Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1 Предпосылки зарождения финансовой системы
1.2. Организационные трансформации финансовой системы XVII-XVIII вв.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
2.2. Изменения в установлении и взимании таможенных пошлин
2.3. Первый российский государственный бюджет
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
2.1. Налоговая реформа
Семнадцатый век в России характеризуется как период смутного времени. Войны, восстания, бунты явились основными причинами обнищания населения, что не способствовало развитию экономики государства в целом и стабилизации денежных и финансовых отношений в частности.
В то же время предпринимались определенные попытки по упорядочиванию и повышению эффективности налоговой системы. Прежде всего это было непосредственно связано с политикой укрупнения многочисленных прямых налогов. Результатом этого процесса явилась новая налоговая система, сложившаяся в результате налоговой реформы 1679 г.
С данного периода времени все прямые налоги были объединены и представлены в виде двух групп налогов, которые платились по сословиям. Промышленное население платило стрелецкие деньги. Сельское население платило ямские и полонянечные деньги. Кроме того, был осуществлен переход от поземельного и подворного обложения к единому подворному обложению. Но при этом основные принципы обложения налогами населения остались прежними. Об этом свидетельствует порядок расчета суммы налога, приходившегося на двор. Правительство определяло для каждого податного округа средний подворный оклад подати (сумму налога) и по числу тяглых дворов рассчитывалась общая сумма налоговых платежей, приходившаяся на округ. Далее эта сумма ра спределялась между налогоплательщиками округа так же, как и между дворами при посошном обложении, в зависимости от достатка каждого двора [3, с. 87].
Первоначальный период правления Петра I характеризовался интенсивной монетной регалией для покрытия все возрастающих государственных расходов. Монетная регалия стимулировалась также быстро возраставшим торговым оборотом.
Во время правления Петра I «денежный суверенитет» государства стал типичной чертой абсолютной монархии. В предшествовавший период серебряная копейка уменьшилась в размере в несколько раз и превратилась в небольшую монету, которую затруднительно было применять в процессе расширяющихся рыночных отношений и все возраставших государственных платежей. Хотя относительная стоимость монеты была еще достаточной для ее применения в мелком торговом обороте, эта монета уже стала неудобной при крупных платежах, когда счет денег в торговом обороте приводил к огромным потерям времени.
Основной особенностью данного периода времени является усиление роли косвенных налогов в доходной части казны. Они были представлены регалиями и пошлинами Первые из них по своему объему в доходах государства были определяющими.
Регалии - это монопольное право государства на производство какой-либо продукции. В XVII в. были следующие виды регалий: монетная; винная;
соленая; табачная; почтовая; звериная и тд.
Принадлежность определенной деятельности к числу государственных регалий определялась ее значительной доходностью, что вытекало из разницы между затратами на производство чего-либо и доходами, получаемыми при реализации этого товара. Подтверждением этого может быть анализ основных видов государственных регалий: монетной и винной.
Монетная регалия - это монопольное право государства на чеканку монет. Эта деятельность приносила значительные доходы, прежде всего, вследствие того, что находившиеся в денежном обращении в этот период (как, впрочем, и в целом со второй трети XVI в.) серебряные монеты чеканились из иностранных денежных знаков - иохимсталеров, которые в народе называли "ефимками". Они обращались на рынке по цене 40 - 42 к., а при перечеканке из них получалось 60 - 64 к. отечественных. Таким образом, казна получала доход от этой операции в размере около 50 %. Но не всегда полученных доходов правительству было достаточно для реализации своих функций. Это нередко приводило к еще большей эксплуатации монетной регалии посредством уменьшения веса серебра в монете или снижения его пробы. В XVII в данные мероприятия привели к медному бунту. Коренные причины этого события состояли в следующем. С 1654 г. правительство постепенно вводило в денежное обращение медные рубли, которые первоначально свободно обращались па рынке по курсу 1:1 к серебряным. Но по мере роста объемов их чеканки данное соотношение резко менялось. В 1660 г. оно составило 2:1, а в 1662 г. было 12:1, затем 15:1. Это привело к тому, что серебряные деньги вообще ушли из денежного обращения и стали выполнять преимущественно функцию средства накопления. Медный бунт, вспыхнувший в 1662 г., был подавлен, а в 1663 г. были проведены определенные преобразования в денежной сфере. Соответствующий указ восстанавливал серебряное денежное обращение и запрещал использовать в качестве средства платежа медные деньги. Последние разрешалось переливать в вещи или приносить в казну, где первоначально за один медный рубль давали 10 денег (5 к.), а затем 5 денег (2 к.) [9, с. 38].
