Файл: Закона 900608403 Об экологической культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Согласно главы II статьи 7 проекта федерального закона №90060840-3 «Об экологической культуре» «Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру» [18].

По мнению С.Н. Николаевой, основное содержание экологического воспитания дошкольников заключается в «формировании… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» [3]. Оно включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. 

Согласно концепции экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой, именно воспитатель является носителем экологической культуры, и, от выбора методов и форм передачи информации будет зависеть уровень экологической воспитанности дошкольников [3].

Пункт 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования регламентирует содержание образовательной программы и определяет его зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей детей, и должно реализовываться в дошкольном возрасте в таких видах деятельности, как: игровая, познавательно – исследовательская, конструкторская, коммуникативная и других [17].

Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно игровая деятельность позволяет наиболее эффективно реализовать образовательную программу в том случае, когда она специально организована воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

В процессе экологического образования и воспитания должно происходить формирование ценностного отношения к миру природы и социальному миру. В связи с этим, актуальность исследования заключается в необходимости повышения эффективности экологического образования дошкольников за счет использования игровых обучающих ситуаций в процессе ознакомления с объектами природы.

Объект исследования: практико-ориентированные задания в дошкольном образовании.


Предмет исследования: игровые обучающие ситуации при формировании представлений об объектах природы.

Цель исследования: изучение возможностей практико-ориентированных заданий, а именно игровых обучающих ситуаций, в процессе ознакомления старших дошкольников с объектами природы.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Проанализировать исследования о формах организации деятельности детей при ознакомлении их с объектами природы;

  2. Изучить содержание практико-ориентированных заданий, используемых в ДОО;

  3. Охарактеризовать методику организации игровых обучающих ситуаций в ДОО;

  4. Проанализировать экологическое образование в процессе реализации образовательной программы ДОУ на примере МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11»;

  5. Разработать план реализации игровых образовательных ситуаций с целью ознакомления старших дошкольников с объектами природы.

Гипотеза исследования: использование практико-ориентированных заданий будет более эффективным в процессе ознакомления старших дошкольников с объектами природы, если при этом будут использованы игровые обучающие ситуации.
Методы исследования:

  1. Теоретические (анализ, синтез исследований по изучаемым вопросам)

  2. Эмпирические (анкетирование посредством авторской анкеты «Эффективные методы и формы формирования представлений об объектах природы»).


Глава I Теоретические основы формирования представлений об объектах природы у детей старшего дошкольного возраста

    1. Формы организации деятельности детей при ознакомлении с природой

ФГОС ДО определяет экологическое воспитание детей дошкольного возраста, как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры [17]. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает:

- ознакомление с природой и природными явлениями;

- формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;

- формирование элементарных экологических представлений;

- формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;



- воспитание умения правильно вести себя в природе;

- воспитание любви к природе, желания беречь ее [13].

Согласно исследованиям возрастной психологии, мышление детей дошкольного возраста является наглядно-образным (опирается на восприятие и представление) и наглядно – действенным (решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов) [19]. В связи с этим все формы организации деятельности дошкольников, под которыми мы понимаем способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения и воспитания [7], можно условно разделить на три категории:

- непосредственно образовательная деятельность (занятия), осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения);

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей.

В последние годы идет активный поиск разработки содержания и методов, форм экологического образования дошкольников с учетом природных особенностей того или иного региона. В современной педагогической литературе (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.В. Гончарова и др.) особое внимание уделяют проведению занятий, игр экологического содержания, разрабатываются технологии экологического образования, которые в основном включают специально разработанные занятия [23]. Более подробно формы организации деятельности по экологическому воспитанию представлены в таблице «Формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» (Таблица 1).

«Формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ»

Таблица 1

№ п/п

Форма организации деятельности

Характеристика

1.

Экологические занятия (непосредственная образовательная деятельность)

Первично-ознакомительное

Посвящено ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Углубленно-познавательное

Строятся на разнообразных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на которых воспитатель дополняет новыми сведениями, углубляет их демонстрацией зависимостей, экологических связей в природе.

Обобщающее

Основная цель – выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов – на их основе формируется обобщенное представление

Занятие комплексного характера

В рамках одной темы решаются разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности (беседа, тематические выставки, художественное творчество детей, ручная деятельность).

2.

Экологические экскурсии


Природоведческая (познавательная): в парк, лес, на реку, луг.

Сельскохозяйственная: в поле, на птицеферму, в сад, на огород.

Один из основных видов занятий под «открытым небом» и особая форма организации работы по экологическому воспитанию в ДОУ; проводится в средней, старшей и подготовительной к школе группах.

3.

Экологические акции


социально значимые мероприятия, которые прово­дятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В дошкольном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца.

4.

Экологические праздники

Могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздо­ровительного характера. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные те­мы - их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними).

5.

Экологические опыты

Способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

6.

Походы

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздорови­тельные, познавательные, нравственные и эстетические. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и орга­низованы. Природное окружение должно быть хорошо обследо­вано и изучено взрослыми, что позволит составить точный мар­шрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности.

7.

Игры, игровые обучающие ситуации

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС: 1) Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами; 2) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами; 3) Игровые обучающие ситуации типа путешествий.


Таким образом, мы можем говорить о многообразии форм организации деятельности по экологическому воспитанию в рамках непосредственно образовательной деятельности. При этом, наиболее эффективной формой является игра, а именно игровая обучающая ситуаций. Так как именно эта форма обеспечивает разностороннюю деятельность детей в рамках ведущего вида деятельности для данного возрастного периода.

1.2 Содержание практико-ориентированных заданий в дошкольном образовании

ФГОС ДО определяет реализацию образовательной программы ДОУ через различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструкторскую, познавательно – исследовательскую, в том числе через организацию практико-ориентированных заданий, так как именно такой подход обеспечивает возможность эффективного развития способностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов.

Согласно пункту 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование должно быть «направлено на … формирование предпосылок учебной деятельности …» [18]. В связи с этим интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к определению содержания практико-ориентированного образования в ДОО [26].

Практико - ориентированное образование - это образование, преимущественной целью которого является формирование у дошкольников умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательного процесса [14].

Реализация практико-ориентированном образования детей на уровне дошкольного образования должна обеспечивать [4]:

- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

- формирование у дошкольников общих компонентов трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий);


- формирование интереса детей через игру и опытно – исследовательскую деятельность к разным профессиям.

Проведя анализ источников, раскрывающих процесс внедрения и использования практико-ориентированных заданий в ДОУ, мы можем составить модель экологического образования, основываясь на модели практико-ориентированного обучения Кузивановой Н.И.

Согласно модели, экологическое образование включает в себя несколько этапов:

1. Объяснение связи имеющихся экологических знаний с жизнью, посредством рассуждения, установления связей, воспроизведения;

2. Установление связи имеющихся знаний с практической деятельностью через такие формы, как: моделирование, конструирование, проектную деятельность, игровые обучающие ситуации.

Перечисленные формы будут способствовать формированию такого понятия, как «Экологическая образованность», которая, в свою очередь, обеспечит сформированность компетенций и будет способствовать социализации личности, посредством применения ребенком полученных экологических знаний и умений.

Таким образом, практико – ориентированные задания ДОУ могут быть реализованы через ряд образовательных технологий таких, как:

1) Технологии проектной деятельности. Цель данных технологий: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Классификация проектов в ДОУ [26]:

- «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;

- «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

2) Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

3) Технология «ТРИЗ» [24]. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.