Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 930

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

защитниками и исходных позиций противоборствующих по отно­шению к корзине: после каждого очередного выполнения взаи­модействия защитники меняются подопечными, а после задан­ной серии повторений нападающие изменяют и. п. и направление атаки;

  • противодействие «сдвоенному заслону» переключением и проскальзыванием со сменой и. п. противоборствующими игрока­ми и направления атаки;

  • организация «треугольника отскока» в ситуации 3x3 при брос­ках с различных позиций (рис. 174): серию бросков без сопротив­ления совершает четвертый нападающий; броски мяча поочеред­но выполняются с нескольких точек, расположенных под разны-


Рис. 170. Упражнение для изуче­ния противодействия защитни­ков «тройке» переключением


Рис. 171. Упражнение для изучения противодействия защитников «малой восьмерке»: а — переключением; 6 — проскальзыванием


280





Рис. 172. Упражнение для изуче­ния противодействия защитни­ков «скрестному выходу» пере­ключением


Рис, 173. Упражнение для изучения противодействия защитников «на­ведению на двух игроков» пере­ключением


ми углами к щиту и на различной дистанции от корзины; проти-
воборствующие меняют и. п. после каждого броска мяча;

  • взаимодействие трех защитников в ситуации численного
    меньшинства 3 х 4 с атакой в одну корзину — защитники оборо-
    няются по зонному принципу, располагаясь в и.п, в расстановке
    1-2;

  • то же, но в поточном упражнении с атакой в обе корзины: на
    каждом основном щите четверке нападающих противодействуют
    по три защитника; атакующие поочередно нападают в обе корзи-
    ны; при успешном противодействии защитник, овладевший мя-
    чом, уже в составе игроков нападения начинает новую атаку в

обратном направлении, а совер-
шивший ошибку нападающий
переходит к выполнению защит-
ных функций.

  1. Выполнение разновидностей
    групповых тактических взаимо-
    действий двумя и тремя защит-
    никами в условиях активного иг-
    рового противоборства 2x2 и

  1. х 3 с атакой в одну корзину: на-
    падающие варьируют атакующие
    действия; защитники использу-
    ют разновидности разученных
    противодействий.

  1. То же, но в условиях чис-
    ленного превосходства нападаю-
    щих 2x3 и 3x4 с атакой в обе
    основные корзины: защитники



Рис. 174. Упражнение для изуче­ния группового взаимодействия защитников «треугольник отскока»


281





встречают атаку соперников на своей корзине или противодей­ствуют атакующим по всей площадке.

  1. Выполнение разновидностей изученных групповых взаимо­действий при игре в защите в двусторонних учебных играх с уста­новкой педагога.


Организационно-методические указания.

  1. При организации упражнений активность и быстроту атаку­ющих действий увеличивать постепенно по мере усвоения зани­мающимися сущности изучаемого защитного взаимодействия.

  2. В поточных упражнениях в движении строго регламентиро­вать начало перемещения очередной группы игроков и границы используемой для противодействия части площадки, чтобы избе­жать непредвиденных столкновений.

  3. При выполнении заданий с атакой в одну корзину смену ро­лей производить поточно после каждой атаки или после серийного выполнения защитных взаимодействий каждой группой игроков.

  4. Варьировать исходные позиции и направление взаимодей­ствий в нападении, а соответственно и в защите.

  5. В упражнениях с последовательной атакой в обе основные корзины в ситуации численного меньшинства защитников перед нападающими поощрять успешные действия обороняющихся на­числением премиальных очков постоянным командам или предо­ставлением возможности отличившемуся защитнику заменить в группе атакующих нападающего, виновного в потере мяча или в неудачном завершении атаки.

  6. При выполнении подстраховки:

  • нацеливать игроков на постоянную готовность оказать по­мощь партнеру, опекающему нападающего с мячом или выходя­щего на выгодную позицию для получения атакующей передачи в непосредственной близости от корзины;

  • упреждать прорыв оборонительных построений своевремен­ным смещением обороняющихся с дальней от мяча стороны пло­щадки в направлении возможной атаки соперника;

  • непрерывно контролировать ситуацию на площадке, подска­зывать партнерам о готовящихся действиях нападающих и свое­временно оказывать взаимопомощь.

  1. При выполнении переключения:

  • стремиться осуществлять только равноценный обмен напада­ющими;

  • при первой возможности мгновенно восстанавливать конт­роль над «своими» подопечными;

  • защитнику, имеющему лучший визуальный контроль над ситуацией на площадке, своевременно подавать сигнал о начале взаимодействия;

  • смену подопечных производить быстро, не давая нападаю­щим времени на получение позиционного преимущества.



