Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 930
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
защитниками и исходных позиций противоборствующих по отношению к корзине: после каждого очередного выполнения взаимодействия защитники меняются подопечными, а после заданной серии повторений нападающие изменяют и. п. и направление атаки;
-
противодействие «сдвоенному заслону» переключением и проскальзыванием со сменой и. п. противоборствующими игроками и направления атаки; -
организация «треугольника отскока» в ситуации 3x3 при бросках с различных позиций (рис. 174): серию бросков без сопротивления совершает четвертый нападающий; броски мяча поочередно выполняются с нескольких точек, расположенных под разны-
Рис. 170. Упражнение для изучения противодействия защитников «тройке» переключением
Рис. 171. Упражнение для изучения противодействия защитников «малой восьмерке»: а — переключением; 6 — проскальзыванием
280
Рис. 172. Упражнение для изучения противодействия защитников «скрестному выходу» переключением
Рис, 173. Упражнение для изучения противодействия защитников «наведению на двух игроков» переключением
ми углами к щиту и на различной дистанции от корзины; проти-
воборствующие меняют и. п. после каждого броска мяча;
-
взаимодействие трех защитников в ситуации численного
меньшинства 3 х 4 с атакой в одну корзину — защитники оборо-
няются по зонному принципу, располагаясь в и.п, в расстановке
1-2; -
то же, но в поточном упражнении с атакой в обе корзины: на
каждом основном щите четверке нападающих противодействуют
по три защитника; атакующие поочередно нападают в обе корзи-
ны; при успешном противодействии защитник, овладевший мя-
чом, уже в составе игроков нападения начинает новую атаку в
обратном направлении, а совер-
шивший ошибку нападающий
переходит к выполнению защит-
ных функций.
-
Выполнение разновидностей
групповых тактических взаимо-
действий двумя и тремя защит-
никами в условиях активного иг-
рового противоборства 2x2 и
-
х 3 с атакой в одну корзину: на-
падающие варьируют атакующие
действия; защитники использу-
ют разновидности разученных
противодействий.
-
То же, но в условиях чис-
ленного превосходства нападаю-
щих 2x3 и 3x4 с атакой в обе
основные корзины: защитники
Рис. 174. Упражнение для изучения группового взаимодействия защитников «треугольник отскока»
281
встречают атаку соперников на своей корзине или противодействуют атакующим по всей площадке.
-
Выполнение разновидностей изученных групповых взаимодействий при игре в защите в двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания.
-
При организации упражнений активность и быстроту атакующих действий увеличивать постепенно по мере усвоения занимающимися сущности изучаемого защитного взаимодействия. -
В поточных упражнениях в движении строго регламентировать начало перемещения очередной группы игроков и границы используемой для противодействия части площадки, чтобы избежать непредвиденных столкновений. -
При выполнении заданий с атакой в одну корзину смену ролей производить поточно после каждой атаки или после серийного выполнения защитных взаимодействий каждой группой игроков. -
Варьировать исходные позиции и направление взаимодействий в нападении, а соответственно и в защите. -
В упражнениях с последовательной атакой в обе основные корзины в ситуации численного меньшинства защитников перед нападающими поощрять успешные действия обороняющихся начислением премиальных очков постоянным командам или предоставлением возможности отличившемуся защитнику заменить в группе атакующих нападающего, виновного в потере мяча или в неудачном завершении атаки. -
При выполнении подстраховки:
-
нацеливать игроков на постоянную готовность оказать помощь партнеру, опекающему нападающего с мячом или выходящего на выгодную позицию для получения атакующей передачи в непосредственной близости от корзины; -
упреждать прорыв оборонительных построений своевременным смещением обороняющихся с дальней от мяча стороны площадки в направлении возможной атаки соперника; -
непрерывно контролировать ситуацию на площадке, подсказывать партнерам о готовящихся действиях нападающих и своевременно оказывать взаимопомощь.
-
При выполнении переключения:
-
стремиться осуществлять только равноценный обмен нападающими; -
при первой возможности мгновенно восстанавливать контроль над «своими» подопечными; -
защитнику, имеющему лучший визуальный контроль над ситуацией на площадке, своевременно подавать сигнал о начале взаимодействия; -
смену подопечных производить быстро, не давая нападающим времени на получение позиционного преимущества.
