Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1 Предпосылки зарождения финансовой системы
1.2. Организационные трансформации финансовой системы XVII-XVIII вв.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
2.2. Изменения в установлении и взимании таможенных пошлин
2.3. Первый российский государственный бюджет
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
Именно в XVII встали составляться первые бюджеты. Причем более ранними являются местные бюджеты. Они появились в 20-х - 30-х годах XVII в., в то время как сведения о первом общегосударственном бюджете относятся к 1679 г.
Местные бюджеты в первой половине XVII в. назывались «окладной росписью», а во второй половине XVII в. – «пометный список». Они составлялись воеводами на основании сошного письма. Местные бюджеты составлялись на предстоящий год, а по окончании года составлялся отчет об его исполнении. В бюджете на предстоящий год учитывались все будущие поступления денежных средств, а также указывались необходимые местные расходы. Расходы мес тных бюджетов были невелики (от 1,5 до 2 % от дохода местного бюджета). Отчет об исполнении бюджета назывался «сметный список». В нем указывалось, сколько планировалось собрать денежных средств в качестве налогов и сборов, сколько собрано, сколько предстоит добрать, а также причины недобора или наоборот превышения реально полученных доходов над запланированными. Кроме того, давался отчет и о произведенных расходах на местные нужды [7].
Особенностью общегосударственной росписи 1670 г. является то, что общая сумма полученного дохода превышает сумму израсходованных денежных средств, соответственно доход – 1 220 467 р., а расход – 1 125 323р. Эта ситуация, крайне редкая для отечественного бюджета, характерна только для конца XVII в.
Основной доход в конце века казна получала от косвенных налогов, они составляли 53 % от доходов бюджета. Большая доля из них приходилась на винную регалию и таможенные пошлины.
«Основным направлением расходования средств были расходы на армию - 62.2 % расходной части бюджета. Далее деление было следующим на содержание двора - 19,9%, казенные предприятия - 5%, расходы текущее управление, постройки и т.д. — 12,9%».
Существовавшая до того патримониальная система в основном базировалась как на само собой разумеющемся положении о том, что не существует водораздела между собственностью правителей и государственной собственностью. Желание познакомиться с европейскими методами государственного управления, с современным промышленным производством и методами торговли наиболее развитых европейских стран — Англии и Голландии — определило маршрут Великой посольской миссии (1697—1698). В результате них исследований и уроков Петр I ввел регулярное жалование для государственных служащих, что послужило мощным импульсом к востребованности и росту денежной массы в обращении.
До того времени государственная собственность приравнивалась к собственности правителей и не принимался во внимание как таковой принцип ответственности власти перед обществом, в то время как московские приказы были организованы в соответствии с источниками доходов.
Уже при Петре I возник своего рода тип «догоняющей экономики», опирающейся на протекционизм местного производства в условиях полуфеодальных и полукапиталистических отношений.
Реформы проводились государством сверху. Движущей основой реформирования служили интересы государства, но отнюдь не интересы общества в целом. Суть этой экономической политики состояла в ответственности государства за модернизацию экономики путем достаточно активной и целенаправленной политики привлечения наиболее прогрессивных достижений Западной Европы.
Таким образом, в XVII в. происходило определенное упорядочивание и совершенствование налоговой системы. Что выражалось, прежде всего, в установлении единой основы для налогообложения и сокращении числа взимаемых налогов как прямых, так и косвенных. Определенным шагом по пути построения финансового механизма являлось и зарождение бюджетной системы. Но низкий уровень развития экономических процессов в стране в целом непосредственно сказывался на отставании в становлении финансовой системы России в сравнении с европейскими странами.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
3.1. Первая четверть XVIII в
Рассматривая особенности развития финансовой системы в XVIII в., можно выделить два основополагающих периода, первую и последнюю четверть века. Это связано с тем, что именно в эти периоды из большого числа царей и цариц, находившихс я у власти, только такие правители, как Петр I и Екатерина II, коренным образом изменили существовавшие налоговую и денежную системы, а также провели и другие преобразования в финансово-кредитной сфере, позволившие России приблизиться к развитым зарубежным странам [16, с. 13].
