ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В области «Познавательное развитие» происходит знакомство детей с наиболее часто встречающимися в ближайшем окружении растениями, животными, грибами, камнями, а также реками, озерами, о природоохранных территориях, о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного края; формируются представления о временах года, некоторых природных зонах; происходит знакомство с устройством простейших планов и схем, географических карт, условными знаками и символами, а также с моделью Земли — глобусом; проводятся наблюдения за сезонными изменениями в природе, за поведением мелких животных.
Формы реализации деятельности: НОД, проектная деятельность, игры, игровые обучающие ситуации, наблюдение, экскурсии, акции.
В области «Социально-коммуникативное» развитие формируются основы экологической безопасности: формируются представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях; происходит знакомство детей с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений; формируются умения анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей.
Формы проведения занятий: беседа, игровые обучающие ситуации, занятия, создание аппликаций, рисунков, имитационные упражнения, инсценировка.
Образовательные результаты, которые должны быть сформированы в процессе реализации программы «Мир открытий» в области экологического образования представлены в таблице (Таблица 2).
Таблица 2
Образовательные результаты реализации Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»
под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой
Возрастная группа | Образовательные результаты |
Вторая группа раннего возраста | - Сформированы элементарные представления о природных объектах. - Открывает для себя не только окружающий мир природы (животных, растения, природные явления), но и место человека в нем. - Испытывает доброе, бережное, заботливое отношение к этому миру (помогать кормить птичек, не рвать цветы, наблюдать за поведением животных, не мешая им при этом, не пугать животных). - Испытывает осторожное отношение к незнакомым животным — собакам, кошкам. |
Первая младшая группа | - Замечает состояние растений, настроение животных, испытывает желание не мешать, защищать, позаботиться. - Проявляет бережное, заинтересованное отношение к природе разными способами. - Приобщается к элементарному соучастию в уходе за объектами природы. - Обеспечена профилактика опасного поведения с животными: не подходит близко к незнакомым, чужим животным, не трогает руками, не пугает. |
Вторая младшая группа | - Безопасно для себя и окружающей природы рассматривает природные объекты, наблюдает за ними, поясняет, какие природные материалы и как можно использовать в продуктивной деятельности. - Знает элементарные наиболее общие правила поведения в природе, при этом акцент делается не на ознакомление с последствиями нарушения правил, а на необходимость их неукоснительного соблюдения. |
Средняя группа | - Знаком с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными. - Имеет представление о первичном накоплении опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения. - Понимает суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знаком с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы. - Начинает обучение правильному, безопасному выполнению доступных детям действий в природе. Это элементарные трудовые действия по уходу за растениями и животными, по организации наблюдения за ними, грамотные действия в метель, во время гололеда и др., экологические акции, праздники и т.п. - Знаком с элементарными правилами безопасного поведения в лесу, у реки, на морском побережье. При этом акцент делается не на изучение потенциальных опасностей, связанных с данными природными сообществами, а на сохранение контакта с взрослыми, строгое соблюдение требования совместного с ними осуществления действий. - Знаком с правилами поведения при встрече с домашними и бездомными животными. Поскольку детям 4–5 лет бывает трудно научиться отличать потенциально опасных животных (ядовитые змеи, пауки, клещи, жалящие насекомые и др.), запомнить конкретные правила поведения при встрече с каждым из видов животных, осуществляется ознакомление и помощь в освоении общих правил избегания опасности. - Знаком детей с правилами поведения в природе, делая акцент не на запреты, а на понимание детьми этих правил. Составляет с детьми природоохранные знаки (запрещающие и разрешающие). |