282
-
При выполнении проскальзывания:
-
защитникам контролировать позиционные перемещения нападающих, быть готовым к упреждающим противодействиям; -
реагировать на начало движения соперника, стремиться прорваться за своим подопечным между двумя нападающими; -
в условиях, если у защитника ограничен обзор за ситуацией, партнер должен своевременно сигнализировать ему о готовящемся взаимодействии нападающих; -
проскальзывание осуществлять защитнику, следующему за нападающим с мячом или за игроком, получающим мяч; партнеру вовремя отступать с последующим восстановлением позиции.
-
При организации группового отбора:
-
теснить дриблера к боковой линии или в угол площадки; добиваться его остановки или поворота спиной к направлению атаки; -
мгновенно брать дриблера в «тиски» прессинга, действовать смело и агрессивно — «на грани фола»; -
провоцировать поперечные или продольные передачи с навесной траекторией полета мяча; -
действовать с установкой не на отбор мяча, а на принуждение соперника к совершению технической ошибки, нарушения правил владения мячом или выполнения передачи «для перехвата».
-
При защите в численном меньшинстве:
-
преднамеренно направлять мяч в сторону слабого нападающего или в сторону меньшего числа атакующих; -
быстро восстанавливать оборонительные позиции по принципу зонной защиты и благодаря взаимной подстраховке; -
добиваться выполнения соперниками большого количества передач, возвращения мяча назад и выполнения дальних неподготовленных бросков.
-
При организации «треугольника отскока»:
-
своевременно блокировать своих подопечных на дальних подступах к корзине; -
действовать с установкой: «Сначала соперник — затем мяч»; -
лишать нападающих возможности свободно маневрировать в непосредственной близости от корзины и опережать их при движении к мячу.
-
В условиях игрового противоборства занимающимся строго выполнять установки педагога, который в свою очередь должен поощрять успешное использование изученных групповых тактических взаимодействий в защите.
Основные ошибки при выполнении групповых тактических действий в защите.
-
. Несвоевременность и несогласованность взаимодействий: отсутствие взаимопонимания между партнерами по защите — нападающие получают позиционное преимущество.
283
-
Запаздывание с подстраховкой: страхующий начинает действовать, когда его партнер уже обыгран, — нападающий получает возможность результативно завершить обыгрыш защитника «один в один».
Неравноценный размен нападающих при переключении: низкий защитник переключается на высокорослого и наоборот, или наблюдается несоответствие в уровне мастерства вновь образованных пар противоборствующих — атакующие могут успешно использовать полученное преимущество для атаки через «слабое звено» в защите.
Плохой визуальный контроль над складывающейся на площадке ситуацией со стороны защитника, находящегося в более выгодной для наблюдения позиции, или отсутствие его сигнализации партнеру о готовящемся взаимодействии нападающих: защитник увлекся индивидуальными действиями и опекает исключительно своего подопечного — обороняющиеся не готовы к эффективному взаимодействию.
Нерациональная последовательность перемещений защитников при проскальзывании: игрок, опекающий соперника, владеющего мячом или получающего его, выполняет отступание вместо проскальзывания, а его партнер — наоборот; или оба обороняющихся совершают один и тот же маневр, сталкиваясь между собой, — нападающий получает большую свободу действий и освобождается от опеки защитника.
Вялые действия при организации группового отбора, отсутствие агрессивности и уверенности: защитники не успевают «захлопнуть ловушку» — дриблер обыгрывает сразу двоих обороняющихся или «отрезает» их быстрой передачей мяча партнеру «на ход».
Не в меру активная «игра в мяч» с внутренней установкой на непременный отбор мяча после остановки дриблера: преобладание у защитника «хватательного» рефлекса над разумным расчетом на создание предпосылок для совершения нападающим технической ошибки — большая вероятность получения необоснованного персонального замечания.
Позиционная ошибка в исходном расположении защитников при игре в численном меньшинстве: защитники располагаются в одну линию поперек площадки — выход нападающего за спину защитникам и своевременная передача мяча вперед «отрезают» всех обороняющихся от дальнейшей возможности воспрепятствовать развитию голевой атаки.
Преждевременная попытка остановить развитие атаки при численном превосходстве нападающих: защитник пытается остановить дриблера вдали от корзины — в случае передачи мяча вперед он выключается из борьбы, тем самым облегчая соперникам задачу результативного завершения атаки.