Вместе с тем затяжная денежная реформа (1698—1704), охватившая значительный период правления Петра I, в определенной мере заложила основу дальнейшего развития денежной системы и дальнейших реформ, поскольку ее направленностью было преодоление довольно хаотического и архаичного состояния денежного хозяйства, унаследованного из прошлого. Не могло быть и речи о систематическом контроле денежной эмиссии с помощью макроэкономического анализа ни в теории, ни на практике, однако реформой предусматривались строгие количественные пропорции между монетами, производимыми из различных металлов.
Петр I, посетив Лондонский монетный двор, внимательно изучил технологию монетной чеканки. Именно тогда он принял решение о чеканке монет в России по европейской технологии. Ее применение позволило России подняться до передового уровня. И именно во времена Петра I появилось в России современное производство монет, которые были строго круглой формы с четкой конфигурацией и производились механическим способом.
Денежная реформа Петра I вывела российскую денежную систему, основанную на едином десятичном принципе, в число самых передовых в Европе. Эта монетная система императорской России функционировала 200 лет, хотя легенда монет и номинал менялись.
В соответствии с доминировавшей внешнеторговой практикой в таких крупнейших европейских городах, как Антверпен, Лондон, Гамбург и других, Петр I основал в Санкт-Петербурге первую в России товарно-валютную биржу, которая оставалась единственным учреждением такого рода в стране на протяжении почти столетия, предоставляя специализированные торговые услуги через брокеров, в роли которых зачастую выступали опытные зарубежные торговцы.
Во время войны России со Швецией на военные расходы казны приходилось около 2/3 всех государственных расходов. Финансовая реформа Петра I была направлена на существенное расширение базы государственных доходов.
В течение продолжительного срока его правления таможенные сборы и так называемые «кабацкие» доходы оставались основным источником поступлений в казну денежных средств (постепенно доля этого суммарного источника доходов снизилась примерно с 40 до 20-25% общей суммы доходов). Монетная регалия, широко применявшаяся при Петре I, принесла в казну за весь период его правления не менее 10,1 млн. р., или около 10% всех государственных доходов. Доля доходов от монетной регалии в общих государственных доходах в течение последних 20 лет XVII в. увеличилась с 2,7 до 26,8%. Но в то же время цены возросли вдвое.
В свою очередь, доходы от винной регалии (кабатской прибыли) получали посредством того, что производство ведра водки стоило 20 к., а продавали его за 2 р. В XVII в. винная регалия реализовывалась через систему откупов и относилась к окладным доходам, размер которых точно определялся и планировался на будущий год. Таким образом, откупщик обязывался уплатить определенную сумму налога, которая складывалась из оклада на текущий год и небольшого процента сверх этой суммы (1- 1,5 % от оклада, т.е. суммы установленного налога текущего года). Известны случаи, когда не находилось желающих заниматься данной деятельностью.
В этой ситуации правительство включало ее в разряд служб, отбываемых тяглым населением в пользу государства. Из наиболее состоятельных слоев населения выбирались лица, которые должны были заниматься реализацией соответствующей продукции и выплачивать государству соответствующую сумму, установленную в качестве налога. Если в течение года указанно му лицу не удавалось собрать необходимую сумму и предоставить удовлетворительное объяснение причин недобора, то она должна была покрываться за счет собственных средств этого лица.
Другим способом пополнения государственной казны были чрезвычайные налоги. Это были временные налоги, введение которых в большинстве случаев было связано с недостаточностью доходов казны для реализации необходимых расходов, прежде всего связанных с ведением военных действий. К ним относились запросные и процентные деньги [12, с. 23].
