Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
1.1 Предпосылки зарождения финансовой системы
1.2. Организационные трансформации финансовой системы XVII-XVIII вв.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVII ВЕКЕ
2.2. Изменения в установлении и взимании таможенных пошлин
2.3. Первый российский государственный бюджет
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
Также в процессе реформы были созданы институты земских и полковых комиссаров. Они представляли собой своеобразное передаточное звено между налогоплательщиками и получателями денежных средств. Земские комиссары выбирались из числа дворян определенного уезда. В его полномочия входило осуществление контроля за сбором подушной подати и передача данных средств полковому комиссару в присутствии всех офицеров штаба
Налоговая система, сложившаяся в результате реформы, имела ряд недостатков. Во-первых, в число налогоплательщиков входило все мужское население независимо от возраста. Во-вторых, определенная сумма налога была рассчитана на содержание армии в мирное время, следовательно, ведение военных действий потребовало бы введения дополнительных налогов. Но в то же время переход к подушному налогообложению принес казне дополнительный доход в размере 2 млн. р.
Определенные изменения произошли и в системе таможенных пошлин. В 1724 г. введен таможенный тариф, способствующий, с одной стороны, защите отечественных товаропроизводителей, с другой стороны, обеспечению рынка в достаточном объеме необходимыми товарами. Это обусловливалось введением различных таможенных пошлин на отдельные товары в зависимости от объемов производства данной продукции на территории России. Например, парусина облагалась по ставке - 75 % от цены товара, голландское полотно и бархат - 50 %, шерстяные ткани, писчая бумага - 25 % и т.д.
Следующие преобразования Петра 1 были связаны с изменениями в денежном обращении. Они состояли, прежде всего, в том, что впервые была введена в обращение отечественная золотая монета. Доля золотых монет в денежном обращении была незначительна - 2 %. Это было связано с тем, что, с одной стороны, в России еще не было открыто собственных крупных золотых рудников, с другой - правительство получало большие доходы от чеканки серебряной монеты. Кроме того, цены на золото в России были несколько ниже, чем в Европе, поэтому завозить его в страну было не выгодно. Большую долю в денежном обращении занимали серебряные монеты, около 90 %. Оставшиеся 8 % приходилось на долю медных монет. Они постепенно вводились с начала XVIII в. Это была мелкая разменная монета, которая была хорошо воспринята населением, так как в конце XVII в. наблюдалась острая нехватка ее, что привело к появлению в ряде регионов денежных суррогатов - кожаных денег [11, с. 98].
К середине XVIII в. в стране, как следствие усилий правительства, сложился симбиоз докапиталистических и отсталых феодальных экономических отношений, основанных на крепостничестве.
Это сочетание было результатом коренных изменений в государственном управлении и экономических отношениях, внесенных лично Петром I. Однако после его смерти его преемники втянулись в борьбу за власть и не занимались развитием торговли и промышленности страны, погрузившейся в состояние стагнации.
3.2. Финансовая система постпетровской Российской империи
Финансовое положение России в период XVIII—XIX вв. (по контрасту с большинством европейских стран с их стабильными деньгами на основе промышленного подъема и резервов в драгоценных металлах, ввезенных пиратским способом преимущественно из Америки) характеризовалось крайней неустойчивостью и запутанностью расчетов. Внешняя торговля страны была под влиянием конфликтующих интересов и противоположных тенденций протекционизма и фритрейдерства. В XVIII в. было заключено долгосрочное торговое соглашение с Пруссией на базе принципа наибольшего благоприятствования.
Петровские монеты устойчиво находились в обращении до 1755 г., до того, когда императрица «Елизавета в условиях роста внутреннего товарооборота смогла осуществить денежную реформу, направленную на устранение нехватки в обороте полноценных мелких серебряных и медных монет путем введения в оборот крупных по размеру 10- и 25-копеечных серебряных монет при постепенном уменьшении номинальной стоимости старых пятикопеечных монет до 1 коп., что и составляло реальную стоимость содержавшейся в них меди» .