Старшая группа | - Формируются основы экологической культуры. - Формируются представления о свойствах различных природных объектов, о связанных с ними потенциально опасных ситуациях - Имеет представление о правилах сбора растений и грибов, правилах безопасности у водоемов в зимний и летний период, правилах поведения, связанных с различными природными явлениями, контактом с дикими и домашними животными. - Знаком с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учится на элементарном уровне оценивать соответствие их действий правилам, знаком с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы; - Формируется умение анализировать обучающие ситуации, знаком с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей. - Формируются навыки экологически безопасного поведения, бережного отношения к природе и рационального природопользования. |
Подготовительная к школе группа | - Систематизирует знания о свойствах различных природных объектов, совершенствует умение выявлять связанные с ними потенциально опасные ситуации. - Формируется умение применять знание правил сбора растений и грибов, правила безопасности у водоемов в зимний и летний период, правила поведения, связанные с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными - Учится сопоставлять поведение реальных людей, персонажей литературных произведений, собственное поведение с правилами, выявлять степень соответствия, возможные последствия для человека и природы нарушения этих правил; - Расширяет опыт анализа естественных, специально созданных и воображаемых ситуаций, поиска путей избегания и (или) преодоления опасности; - Формируется экологически безопасное поведение с учетом ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе. - Расширяет и систематизирует знания детей об опасных растениях, животных и грибах. - Формируется умение применять знание правил сбора грибов и ягод в различных игровых, обучающих ситуациях, дидактических играх, передавать эти правила при помощи рисунков. Большое внимание уделяется бережному отношению ко всем видам животных, растений, грибов. - На основе выявления свойств природных объектов (например, снега, льда) учится прогнозировать потенциальные опасности связанных с ними природных явлений (метель, снегопад, гололед). - В ходе наблюдений знакомится с возможными проблемными ситуациями, связанными с природными и погодными условиями в разные времена года, учится избегать их (не допускать обморожения, переохлаждения, перегрева, теплового или солнечного удара и т.д.). - Узнает базовые правила самопомощи, главным из которых является непременное обращение за помощью к взрослому (педагогу, родителю, медицинскому работнику). - Актуализирует и дополняет представления о потенциально опасных животных, формируется умение предвосхищать возможность возникновения связанных с ними проблемных ситуаций. - участвует в специально-организованной воспитателем проектно-исследовательской деятельности, в процессе которой дети знакомятся с проблемами рационального использования ресурсов (воды, энергии, тепла), с проблемой мусора, изучают экологические проблемы на примерах своего детского сада, города (поселка). |
Проведя анализ Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой, мы можем сделать вывод о том, что реализация экологического образования в ДОУ должна быть направлена на формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Для достижения результата педагогические работники ДОУ могут использовать такие виды деятельности, как: НОД, игровая, проектная; применять такие формы организации деятельности как: моделирование, конструирование, игровые обучающие ситуации и другие.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы:
знания о правилах взаимодействия с объектами природы и о базовых правилах самопомощи;
умения делать умозаключения о возможных последствиях деятельности, прогнозировать потенциальные опасности;
основы экологически безопасного поведения;
навыки участия в специально-организованной воспитателем проектно-исследовательской деятельности, связанной с вопросами экологии.
2.3 Внедрение в образовательный процесс ДОУ игровых обучающих ситуаций с целью ознакомления дошкольников с объектами природы
В процессе проведения исследования и для решения поставленной задачи нами был разработан план проведения игровых обучающих ситуаций на период преддипломной практики. ИОС по формированию представлений об объектах природы был реализован в старшей группе на базе МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11». Методические разработки ИОС представлены в приложении (Приложение 2).
Тематическое планирование ИОС представлено в таблице (Таблица 3) .
