Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 926
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
291
Рис. 184. Начальная расстановка защитников «треугольник» при смешанной системе защиты 2 + 3
Рис. 185. Начальная расстановка защитников «квадрат» при смешанной системе защиты 1 + 4
ностей командных действий. Целесообразность смешанной защиты определяется наличием в рядах соперников ярких исполнителей, настоящих лидеров своей команды. К этим игрокам приставляют персональных «сторожей». Остальные защитники играют по зонному принципу.
В зависимости от решаемых командой задач количество защитников, играющих с соперниками лично, может быть равно одному или двум. Соответственно существует несколько вариантов возможного зонного расположения остальных игроков обороны. Наиболее типичные из них: 2 + 3, 1 + 4. В первом случае два игрока опекают соперников по личному принципу, а для остальных трех защитников наиболее рациональным будет расположение в зоне по форме треугольника, ориентированного основанием к своему
Рис. 186. Начальная расстановка защитников «ромб» при смешанной системе защиты 1 + 4
Рис. 187. Начальная «Т-образная» расстановка защитников при смешанной системе защиты 1 + 4
292
щиту (рис. 184). Если же личная опека поручена одному игроку (вариант 1 +4), то зона может быть построена в форме квадрата (рис. 185), ромба (рис. 186) или буквы «Т» (рис. 187).
Выбор одного из вариантов смешанной защиты тактически обосновывается манерой игры конкретного противника.
Последовательность обучения разновидностям командных тактических действий в защите логически обусловлена их сущностью и специфическими особенностями. Вначале изучают системы концентрированной защиты, среди которых первенство принадлежит личной защите. Обучение вариантам рассредоточенной и смешанной защиты требует достаточного уровня спортивного мастерства занимающихся и длительного времени на освоение, поэтому их изучение целесообразно в процессе спортивного совершенствования.
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 54
Обучение командным тактическим действиям в защите.
-
Объяснение и показ начальной расстановки игроков, направления и последовательности перемещений, характера взаимодействий, присущих изучаемой системе защиты, на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке. -
Выполнение противодействий по личному или зонному принципу в ситуациях 1x1, 2x2, 3x3, 4x4 на ограниченном участке площадки или по всей площадке без атаки корзины. -
То же, но с атакой в одну или обе корзины. -
Выполнение начальной расстановки, соответствующей изучаемой системе защиты, всей пятеркой игроков. -
То же, но со сменой позиций защищающимися в ответ на медленное перемещение соперников и мяча. -
Командное противоборство 5 х 5 на одной половине площадки без атаки корзины с последующим возвращением атакующих в тыловую зону (к своему щиту) или построением начальной расстановки на заданной части площадки в соответствии с принципами изучаемой системы защиты:
-
по сигналу преподавателя; -
при потере мяча.
-
То же, но с атакой корзины и с последующим медленным переходом соперников к атакующим действиям. -
Многократное выполнение изучаемого варианта командных тактических действий в защите в условиях активного игрового противоборства на заранее ограниченной площади (половине, трех четвертях площадки и т.д.) с атакой в одну корзину. -
Выполнение изучаемых командных защитных действий против активного нападения в игровом упражнении «нападают пятерки (тройки, четверки)»: на площадке одновременно располагаются три команды — две из них занимают защитные позиции на обоих щитах, а третья начинает атаку в заданном направлении; при овладении мячом защитившаяся команда начинает атакую
293
щие действия в направлении противоположного щита, а ее место занимает только что нападавшая команда; обороняющиеся организуют соответствующую систему защиты и т.д. (количественный состав противоборствующих команд и характер противодействия могут меняться в зависимости от задач тренировочного упражнения).
-
Воспроизведение изучаемой системы защиты в учебных двусторонних играх с установкой педагога. -
Варьирование разновидностей командных действий в защите по ходу игрового противоборства согласно указаниям педагога.
Организационно-методические указания.
-
Обучение командным действиям следует начинать с освоения личной системы защиты. -
Изначально разобрать исходную командную расстановку, направление и характер перемещений игроков на демонстрационной доске, затем переходить к обучению защитным взаимодействиям на площадке. -
На начальном этапе обучения взаимодействия на площадке производить в медленном темпе против пассивного нападения с остановками противоборствующих игроков и детальным анализом складывающейся ситуации. -
Добиваться от защитников быстрого и согласованного реагирования на перемещения соперников и мяча, выбора и реализации оптимальных ответных или своевременных упреждающих действий. -
Активность нападающих увеличивать постепенно, по мере усвоения командных тактических взаимодействий в защите. -
В упражнениях игрового противоборства с атакой в одну корзину команды следует менять ролями вначале после выполнения серии изучаемых командных действий в защите, а по мере усвоения материала — по принципу: «Кто забивает — тот атакует». -
В двусторонних учебных играх чередовать разновидности изученных систем игры в защите через определенные отрезки времени или в соответствии со складывающейся игровой ситуацией; на этапе совершенствования варьировать различные варианты командных действий по ходу игрового соперничества. -
При использовании личной системы защиты.