Дальнейшие преобразования денежной сферы были продолжены Екатериной II. Причина, объясняющая необходимость данных изменений, заключалась, прежде всего, в недостатках, свойственных денежной системе, основанной на металлическом обращении. Во-первых, серебро и золото - это мягкие металлы и им свойственна стираемость, следовательно, правительство, старающееся поддерживать качество национальных денежных знаков, должно изымать данные монеты и переплавлять, а это приводит к дополнительным расходам. Во-вторых, по мере роста производства и развития товарно-денежных отношений происходит укрупнение платежа, в связи с чем рассчитываться металлическими монетами становится все более и более неудобно. Можно привести следующий пример, сумма в 100 р. серебром весила 0,15 пуда, а медью - 6 пудов. В-третьих, качество металлического денежного обращения и развитие экономики в целом непосредственно зависит от объема драгоценных металлов в стране.
Данные факторы свидетельствуют о начале процесса демонетизации в стране. Демонетизация - это процесс постепенной утраты металлами своих денежных функций.
Манифест от 29 декабря 1768 г. объявлял о выпуске первых бумажных денег в России - ассигнаций. Ассигнации представляли собой расписки о принятии золотой или серебряной монеты. Выпускались они достоинством 25, 50, 75 и 100 р., позднее 10 и 5 р. специально созданными банками. Это были депозитные банки, открытые в 1768 г. в Москве и Санкт-Петербурге. В 1786 г. в результате реорганизации они были объединены и создан Ассигнационный банк. Первоначально ассигнации обменивались на металлические деньги в соотношении 1:1. Со временем положение изменилось. Это явилось следствием роста объемов эмиссии ассигнаций, необходимых для покрытия государственных расходов (преимущественно военных - они составляли около 40 % бюджета). Подобные действия были возможны прежде всего потому, что эмиссионные банки подчинялись непосредственно Екатерине II. Данная политика привела к следующим последствиям: «в 1787 г. за 100 р. серебром давали 108 р. ассигнациями, а в 1795 г. соответственно 146 р. ассигнациями, т.е. ассигнационный рубль равнялся 68 к. серебра» .
Но не только денежная эмиссия выступала источником покрытия дефицита бюджета в XVIII в., величина его в конце этого века достигала 200 млн. р. Новым и достаточно популярным в будущем способом стало внешнее заимствование. Первый внешний заем был привлечен Екатериной II в 1769 г. в Амстердаме. Сумма займа составляла 7,5 млн. гульденов. Привлекалась она на 10 лет под 5 % годовых. Схема привлечения средств была следующая. Российское правительство действовало через посредника, в качестве которого выступил голландский банкирский дом. Причина, объясняющая необходимость подобных действий, состояла в том, что у иностранных инвесторов не было точной информации о финансовом положении страны и напрямую вкладывать денежные средства в российскую экономику они не решались. В этой ситуации российское правительство выпускало свои обязательства на имя голландского банкирского дома. Данные ценные бумаги не имели свободного обращения на рынке ценных бумаг и выступали только в качестве обеспечения облигаций, выпущенных голландским банкирским домом. На этих облигациях указывалось, что объем их эмиссии не превышает размера обязательств российского правительства. Облигации свободно размещались на рынке. За организацию эмиссии и обращения ценных бумаг голландский банкирский дом получал от российского правительства соответствующие комиссионные проценты [9, с. 54].
Деятельность правительства по привлечению внешних займов была значительно расширена, и к концу XVIII в. размер внешнего долга страны достиг 216 млн. р. Изменения в налоговой системе также были направлены на увеличение доходной части бюджета. Это выражалось, с одной стороны, в увеличении размера налога, с другой - в появлении новых налогов.
«В 1794 г. подушная подать была увеличена с 70 к. до 1 р. А в 1797 г. еще на 26 к». Кроме того, был введен дифференцированный сбор с государственных крестьян. Ранее они платили 40 к. По новому положению сумма сбора зависела от класса губернии (было 4 класса). Максимальную сумму платили крестьяне, проживающие в губернии 1-го класса - 2 р. Крестьяне, проживающие в губернии 4-го класса, платили 50 к.
