Файл: Высшее профессиональное образование д. И, Нестеровский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 768

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


291





Рис. 184. Начальная расстановка защитников «треугольник» при смешанной системе защиты 2 + 3


Рис. 185. Начальная расстановка защитников «квадрат» при смешанной системе защиты 1 + 4



ностей командных действий. Целесообразность смешанной защи­ты определяется наличием в рядах соперников ярких исполните­лей, настоящих лидеров своей команды. К этим игрокам пристав­ляют персональных «сторожей». Остальные защитники играют по зонному принципу.

В зависимости от решаемых командой задач количество защит­ников, играющих с соперниками лично, может быть равно одно­му или двум. Соответственно существует несколько вариантов воз­можного зонного расположения остальных игроков обороны. Наи­более типичные из них: 2 + 3, 1 + 4. В первом случае два игрока опекают соперников по личному принципу, а для остальных трех защитников наиболее рациональным будет расположение в зоне по форме треугольника, ориентированного основанием к своему


Рис. 186. Начальная расстановка защитников «ромб» при сме­шанной системе защиты 1 + 4


Рис. 187. Начальная «Т-образная» расстановка защитников при смешанной системе защиты 1 + 4


292





щиту (рис. 184). Если же личная опека поручена одному игроку (вариант 1 +4), то зона может быть построена в форме квадрата (рис. 185), ромба (рис. 186) или буквы «Т» (рис. 187).

Выбор одного из вариантов смешанной защиты тактически обосновывается манерой игры конкретного противника.

Последовательность обучения разновидностям командных тактических действий в защите логически обусловлена их сущно­стью и специфическими особенностями. Вначале изучают систе­мы концентрированной защиты, среди которых первенство при­надлежит личной защите. Обучение вариантам рассредоточенной и смешанной защиты требует достаточного уровня спортивного мастерства занимающихся и длительного времени на освоение, поэтому их изучение целесообразно в процессе спортивного со­вершенствования.
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   ...   54


Обучение командным тактическим действиям в защите.

  1. Объяснение и показ начальной расстановки игроков, направ­ления и последовательности перемещений, характера взаимодей­ствий, присущих изучаемой системе защиты, на демонстрацион­ной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.

  2. Выполнение противодействий по личному или зонному прин­ципу в ситуациях 1x1, 2x2, 3x3, 4x4 на ограниченном участке площадки или по всей площадке без атаки корзины.

  3. То же, но с атакой в одну или обе корзины.

  4. Выполнение начальной расстановки, соответствующей изу­чаемой системе защиты, всей пятеркой игроков.

  5. То же, но со сменой позиций защищающимися в ответ на медленное перемещение соперников и мяча.

  6. Командное противоборство 5 х 5 на одной половине площад­ки без атаки корзины с последующим возвращением атакующих в тыловую зону (к своему щиту) или построением начальной рас­становки на заданной части площадки в соответствии с принци­пами изучаемой системы защиты:

  • по сигналу преподавателя;

  • при потере мяча.

  1. То же, но с атакой корзины и с последующим медленным переходом соперников к атакующим действиям.

  2. Многократное выполнение изучаемого варианта командных тактических действий в защите в условиях активного игрового противоборства на заранее ограниченной площади (половине, трех четвертях площадки и т.д.) с атакой в одну корзину.

  3. Выполнение изучаемых командных защитных действий про­тив активного нападения в игровом упражнении «нападают пя­терки (тройки, четверки)»: на площадке одновременно распола­гаются три команды — две из них занимают защитные позиции на обоих щитах, а третья начинает атаку в заданном направлении; при овладении мячом защитившаяся команда начинает атакую­


293






щие действия в направлении противоположного щита, а ее мес­то занимает только что нападавшая команда; обороняющиеся организуют соответствующую систему защиты и т.д. (количествен­ный состав противоборствующих команд и характер противодей­ствия могут меняться в зависимости от задач тренировочного уп­ражнения).

  1. Воспроизведение изучаемой системы защиты в учебных дву­сторонних играх с установкой педагога.

  2. Варьирование разновидностей командных действий в за­щите по ходу игрового противоборства согласно указаниям пе­дагога.

Организационно-методические указания.

  1. Обучение командным действиям следует начинать с освое­ния личной системы защиты.

  2. Изначально разобрать исходную командную расстановку, на­правление и характер перемещений игроков на демонстрацион­ной доске, затем переходить к обучению защитным взаимодей­ствиям на площадке.

  3. На начальном этапе обучения взаимодействия на площадке производить в медленном темпе против пассивного нападения с остановками противоборствующих игроков и детальным анали­зом складывающейся ситуации.

  4. Добиваться от защитников быстрого и согласованного реаги­рования на перемещения соперников и мяча, выбора и реализа­ции оптимальных ответных или своевременных упреждающих дей­ствий.

  5. Активность нападающих увеличивать постепенно, по мере усвоения командных тактических взаимодействий в защите.

  6. В упражнениях игрового противоборства с атакой в одну кор­зину команды следует менять ролями вначале после выполнения серии изучаемых командных действий в защите, а по мере усвое­ния материала — по принципу: «Кто забивает — тот атакует».