Преобразования Петра I были многообразны и масштабны, что непосредственно требовало значительных денежных средств. Недостаточность в государственной казне денежных средств, необходимых для реализации запланированных мероприятий, приводила к появлению ряда дополнительных налогов, расширению числа государственных регалий, отмене привилегий монастырей и т.д. Вводились такие налоги, как «деньги драгунские», «рекрутские», «корабельные» и т.д. Кроме того, в аппарате управления появляется новая должность – прибыльщик. Основная его задача состояла в придумывании новых налогов. Результатом этого явилась постоянно растущая группа мелких налогов и сборов. Появились налоги с печей, дров, огурцов, арбузов, постоялых дворов, шапочный, хомутейный, сапожный, налог на бороды и усы. Последний был введен указом от 1705г., в соответствии с которым борода была оценена посословно: дворянская и приказная - 60 р., первостатейная купеческая 100 р., рядовая торговая - 60 р. Крестьяне в деревнях носили бороду бесплатно, но при въезде в город и при выезде из города платили 1 к. А с 1715г. был установлен единый налог - 50 р.
К числу государственных регалий, существовавших ранее (винная, монетная, соляная, табачная, звериная, почтовая), добавился ряд новых. К числу товаров, производство и реализация которых стали государственной монополией, относились мел, деготь, рыбий жир, музыкальные инструменты, карты, шахматы и т.д. Кроме того, эксплуатировалась и монетная регалия через уменьшение веса и пробы серебра в монетах.
В 1701 г. монастыри лишились своих привилегий, так как, в соответствии с указом Петра I, доходы монастырей переходили в собственность государства. Следовательно, лишь часть данных доходов позднее возвращалась обратно.
Но проведенные преобразования не привели к соответствию государственных доходов и расходов. В связи с этим по поручению Петра I были проведены исследования объемов и структуры доходов и расходов государства. В результате этого было выявлено, что за 1705 - 1707 гг. средняя ежегодная сумма дохода не превышала 3300 тыс. р. Расходы на армию составили около 3000 тыс. р.; на содержание двора и прочие нужды - около 824 тыс. р. Следовательно, ежегодный дефицит бюджета составлял 300 тыс. р. Эти суммы покрывались преимущественно из средств, накопленных в казне в результате превышения доходов над расходами в последней четверти XVII в. К 1710 г. казна оказалась пустой и использовались как вышеназванные способы покрытия дефицита бюджета, так и чрезвычайные налоги и прежде всего запросные деньги (например, в 1710 г. дополнительный сбор составил 50 к. с тяглого двора) [8, с. 58].
Причину недостаточности доходной части бюджета Петр I видел в несовершенстве налоговой системы и недостаточной тяжести налогового бремени населения. Это мнение было связано с тем, что последняя перепись населения проводилась в 1678 г. и, следовательно, за тридцать лет численность его (и соответственно количества дворов) должна была увеличиться. А именно последние были положены в основу расчета общей суммы подати (дани или денег данных), взимаемой с определенного округа. Таким образом, получалось, что общая сумма подати, взимаемой с округа, осталась прежней, а число дворов могло увеличиться, значит, уменьшилась сумма налога, взимаемого с каждого двора.
Для определения настоящего числа дворов и изменения размера подати была проведена новая перепись населения. Но в результате переписи было выявлено, что численность населения за данный период времени сократилась на треть. Перепись 1716 -1717 гг. показала также дальнейшее сокращение численности населения. Причины этого виделись, прежде всего, в значительных рекрутских наборах, в масштабном строительстве верфей, каналов и городов.
Основные преобразования налоговой системы Петр I проводил с 1722 г. по 1724 г. В то же время план реформы был определен в указе 1718 г. Основные идеи реформы состояли в следующем: обеспечение армии как основной статьи расходов бюджета необходимыми денежными средствами; замена мелких прямых налогов единой податью; переход от подворного обложения к подушному. Реформа должна была проходить в два этапа. На первом этапе определялась норма содержания одного солдата и средний подушный оклад. На втором этапе предполагалось осуществить роспись полков по крестьянам.
В результате переписи населения было выявлено, что численность мужского населения (женское население налоги не платило) составляет 4,8 млн. чел. Расходы на содержание армии составили - 4 млн. р.