В 1775 г. был введен новый налог - гильдийская подать. Ее платили купцы 1, 2 и 3-й гильдии взамен подушной подати. Купцы 3-й гильдии платили 1 % от капитала (к 1825 г. процент повысился до 2,5), купцы 1-й и 2-й гильдии - 4%. Размер капитала записывался «по совести каждого». Принадлежность к гильдии и величина капитала были взаимосвязанными факторами. Принадлежность к гильдии также влияла на права купца по организации торговых операций. Кроме того, была введена патентная система обложения торговли и промышленности, т.е. необходимо было приобрести патент, дающий право заниматься данной деятельностью. Объектом обложения был предприниматель, а не предприятие, в результате этого не учитывались ни масштабы его деятельности, ни рост прибыли и т.д.
В 1794 г. был введен налог на капиталы, переходящие в порядке наследования и дарения. Его размер составлял 1%. Следующей особенностью XVIII в. является появление первых кредитных учреждений. В 1729 г. при монетных дворах Москвы и Санкт-Петербурга была организована Монетная контора. Именно с деятельностью этого учреждения связано начало организованного краткосрочного кредитования. Кредиты предоставлялись под залог золота и серебра, процентная ставка была 8%. Но масштабы кредитования были незначительными, так как средства предоставлялись только лицам, приближенным к императорской фамилии. В 1733 г. деятельность данной организации была несколько расширена. Предоставлялись кредиты большему кругу лиц, на срок до трех лет под залог не только драгоценных металлов, но и движимого и недвижимого имущества.
Первые банки появились в 1754 г. Несмотря на то, что назывались они дворянский и купеческий банки, это были государственные банки. Название определяло основное направление их деятельности. Дворянский банк соответственно кредитовал дворянство, купеческий - купечество. «Дворянский банк предоставлял кредиты в сумме не более 1 тыс. р. единовременно под 6% годовых, максимальным сроком 1 год, под залог. Купеческий банк также предоставлял кредиты под 6% годовых под залог драгоценных металлов и товаров» .
Деятельность первых кредитных учреждений была прекращена в 1762 г. Они были закрыты вследствие того, что краткосрочные кредиты своевременно не возвращались и переоформлялись в долгосрочные, а также был недостаточно качественный подход и к принимаемому обеспечению.
В течение ряда лет периодически создавались и закрывались банки, учредителем которых было государство. Нередко в своей деятельности они выполняли функции далекие от банковского дела. Так, например, в 1775 г. в каждой губернии были учреждены приказы общественного призрения. Это учреждения, которые, с одной стороны, выполняли роль губернских банков, предоставляя кредиты под залог недвижимого имущества, с другой стороны, занимались попечительством и надзором за народными школами, сиротскими домами, богадельнями и т.д.
В 1785 г. Екатериной II было разрешено открывать в городах общественные банки с целью кредитования местных жителей в случае нужды и несчастья, а также на разные торговые цели. Капитал банков складывался из добровольных пожертвований купцов, мещан и ремесленников.
Анализ развития финансовой отношений в России в XVIII в показывает произошедший значительный рывок вперед. Прежде всего, это связано с зарождением кредитной системы в стране. В финансовой сфере это связано не только с дальнейшим совершенствованием налоговой системы, а конкретно с первой попыткой осуществить ее построение во взаимосвязи с потребностями государства в денежных средствах, но и с использованием нового, более цивилизованного способа покрытия дефицита бюджета. Но это лишь положительная сторона происходящих процессов. Как отмечалось выше, и в области функционирования кредитных учреждений, и в налоговой системе, и в характере государственных внешних заимствований было немало недостатков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, следует подчеркнуть, что в ходе выполнения курсовой работы, были решены все, поставленные ранее, задачи.
Предпосылки зарождения финансовой системы Древней Руси были заложены еще в конце VII - начале VIII вв., когда народы, населявшие территорию Руси, платили дань хазарам.
Началом создания системы централизованного управления финансами Российского государства XVI-XVII веков стали Казна и Казенный Приказ, финансовая система России стала приказной. Охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным уложением.