-
быстро возвращаться к своей корзине, не теряя из поля зрения мяч и встречая своих подопечных в районе трехочковой линии; -
теснить дриблера к боковой линии, в сторону его слабейшей руки или в направлении скученности партнеров (при попытке прохода в лицевую линию); -
занимая позицию на стороне мяча, быть готовым к участию в групповом отборе;
294
-
с дальней от мяча стороны смещаться к середине площадки в готовности оказать помощь партнерам и не упустить выход своего подопечного; -
занимать позицию так, чтобы постоянно контролировать расположение подопечного и мяча; -
согласованно взаимодействовать при заслонах: заранее предупреждать партнера о готовящемся заслоне; своевременно отступать назад, содействуя проскальзыванию защитника, следующего за игроком с мячом; переключение использовать в крайних случаях, только если возможен равноценный «размен» нападающими; -
решительно противодействовать броскам мяча из удобной позиции; жестко блокировать соперников при борьбе за взятие отскока.
-
Зонную систему защиты изучать после усвоения основных принципов организации личной опеки. -
При использовании зонной системы защиты.
-
после потери мяча мгновенно выполнять рывок к своему щиту и занимать заданную позицию в избранной расстановке «зоны»; -
располагаться лицом к мячу, согласовывать свои перемещения с действиями партнеров в ответ на движение мяча и смену позиций нападающими; -
смещаться в сторону мяча, играть «кучно»: перекрывать проникающие передачи в глубину зонного построения, активно противодействовать проходам нападающих к щиту и вынуждать соперников выполнять бросковые движения из неудобных позиций; -
добиваться координированной подвижности всех игроков: «зона» должна непрерывно «сжиматься и разжиматься» в ответ на действия соперников; -
обеспечивать надежный подбор мяча на своем щите после отскока.
-
При использовании личного прессинга'.
-
прессинг по всей площадке использовать в момент перехода от пассивных игровых фаз к активным: после забитого мяча с игры или с последнего штрафного; после вынужденной остановки игры (нарушения правил, минутный перерыв и т. п.); -
«разбирать» соперников в соответствии с установкой педагога: каждый — «своего» или каждый — ближнего; -
постоянно использовать тактику «ловушек» для организации группового отбора мяча; -
вынуждать соперников к выполнению поперечных и навесных передач; -
не терять из поля зрения мяч и быть в готовности к выполнению подстраховки партнера; -
избегать неоправданных персональных замечаний, не снижая агрессивности противодействий атакующим.
295
-
Зонный прессинг изучать на этапе спортивного совершенствования. -
При использовании зонного прессинга:
-
защитникам быстро занимать начальную расстановку; -
провоцировать первую передачу в нужном направлении: желательно, чтобы мяч оказался у слабого дриблера перед первой линией зонного построения; предотвращать длинные первые передачи; -
не допускать передач мяча в середину зонного построения или через его линии; -
вынуждать соперников передвигаться самим и перемещать мяч в выгодном для прессингующих направлении; -
решительно атаковать дриблера вдвоем, теснить его к границам площадки; -
всем защищающимся постоянно контролировать положение мяча, партнеров и соперников; без промедления перемещаться адекватно изменяющейся игровой обстановке: закрывать наиболее уязвимые зоны для передач, «вращаться» к мячу при организации группового отбора и т. п.; -
не увлекаться отбором мяча после остановки дриблера: оказывая активное «давление» на мяч, открывать направление передачи в сторону подготовленного перехвата или провоцировать совершение нападающим технической ошибки либо нарушения правил владения мячом (пробежки, правила 5 или 8 с и т.п.); -
не позволять соперникам растянуть защитные построения, постоянно переговариваться с партнерами; -
в случае перемещения мяча через первую линию защищающихся игроков в середину площадки незамедлительно совершать рывок назад для восстановления утраченных позиций; -
при неудачном отборе мяча на половине соперника переходить от зонного прессинга к активной зонной защите у своего щита.
-
Смешанную защиту изучать после усвоения основных принципов построения личной и зонной систем защиты. -
При использовании смешанной системы защиты.
-
действовать в соответствии с правилами построения личной и зонной опеки соперников; -
лидера или лидеров соперников держать плотно на каждом участке площадки («играть за получение мяча»), оказывать на них постоянное психологическое давление; -
активно использовать подстраховку и организацию группового отбора мяча с привлечением игроков, защищающихся в «зоне»; -
«разговаривать» в защите, т. е. постоянно информировать партнеров о перемещениях соперников и мяча; -
обеспечивать согласованные взаимодействия всех игроков обороны с акцентом на грамотные индивидуальные и групповые действия.