Таблица 3
Тематическое планирование ИОС по формированию представлений об объектах природы в старшей группе
Название ИОС | Вид ИОС | Цель, задачи ИОС | Период | Анализ проведения ИОС |
«Экологическое дерево» | ИОС-проблемы | Цель: закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи. Задачи: Образовательная: формировать представления о правилах поведения в природе, расширять и систематизировать знания детей о природе. Развивающая: развивать умения моделировать объекты и явления неживой природы. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к природе. | 1 половина дня | Дети были активны, проявляли интерес к теме. Испытывали сложности в формулировании причинно-следственных связей. Возникали трудности в определении некоторых понятий. |
«Какие бывают деревья» | ИОС-иллюстрации | Цель: уточнить представления детей о деревьях и кустарниках, их разновидностях, условиях произрастания; дать знания о роли деревьев в жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе. | 1 половина дня | Дети с удовольствием принимали участие в деятельности. Отвечали на вопросы, участвовали в обсуждении. Иногда реагировали слишком эмоционально, было необходимо успокаивать. |
«Путешествие по экологической тропе» | ИОС-путешествие | Задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. Воспитывать интерес к окружающей природе. Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. | 2 половина дня | Дети быстро включились в игру, выполняли предложенные заданий. При подведении итогов занятий рефлексия имела эмоциональный, а не смысловой характер. |
«Путешествие по лесу» | ИОС-путешествие | Задачи: Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе | 1 половина дня | Дети заинтересованы, увлеченно принимали участие в игре, активно отвечали на вопросы педагога. Педагог настаивал на формулировании полного ответа, при подведении итогов. |
«Помоги Пилюлькину» | ИОС-путешествие | Цель: Закрепление представления детей о целебных свойствах лекарственных растениях Задачи: Углублять знания детей о цветах и их разнообразии Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира Формирование знаний о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбор | 2 половина дня | Воспитатель активизировал внимание детей, что определило их дальнейшую активность. Больший интерес вызвали игры проводимые «на лугу». Не все дети захотели рисовать лекарственные растения. Педагог предложил им разобрать собранные ранее растения на группы: лекарственные и не лекарственные. В целом ИОС проведена успешно |
«В гости к леснику» | ИОС-путешествие | Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателях Уточнить представления детей о жизни диких животных леса. Формировать обобщенное представление о профессии лесник Формировать представление о строение дерева и разнообразии листьев Закрепить правила поведения в лесу Воспитывать бережное отношение к природе, бережно относится к живым объектам Формирование основ безопасного поведения в природе. | Прогулка в 1 половине дня | Для проведения данной ИОС необходима была длительная подготовка и привлечение дополнительного числа участников. Но так, как присутствовали «реальные» герои детям было очень интересно принять участие в предлагаемой игре. Они были активны, отвечали на вопросы и выполняли задания с удовольствием. |
«Невероятная экспедиция или путешествие в страну растении» | ИОС-путешествие | Цель: Развивать у детей познавательно – творческие способности в процессе разрешения специально – моделируемых ситуаций. Задачи: Дать детям элементарные представления о растительном мире. Обобщить и дополнить знания детей о растениях. Формировать представления о ярких индивидуальных особенностях внешнего вида растении. Расширять представления о способах правильного отношения к растениям. Развивать у детей способность к мыслительным операциям. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Прогулка в 1 половине дня | ИОС прошла успешно, так как запланированы и реализованы разные виды деятельности. Дети были заинтересованы в выполнении заданий педагога. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. |
«В гости к лесным зверятам» | ИОС с игрушками аналогами | Задачи: Расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных (лисы, медведя, зайца, ежа, волка) и среде обитания Воспитывать бережное отношение к животным, отзывчивость, доброжелательность. | 2 половина дня | Педагог старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия. Дети успешно выполняли предложенную им деятельность, формулировали ответы на вопросы, с увлечением принимали участие в ИОС. |
«Поможем насекомым» | ИОС– иллюстрации с элементами ИОС-упражнения | Задачи: Образовательные: расширять и закреплять знания детей о насекомых; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые» воспитывать доброе отношение к насекомым. | 1 половина дня | ИОС прошла динамично, и включало в себя приемы, которые предусматривали смену деятельности. Дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли, были заинтересованы, активны и внимательны, чувствовали себя комфортно.. |
«Царица-водица» | ИОС- путешествие | Задачи: формировать целостную картину окружающего мира развивать любознательность прививать интерес к окружающему миру уточнить и расширить представления детей о воде, о роли воды в жизни человека и живых организмов, познакомить с понятиями «эксперимент». дать представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения, а также познакомить с основными методами очистки воды воспитывать бережное отношение к воде и общую экологическую культуру прививать желание заботиться о своём здоровье знакомить с мерами охраны водоёмов от загрязнений обогащать знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений. | 1 половина дня | Различные виды деятельности способствовали быстрому повторению и закреплению материала. Материал для был подобран по возрасту, соответствовал психологическим особенностям детей и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. |
«В гости к Алладину» | ИОС- путешествие | Задачи: Сформировать представление о природной зоне африканской пустыни Расширять знания о растении финиковой пальмой (название, внешний вид, значение для людей и животных, живущих в пустыне) | 2 половина дня | ИОС была результативной. Выбранные методы обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. В процессе проведения ИОС дети были заинтересованы, внимательны и организованы |
Основываясь на полученных данных нами был разработан план реализации игровых обучающих ситуаций для детей старшей группы. По плану было разработано 11 игровых обучающих ситуаций, из них: 7 ИОС-путешествия, 2 ИОС – иллюстрации, 1 ИОС с использованием игрушек аналогов, 1 ИОС – проблемы. В ходе проведения ИОС дети были активны, заинтересованы в предлагаемой деятельности, участвовали в обсуждениях и строили умозаключения.
Использование игровых обучающих ситуаций предполагалось в следующих видах деятельности детей: на занятиях, прогулках, во время игр.
После реализации разработанных игровых обучающих ситуаций:
- дети стали проявлять интерес к объектам природы желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за цветами и рыбками не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни;
- на занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых;
В связи с этим, мы можем сделать вывод о том, что практико-ориентированные задания, а именно игровые обучающие ситуации являются эффективными при реализации экологического образования в ДОУ.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Использование игровых обучающих ситуаций в процессе ознакомления детей с объектами природы должно носить систематический и специально-организованный характер.
Цель нашего исследования заключалась в изучении возможностей практико-ориентированных заданий, а именно игровых обучающих ситуаций, в процессе ознакомления старших дошкольников с объектами природы.
В первой главе представлен анализ используемых воспитателями ДОУ форм организации деятельности детей при ознакомлении их с объектами природы. Среди них мы выделили: НОД, экологические акции и праздники, экскурсии, проектные работы. Однако так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то, наиболее эффективными формами являются игровые обучающие ситуации. Так же нами было изучено содержание практико-ориентированных занятий, используемых в ДОУ и предложены наиболее эффективные технологии для их реализации, такие как: проектная, игровая, исследовательская и «ТРИЗ». Кроме этого, мы изучили методику организации ИОС в условиях ДОУ, охарактеризовали основные виды ИОС.
Во второй главе представлены результаты анкетирования воспитателей МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11». Для проведения исследования нами была составлена анкета «Эффективные методы и формы формирования представлений об объектах природы». В исследовании приняли участие 17 педагогических работников.
Проведенное нами исследование показало, что педагогические работники детского сада реализуют экологическое образование через проведение практико-ориентированных занятий. Активно используют игры, экологические акции и праздники. Игровые обучающие ситуации как форма практико-ориентированных занятий так же широко используется при ознакомлении детей с объектами природы. Абсолютное большинство респондентов используют ИОС при ознакомлении детей с объектами природы и наиболее эффективными считают такие типы ИОС, как: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС – путешествия, ИОС – иллюстрации.
Так же, во второй главе проведен анализ образовательной программы МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11». Данный анализ позволил нам определить основное содержание и планируемые результаты по экологическому образованию дошкольников при реализации программы «Мир открытий».
Мы выяснили что экологическое образование в ДОУ должно быть ориентировано на решение таких задач:
- формирование навыков экологически безопасного поведения;
- формирование умений, связанных с наблюдением за объектами природы;
- формирование системы элементарных экологических знаний;
- формирование ценностного отношения к объектам природы и бережного отношения к миру природы;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Практической ценностью данной работы является предложенный план проведения ИОС для детей старшей группы. Все предложенные ИОС являются хорошим инструментарием для ознакомления детей с объектами природы, и могут быть использованы педагогическими работниками ДОУ в профессиональной деятельности.
Таким образом, мы можем говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: использование практико-ориентированных заданий будет более эффективным в процессе ознакомления старших дошкольников с объектами природы, если при этом будут использованы игровые обучающие ситуации.
Список литературы
-
Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.6 -
Головина Б. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей. – М.: Изд. «Издательские решения», 2017 -
Грецкая Ю. П. Концепции экологического воспитания по С. Н. Николаевой / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — с. 37-39. -
Ильичева Э.В. «Практико-ориентированный подход в сопровождении ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-praktiko-orientirovannyi-podkhod-v-sop.html -
Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56с. -
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5. -
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с. -
Концепция непрерывного экологического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agroecoinfo.narod.ru/html/ russian /Obras/f2_1.html -
Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание - 2007-№10-108-112с. -
Мищенко Л.Н. «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ detskiy-sad/raznoe/2018/06/12/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse-dou -
Николаева С. О новых подходах к экологическому образованию // Дошкольное воспитание. – 2008 – № 12 – С. 51 – 54 -
Николаева С.Н. , Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном и Д , 2008- 136с. -
Образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой -
Ольга Савченко Инновационный опыт обеспечения преемственности практико-ориентированного образования в ДОУ и начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/inovacionyi-opyt-obespechenija-premstvenosti-praktiko-orientirovanogo-obrazovanija-v-dou-i-nachalnoi-shkole.html -
Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с. -
Понятие экологического образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://a-portal.moreprom.ru/pages+view+117.html -
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -
Проект Федерального закона n 90060840-3 «Об экологической культуре» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lawmix.ru/lawprojects/64844 -
Психология: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 13 издание - М., Издательский центр «Академия», 2015. - 496 с. -
Решетникова О.В. "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6792 -
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001-374с. -
Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М.: Эксмо, 2007 – 231 с. -
Рябенко В. Формы организации экологического образования дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magref.ru/formyi-organizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov -
Серкин В. П., Штроо В. А. Теория решения изобретательских задач возвращается в практику обучения персонала // Организационная психология, 2017. Т. 7. № 1. С. 119-123/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orgpsyjournal.hse.ru -
Храмцова О.А. практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/praktikoorientirovannie_zadaniya_kak_sredstvo_povi_1802 51.html -
Чернобровкин В.А. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6 – С. 261-265 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37068 -
Щукина О.Л. «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством организации активного сотрудничества педагогов, детей, родителей и социальных партнёров МБДОУ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/praktikoorientirovannaya-deyatelnost-sovershenstvovanie-razvivayuschey-predmetnoprostranstvennoy-sredi-v-detskom-sadu-posredstvo-1873353.html
Приложение 1
Анкета «Эффективные методы и формы формирования представлений об объектах природы»
Цель: определение эффективных методов и форм формирования представлений об объектах природы, применяемых в ДОУ.
Инструкция: прочитайте предложенные вопросы, выберите вариант(-ы), в большей степени подходящий(-щие) Вам.
-
Ваш педагогический стаж составляет
А) 0-3 года
Б) 3-5 лет
В) 5-10 лет
Г) более 10 лет
2. Выберите формы, которые Вы используете чаще всего при ознакомлении дошкольников с объектами природы
А) Занятия
Б) Экскурсии
В) Прогулки
Г) Работа в уголке природы
Д) Акции
Е) Экологические праздники
Ж) Игры
3. Выберите наиболее эффективные на Ваш взгляд формы ознакомления детей с природой
А) Занятия
Б) Экскурсии
В) Прогулки
Г) Работа в уголке природы
Д) Акции
Е) Экологические праздники
Ж) Игры
4. Знакомо ли Вам понятие «Игровые обучающие ситуации»
А) Да, знакомо
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
5. Используете ли Вы игровые обучающие ситуации при ознакомлении детей с объектами природы
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
6. Выберите типы игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые Вы используете чаще (не более трех)
А) ИОС с игрушками-аналогами
Б) ИОС с литературными персонажами
В) ИОС – путешествия
Г) ИОС – иллюстрации
Д) ИОС – упражнения
Е) ИОС – проблемы
Ж) ИОС – оценки