  7. В двусторонних учебных играх чередовать разновидности изу­ченных систем игры в защите через определенные отрезки време­ни или в соответствии со складывающейся игровой ситуацией; на этапе совершенствования варьировать различные варианты команд­ных действий по ходу игрового соперничества.

  8. При использовании личной системы защиты.

  • быстро возвращаться к своей корзине, не теряя из поля зре­ния мяч и встречая своих подопечных в районе трехочковой ли­нии;

  • теснить дриблера к боковой линии, в сторону его слабейшей руки или в направлении скученности партнеров (при попытке прохода в лицевую линию);

  • занимая позицию на стороне мяча, быть готовым к участию в групповом отборе;



294





  • с дальней от мяча стороны смещаться к середине площадки в готовности оказать помощь партнерам и не упустить выход своего подопечного;

  • занимать позицию так, чтобы постоянно контролировать рас­положение подопечного и мяча;

  • согласованно взаимодействовать при заслонах: заранее пре­дупреждать партнера о готовящемся заслоне; своевременно от­ступать назад, содействуя проскальзыванию защитника, следу­ющего за игроком с мячом; переключение использовать в край­них случаях, только если возможен равноценный «размен» на­падающими;

  • решительно противодействовать броскам мяча из удобной позиции; жестко блокировать соперников при борьбе за взятие отскока.

  1. Зонную систему защиты изучать после усвоения основных принципов организации личной опеки.

  2. При использовании зонной системы защиты.

  • после потери мяча мгновенно выполнять рывок к своему щиту и занимать заданную позицию в избранной расстановке «зоны»;

  • располагаться лицом к мячу, согласовывать свои перемеще­ния с действиями партнеров в ответ на движение мяча и смену позиций нападающими;

  • смещаться в сторону мяча, играть «кучно»: перекрывать про­никающие передачи в глубину зонного построения, активно про­тиводействовать проходам нападающих к щиту и вынуждать со­перников выполнять бросковые движения из неудобных позиций;

  • добиваться координированной подвижности всех игроков: «зона» должна непрерывно «сжиматься и разжиматься» в ответ на действия соперников;

  • обеспечивать надежный подбор мяча на своем щите после отскока.

  1. При использовании личного прессинга'.

  • прессинг по всей площадке использовать в момент перехода от пассивных игровых фаз к активным: после забитого мяча с игры или с последнего штрафного; после вынужденной останов­ки игры (нарушения правил, минутный перерыв и т. п.);

  • «разбирать» соперников в соответствии с установкой педаго­га: каждый — «своего» или каждый — ближнего;

  • постоянно использовать тактику «ловушек» для организации группового отбора мяча;

  • вынуждать соперников к выполнению поперечных и навес­ных передач;

  • не терять из поля зрения мяч и быть в готовности к выполне­нию подстраховки партнера;

  • избегать неоправданных персональных замечаний, не снижая агрессивности противодействий атакующим.



295





  1. Зонный прессинг изучать на этапе спортивного совершен­ствования.

  2. При использовании зонного прессинга:

  • защитникам быстро занимать начальную расстановку;

  • провоцировать первую передачу в нужном направлении: жела­тельно, чтобы мяч оказался у слабого дриблера перед первой лини­ей зонного построения; предотвращать длинные первые передачи;

  • не допускать передач мяча в середину зонного построения или через его линии;

  • вынуждать соперников передвигаться самим и перемещать мяч в выгодном для прессингующих направлении;

  • решительно атаковать дриблера вдвоем, теснить его к грани­цам площадки;

  • всем защищающимся постоянно контролировать положение мяча, партнеров и соперников; без промедления перемещаться адекватно изменяющейся игровой обстановке: закрывать наибо­лее уязвимые зоны для передач, «вращаться» к мячу при органи­зации группового отбора и т. п.;

  • не увлекаться отбором мяча после остановки дриблера: ока­зывая активное «давление» на мяч, открывать направление пере­дачи в сторону подготовленного перехвата или провоцировать со­вершение нападающим технической ошибки либо нарушения пра­вил владения мячом (пробежки, правила 5 или 8 с и т.п.);

  • не позволять соперникам растянуть защитные построения, постоянно переговариваться с партнерами;

  • в случае перемещения мяча через первую линию защищаю­щихся игроков в середину площадки незамедлительно совершать рывок назад для восстановления утраченных позиций;

  • при неудачном отборе мяча на половине соперника перехо­дить от зонного прессинга к активной зонной защите у своего щита.

  1. Смешанную защиту изучать после усвоения основных прин­ципов построения личной и зонной систем защиты.

  2. При использовании смешанной системы защиты.

  • действовать в соответствии с правилами построения личной и зонной опеки соперников;

  • лидера или лидеров соперников держать плотно на каждом участке площадки («играть за получение мяча»), оказывать на них постоянное психологическое давление;

  • активно использовать подстраховку и организацию группо­вого отбора мяча с привлечением игроков, защищающихся в «зоне»;

  • «разговаривать» в защите, т. е. постоянно информировать парт­неров о перемещениях соперников и мяча;

  • обеспечивать согласованные взаимодействия всех игроков обороны с акцентом на грамотные индивидуальные и групповые действия.