Особенности такого чрезвычайного налога, как запросные деньги, состояли в том, что для привилегированных классов (землевладельцев, духовенства) запросные деньги или «запрос волею» - представляли собой своего рода добровольные займы денежных средств правительством. Они были беспроцентными и безвозвратными. А для непривилегированных классов это был обязательный дополнительный налог, размер которого колебался от 1 р. до 25 к. со двора.
Процентные деньги взимались с торговых людей в размере пятой, десятой, двадцатой и т.д. деньги от суммы капитала. Чем больше была сумма объявленного капитала, тем меньше устанавливалась ставка налога (процент). При этом сумма капитала указывалась плательщиками по совести.
2.2. Изменения в установлении и взимании таможенных пошлин
Система таможенных пошлин, сложившаяся в XVI в., была крайне неудобна и требовала серьезных преобразований. Это произошло в результате таможенной реформы и непосредственно связано с введением первого таможенного устава в 1653 г.
В соответствии с уставом многочисленные таможенные сборы были заменены единой рублевой пошлиной, которая платилась и продавцом и покупателем товаров. Продавцы товара платили 10 денег с рубля, т.е. 5 % от стоимости привезенного товара, а покупатели 5 денег с рубля, т е 2,5 % от суммы капитала, привезенного для приобретения товара. При этом в уставе регламентировалось определенное положение, которое должно было заинтересовать покупателей товаров честно заявлять привезенные с этой целью капиталы. Имеется в виду то, что торговый человек, уплативший сбор в размере 2,5%, получал соответствующий документ, удостоверявший это. Покупая товар на заявленные суммы и планируя продать его в другом городе он, предоставив соответствующий документ, на таможне уплачивал уже не 5, а 2,5%.
Но данный таможенный устав недостаточно регламентировал взаимоотношении с иностранными купцами. Это положение было исправлено в новом торговом уставе 1667 г. С этого времени размер пошлин, взимаемых с иностранных купцов, во многом зависел от места непосредственной торговли купца и от характера привезенного товара. В случае, «если купец торговал товарами в приграничном районе, то он платил пошлину в размере 5% от стоимости товара, а если он вез товары внутрь страны, то платил 10%» . При этом внутри страны иностранным купцам с отечественными купцами разрешалось торговать только оптом. Кроме того, иностранным купцам с иностранными купцами иностранными товарами торговать не разрешалось, а отечественными товарами разрешалось только в приграничных городах. Привоз некоторых товаров был нежелателен для правительства, поэтому они облагались более высокими пошлинами (от 50 до 100 % стоимости товара). Прежде всего это касалось ввозимого вина [15].
По новому уставу пошлину платил только продавец. Но если иностранный купец желал вывести русский товар заграницу, он платил проезжую пошлину.
Известны случаи существования в данное время транзитных пошлин, т.е. сборов, взимавшихся за провоз товаров по территории страны. Эти пошлины не получили значительного распространения.
В рамках таможенной реформы правительство преследовало цель не только осуществить поддержку отечественных товаропроизводителей и купцов, но и обеспечить определенный приток драгоценных металлов в страну. Последнее достигалось в процессе установления порядка взимания таможенных пошлин с иностранных купцов только иностранной золотой или серебряной монетой. Вывоз за границу иностранных золотых и серебряных монет в количестве, более ввезенной суммы, не разрешался. Их необходимо было обменять на русские деньги.
Произошедшие изменения в системе таможенных пошлин позволили не только упорядочить процесс их взимания, но и увеличить долю данных доходов в совокупных доходах государства. Об этом, как и о ранее приведенных данных по косвенным налогам в целом, свидетельствует структура местных и общегосударственных бюджетов XVII в.
2.3. Первый российский государственный бюджет
Система государственного управления России все еще сохраняла пережитки удельного княжения до того времени, когда Петр I, следуя западной практике, ввел некоторые принципы административного рационализма и сформировал национальный бюджет, по крайней мере в некоем приближенном виде.