Дополнительный выпуск монет не покрывал спроса, и, видимо, исходя из ограниченных возможностей с 1761 г. начали чеканить в значительных масштабах новые серебряные монеты меньше прежних на 1/6, а с 1768 г. появилась серебряная монета значительно меньшей массы — еще на 43%, что составило 1% стандартной массы в 28 г. европейского серебряного талера. Но вскоре и от этой нормы чеканки отказались. Серебряные монеты по-прежнему занимали основную долю в денежном обороте [5, с. 11].
В целом же система выпуска монет, созданная при Петре I и основанная на десятичном счете, опережала примерно на 100 лет денежные системы других стран. В этой системе соблюдались пропорции, унаследованные из более раннего периода российской чеканки монет. «Основной денежной единицей, выпущенной впервые в 1704 г., был серебряный рубль, равный 100 коп.
Другие серебряные монеты включали в себя полтину (полрубля), полуполтину (четверть рубля), гривенник (десять копеек), алтын (три копейки) и копейку. Выпускались также медные монеты - деньга (полкопейки) и полушка (четверть копейки); три золотые разновидности рубля: два рубля, червонец или дукат (около двух с половиной рублей) и двойной червонец».
Проведенная денежная реформа, основанная на монетной регалии, в целом не была успешной с макроэкономической точки зрения. Огромный приток медных монет подрывал денежное обращение. В 1718 г. масса медных монет была значительно уменьшена при том, что содержание серебра в серебряных монетах также сократилось. Появилось множество фальшивых монет, и в 1722 г. Петр I намеревался прекратить выпуск серебряных монет, но уже в 1723 г. вынужден был разрешить начать чеканку пятикопеечных медных монет с распространенным народным названием «пятак».
После частичного преодоления многочисленных препятствий Петр I смог в последние годы своего правления ввести прямое налогообложение («тягло»), пытаясь охватить самую неуловимую, меняющуюся, чувствительную и сложную сферу жизни населения. Старые источники казенных доходов к тому времени были полностью истощены, а введение подушного налогообложения сформировало базу, которая стала важным источником поступлений казны на ближайшие, как минимум, 50 лет. Вполне вероятно, что идея подушного налогообложения не была личной идеей Петра I, а была заимствована во Франции, где подушный налог был основным источником доходов [10, с. 78].
Проблема обсуждалась в различных вариантах еще со времен правления царевны Софьи, однако, идея была осуществлена только через 40 лет.
Потребовалось около шести лет, чтобы завершить цензовый процесс введения подушного налогообложения, главная цель которого — поддержка армии. Примером последовавшей провинциальной реформы послужила шведская система территориального содержания армии, и после введения подушного налогообложения каждый полк был поставлен на содержание определенного района его размещения. Размер подушного налога определялся в соответствии с военными расходами и с учетом результатов переписи. Таким образом, первоначально было установлено, что сумма подушного налога составляла 74 к. в год. При численности налогооблагаемого населения в 5,6 млн. чел. годовой доход казны мог составлять около 4,1 млн. р.
Однако в соответствии с другим источником, фактическое подушное налогообложение было более диверсифицированным. «Государство определяло свои военные расходы в объеме 4 млн. руб. в год, и эта сумма распределялась среди налогооблагаемых групп населения. Исходя из этого подушный подоходный налог первоначально был установлен на уровне 74 к. с крепостных, находившихся в распоряжении помещиков, 114 к. с крестьян, работавших на землях правителей (которые, в отличие от крепостных, не имели обязанностей перед землевладельцами) и 120 к. с посадских людей. Деньги уплачивались тремя годовыми взносами, и эта система оставалась основным источником доходов русской монархии вплоть до упразднения ее в 1887 г.». Принятый Петром I указ «О векселях», по содержанию отражал практику иностранных купцов. Это нововведение предназначалось для казенных расчетов внутри страны. В документе содержались три части: Коммерческие векселя, Векселя по обслуживанию казны и Образцы векселей. Однако векселя для перевода средств третьей стороне в уплату за товары и услуги не нашли практического применения. Этот платежный инструмент оказался слишком рискованным и ненадежным в условиях постоянной нестабильности и отсутствия гарантий прав на собственность. Традиционно только обычные долговые расписки оставались в обороте. В 1740 г. с целью предотвращения взяточничества с использованием векселей правительство запретило «всем участникам сделок» принимать этот платежный документ независимо оттого, кто его выписывал. Одновременно был издан указ «О банкротствах», действие которого мало что привнесло в укрепление надежности кредитных отношений.