник, вершинами которого будут сам защитник, его подопечный и игрок с мячом (рис. 131). В данной ситуации первоочередными задачами для за-



Рис. 129. Расположение защитни­ков при держании центрового на стороне мяча:

а — в нижней позиции; б — в верхней позиции


251





Рис. 130. Смещение обороняюще- Рис. 131. «Игровой защитный тре-
гося в «игровом защитном тре- угольник» при держании напада-
угольнике» при держании напада- ющих на дальней от мяча стороне
ющего на дальней от мяча стороне

щитника являются: обеспечить перехват дальних навесных пере-
дач в направлении опекаемого нападающего, а при необходимос-
ти оказать активную помощь в защите своей корзины партнерам
на стороне мяча.

При попытке любого нападающего совершить выход для получе-
ния мяча в ограниченную зону области штрафного броска (трехсе-
кундную трапецию),т. е. открыться в непосредственной близости
от корзины, опекающий его защитник обязан действовать быст-
ро и решительно. Необходимо сохранить позицию между мячом
и подопечным и не позволить ему свободно пройти перед собой
(рис. 132). Соперник жестко встречается выставленной вперед со-

гнутой в локтевом суставе рукой
с одновременным шагом вперед
одноименной ногой. А при пе-
редвижении нападающего под
щит он удерживается защитни-
ком за спиной с контролем со-
вершаемых им передвижений от-
веденной назад-вниз рукой. По
возможности следует спиной от-
теснить его в направлении ли-
цевой линии или, перехватив
согнутой в локте другой рукой,
выдавить за пределы ближайших
границ трехсекундной трапе-
ции.

Важным элементом тактики
индивидуальной игры в защите
является блокирование нападаю-



Рис. 132. Маневрирование защит­ника при держании нападающего в ограниченной (трехсекундной) зоне


252



щего при борьбе за взятие отскока на своем щите. В баскетболе существует неоспоримое правило: «Кто выигрывает щит, тот вы­игрывает игру».

Для успешного овладения мячом при отскоке (взятие отско­ка) защитник, прежде чем идти на подбор, обязан преградить путь опекаемому нападающему. Для этого он вправе избрать два варианта действий: 1) не дожидаясь начала движения соперни­ка, может сблизиться с ним в момент выпуска мяча при броске, выполнить упреждающее блокирование и устремиться к щиту для овладения мячом; 2) может занять выжидательную позицию на расстоянии одного шага от соперника, а с началом его дви­жения определить направление перемещения, выполнить бло­кирующий поворот на ближней к нему ноге и мгновенно напра­виться на подбор мяча.

Результативность блокирования при борьбе за взятие отскока зависит от нескольких факторов. Прежде всего, защитник должен занимать выгодную исходную позицию — находиться между по­допечным и корзиной. В момент броска мяча необходимо быстро реагировать на начало движения опекаемого нападающего блоки­рующим поворотом на ближней к направлению его перемещения ноге, прийти в устойчивое положение готовности к активному контактному противоборству с соперником. Затем мгновенно идти на подбор мяча с поднятыми вверх руками, не позволяя против­нику оттеснить или опередить себя. Решающее же значение имеют точный расчет в действиях и предугадывание направления отско­ка по месту выброса и траектории полета мяча, которые в сочета­нии с хорошими физическими данными защитника и высоким прыжком могут обеспечить ему устойчивое преимущество в борь­бе за подбор мяча в каждом единоборстве с подопечным напада­ющим.


Обучение индивидуальным тактическим действиям против напа­дающего без мяча.

  1. Объяснение и показ изучаемого тактического действия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Противодействие выходу нападающего без мяча в ситуации 1 х 1 при передвижении игроков вдоль площадки от одной лице­вой линии до другой в заданном коридоре (рис. 133):

  • при пассивных действиях нападающего, перемещающегося зигзагом: нападающий поочередно имитирует выход то вправо, то влево;

  • в условиях активного единоборства с выполнением защитни­ком установки: «Не пропусти нападающего за спину».

  1. Многократная смена защитной стойки и позиции относи­тельно неподвижного опекаемого нападающего в ответ на пере­мещение мяча по периметру расстановки атакующих в ситуации


253





Рис. 133. Упражнение для изучения противодействия выходу: а
— нападающего без мяча; б — дриблера


1 х 1 (рис. 134): последовательно на ближней и на дальней от мяча стороне площадки в конкретной игровой ситуации (при опеке центрового, форварда или защитника).

  1. То же, но противодействуя выходу нападающего для получе­ния мяча в ограниченную (трехсекундную) зону (рис. 135):

  • при пассивных действиях нападающего;

  • в условиях активного противоборства 1x1.

  1. То же, но чередуя позиции нападающих на площадке отно­сительно щита и направление их выхода для получения мяча.

  2. Выполнение блокирования пассивного нападающего без мяча в ситуации борьбы за отскок после броска другого нападающего (рис. 136):



Рис. 134. Упражнение для изучения держания неподвижного нападаю­щего при перемещении мяча


Рис. 135. Упражнение для изучения держания нападающего в ограни­ченной (трехсекундной) зоне


254





Рис. 136. Упражнение для изучения блокирования нападающего без мяча при бросках с различных позиций


  • при бросках с различных
    позиций;

  • варьируя начальное распо-
    ложение противоборствующей
    пары по отношению к мячу и
    корзине.

  1. То же, но в условиях ак-
    тивного противоборства.

  2. Воспроизведение сочетаний
    изученных индивидуальных так-
    тических действий защитника
    против нападающего без мяча в
    условиях игрового противобор-
    ства: игровые задания типа «1x1
    с промежуточным».

  3. То же, но в двусторонних
    учебных играх с установкой пе-
    дагога.

Организационно-методические указания.

  1. Индивидуальные тактические действия защитника изучать, варьируя начальные позиции игроков и мяча, а также чередуя направления развития атаки.

  2. Широко использовать упражнение «1x1 с промежуточным» с акцентом на изучаемые индивидуальные защитные действие в различных позициях относительно мяча и обороняемой корзины.

  3. Останавливать соперников по ходу противоборства, анали­зировать складывающуюся на площадке игровую ситуацию и свое­временно вносить коррективы в защитные действия; добиваться осмысленного отношения к изучаемому материалу.

  4. Активность нападающих увеличивать и постепенно прибли­жать к игровому уровню по мере приобретения занимающимися элементарных умений игры в защите.

  5. При выполнении контрдействий против нападающего без мяча своевременно реагировать сменой позиции и защитной стойки на передвижение мяча и соперника.

  6. При держании нападающего на стороне мяча: