Файл: Закона 900608403 Об экологической культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму. В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе [21].

Воспитатель в этой игре выполняет главную роль- экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект [15].

Таким образом, используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают эффективность формирования знаний и умений в области экологического образования, способствуют сближению детей, проявлению интереса к обсуждаемым вопросам, желание узнать больше о предмете изучения. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи, что в дальнейшем ведет к успешной самореализации.




Глава II Практическая часть

2.1. Анализ способов ознакомления детей с объектами природы на примере МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11»

Цель: определение эффективных методов и форм формирования представлений об объектах природы, применяемых в ДОУ.

Метод: Анкетирование с использованием анкеты «Эффективные методы и формы формирования представлений об объектах природы» (Приложение 1)

Участники: 17 педагогических работников детского сада

База исследования: МДОУ ЦРР «Увинский детский сад»

Анкета включает в себя шесть вопросов:

  1. Ваш педагогический стаж составляет

2. Выберите формы, которые Вы используете чаще всего при ознакомлении дошкольников с объектами природы

3. Выберите наиболее эффективные на Ваш взгляд формы ознакомления детей с природой

4. Знакомо ли Вам понятие «Игровые обучающие ситуации»

5. Используете ли Вы игровые обучающие ситуации при ознакомлении детей с объектами природы

6. Выберите типы игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые Вы используете чаще (не более трех)

1. В анкетировании приняли участие 94,2% педагогических работника со стажем более 10 лет, и 5,8% - со стажем работы от 3 до 5 лет.

2. Формы, которые используют воспитатели, при ознакомлении воспитанников с объектами природы, можно увидеть ниже (Рис. 1).



Рис.1 Формы, которые респонденты используете чаще всего при ознакомлении дошкольников с объектами природы
3. Наиболее эффективные формы работы, по мнению воспитателей, при ознакомлении с природой отображены на рисунке (Рис. 2).



Рис.2 Наиболее эффективные по мнению респондентов формы ознакомления детей с природой
4. В связи с тем, что абсолютное большинство респондентов имеют стаж педагогической деятельности более 10 лет, все они знакомы с понятием «Игровой обучающей ситуации».

5. Большинство участников анкетирования – 88,5% – используют ИОС при ознакомлении детей с объектами природы.

6. Игровые обучающие ситуации, наиболее часто используемые педагогами ДОУ, можно увидеть ниже (Рис. 3)




Рис.3 Типы игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые наиболее часто используют респонденты

Результаты анкетирования позволяют нам сделать вывод о том, что наиболее часто используемыми формами при ознакомлении дошкольников с объектами природы являются: по мнению 18,4% респондентов – занятия, 17,3% выделяют прогулки, 16,2% участников используют игры при ознакомлении дошкольников с объектами природы. В меньшей степени воспитатели используют такие формы, как акции, экологические праздники – 14% и экскурсии 11,8%.

Наиболее эффективными в экологическом образовании дошкольников по мнению воспитателей являются игры, занятия и акции. Экскурсии, экологические праздники и работа в уголке природы так же отмечены как достаточно эффективные. Прогулки по мнению большинства опрошенных не являются эффективной формой для ознакомления детей с природой.

Проведя анализ данных, можно сделать вывод о том, что воспитатели не в полной мере используют те формы, которые считают эффективными. Возможно это связано с тем, что для реализации некоторых эффективных форм (акции, экологические праздники, экскурсии) необходимо активное привлечение родителей дошкольников.

По полученным данным, мы можем выделить наиболее часто используемые типы ИОС. К ним относятся:

ИОС с игрушками-аналогами

ИОС с литературными персонажами

ИОС – путешествия

ИОС – иллюстрации

Типы ИОС, используемые реже:

ИОС – упражнения

ИОС – проблемы

ИОС – оценки

Это связано с тем, что менее используемые типы ИОС актуальны для использования только в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, в условиях ДОУ при реализации экологического образования воспитатели чаще используют те формы работы, которые не нуждаются в дополнительной проработке и организации, а также не зависят от финансовых условий. Игровые обучающие ситуации активно используются в процессе ознакомления детей с объектами природы.

2.2 Изучение образовательной программы МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11» по формированию представлений об объектах природы

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». Речь идет лишь о развитии первичных представлений о планете Земля, об особенностях ее природы, об освоении ребенком начальных знаний о природном мире, элементарных представлений из области живой природы, естествознания. Не используется термин «экология» и в Примерных образовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Успех», «Мир открытий»).


Одна из задач ФГОС ДО сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия... мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.

Таким образом, основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №11», составленная для детей 2-7 лет на основе Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой, должна отражать в своем содержании программные задачи, обеспечивающие экологическое образование дошкольника.

Проведя анализ данной программы, мы можем сформулировать цель экологического образования таким образом: цель экологического образования и планируемый результат процесса экологического развития детей заключается в становлении формировании первичных представлений о том, что в природе все взаимосвязано, а человек — часть природы, а также о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний;

- развитие познавательного интереса;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;

- формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Знакомство детей с объектами природы в процессе реализации образовательной программы «Мир открытий» происходит в рамках двух образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие. Рассмотрим содержание этих областей боле подробно на примере старшей возрастной группы.