282





  1. При выполнении проскальзывания:

  • защитникам контролировать позиционные перемещения на­падающих, быть готовым к упреждающим противодействиям;

  • реагировать на начало движения соперника, стремиться про­рваться за своим подопечным между двумя нападающими;

  • в условиях, если у защитника ограничен обзор за ситуацией, партнер должен своевременно сигнализировать ему о готовящем­ся взаимодействии нападающих;

  • проскальзывание осуществлять защитнику, следующему за нападающим с мячом или за игроком, получающим мяч; парт­неру вовремя отступать с последующим восстановлением пози­ции.

  1. При организации группового отбора:

  • теснить дриблера к боковой линии или в угол площадки; доби­ваться его остановки или поворота спиной к направлению атаки;

  • мгновенно брать дриблера в «тиски» прессинга, действовать смело и агрессивно — «на грани фола»;

  • провоцировать поперечные или продольные передачи с на­весной траекторией полета мяча;

  • действовать с установкой не на отбор мяча, а на принуждение соперника к совершению технической ошибки, нарушения пра­вил владения мячом или выполнения передачи «для перехвата».

  1. При защите в численном меньшинстве:

  • преднамеренно направлять мяч в сторону слабого нападаю­щего или в сторону меньшего числа атакующих;

  • быстро восстанавливать оборонительные позиции по прин­ципу зонной защиты и благодаря взаимной подстраховке;

  • добиваться выполнения соперниками большого количества передач, возвращения мяча назад и выполнения дальних непод­готовленных бросков.

  1. При организации «треугольника отскока»:


  • своевременно блокировать своих подопечных на дальних под­ступах к корзине;

  • действовать с установкой: «Сначала соперник — затем мяч»;

  • лишать нападающих возможности свободно маневрировать в непосредственной близости от корзины и опережать их при дви­жении к мячу.

  1. В условиях игрового противоборства занимающимся строго выполнять установки педагога, который в свою очередь должен поощрять успешное использование изученных групповых такти­ческих взаимодействий в защите.

Основные ошибки при выполнении групповых тактических дей­ствий в защите.

  1. . Несвоевременность и несогласованность взаимодействий: от­сутствие взаимопонимания между партнерами по защите — напа­дающие получают позиционное преимущество.


283





  1. Запаздывание с подстраховкой: страхующий начинает дей­ствовать, когда его партнер уже обыгран, — нападающий получа­ет возможность результативно завершить обыгрыш защитника «один в один».

  2. Неравноценный размен нападающих при переключении: низ­кий защитник переключается на высокорослого и наоборот, или наблюдается несоответствие в уровне мастерства вновь образован­ных пар противоборствующих — атакующие могут успешно ис­пользовать полученное преимущество для атаки через «слабое зве­но» в защите.

  3. Плохой визуальный контроль над складывающейся на пло­щадке ситуацией со стороны защитника, находящегося в более выгодной для наблюдения позиции, или отсутствие его сигнали­зации партнеру о готовящемся взаимодействии нападающих: за­щитник увлекся индивидуальными действиями и опекает исклю­чительно своего подопечного — обороняющиеся не готовы к эф­фективному взаимодействию.

  4. Нерациональная последовательность перемещений защитни­ков при проскальзывании: игрок, опекающий соперника, владею­щего мячом или получающего его, выполняет отступание вместо проскальзывания, а его партнер — наоборот; или оба обороняю­щихся совершают один и тот же маневр, сталкиваясь между со­бой, — нападающий получает большую свободу действий и осво­бождается от опеки защитника.

  5. Вялые действия при организации группового отбора, отсут­ствие агрессивности и уверенности: защитники не успевают «зах­лопнуть ловушку» — дриблер обыгрывает сразу двоих обороняю­щихся или «отрезает» их быстрой передачей мяча партнеру «на ход».

  6. Не в меру активная «игра в мяч» с внутренней установкой на непременный отбор мяча после остановки дриблера: преоблада­ние у защитника «хватательного» рефлекса над разумным расче­том на создание предпосылок для совершения нападающим тех­нической ошибки — большая вероятность получения необосно­ванного персонального замечания.

  7. Позиционная ошибка в исходном расположении защитников при игре в численном меньшинстве: защитники располагаются в одну линию поперек площадки — выход нападающего за спину защит­никам и своевременная передача мяча вперед «отрезают» всех обо­роняющихся от дальнейшей возможности воспрепятствовать раз­витию голевой атаки.

  8. Преждевременная попытка остановить развитие атаки при численном превосходстве нападающих: защитник пытается оста­новить дриблера вдали от корзины — в случае передачи мяча впе­ред он выключается из борьбы, тем самым облегчая соперникам задачу результативного завершения атаки.