Файл: Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления
1.2 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Следующей проблемой является политическая пассивность населения муниципальных образований.
Создать местное самоуправление законодательно оказалось намного быстрее, чем внедрить его на практике. Данный процесс требует более длительного периода времени и не может быть осуществлен по инициативе сверху в короткие сроки чьим-то волевым усилием.
Местное самоуправление должно вырасти из процесса усиления гражданской заинтересованности, ответственности и солидарности, активно участвующих в решении вопросов местного значения, различных групп и объединений жителей. Необходимо, чтобы сформировалась готовность населения включиться в работу соответствующих органов, сначала территориального общественного самоуправления, а затем муниципального управления и местного самоуправления [9, с. 358].
В целом вовлечение граждан в процесс самоуправления предполагает осуществление органами муниципального образования следующих действий:
- создание условий для участия населения в принятии решений;
- предоставление гражданами права принимать решения, затрагивающие их права и интересы;
- замену властных методов воздействий на методы взаимодействия и сотрудничества;
- создание базовой для развития местного самоуправления системы органов территориального общественного самоуправления и т.д.
Принятие законодательства о местном самоуправлении не означает моментального перехода к новому режиму деятельности территориального коллектива. Оно может только создать условия для длительного процесса самоорганизации народа, а пока у большинства сограждан отсутствуют самоуправленческие навыки [7, с. 112].
Для вовлечения населения в процесс местного самоуправления необходима информационная открытость в работе органов местного самоуправления и подконтрольность населению всех ресурсов, используемых органами и должностными лицами муниципальных образований.
У любого жителя муниципального образования должно быть право задать вопрос по существу любых публичных расходов, осуществляемых местной властью, и этому праву должна корреспондировать обязанность (подкрепленная санкциями) соответствующих органов или должностных лиц местного самоуправления дать соответствующий ответ, объяснение [17].
Для реализации информационной открытости работы органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления возможно заимствование опыта США о предоставлении информации населению низовыми местными общественными ассоциациями, содержащейся в информационных письмах.
Этот метод обмена информацией и распространения знаний о возможностях населения относительно участия в общественном самоуправлении позволяет информировать граждан о процессах, происходящих на территории, путем эффективной работы общественных ассоциаций. Кроме этого проводятся образовательные сессии для лиц, представляющих интерес микрорайона (например, о порядке обращения в органы местной власти, о возможностях участия жителей в определении городской политики); регулярно осуществляются опросы населения. На основе полученных результатов разрабатывается план развития района [11, с. 35].
Представляется обоснованным, что и на территории Российской Федерации массовое обучение жителей местному самоуправлению как новому образу жизни должно стать обязанностью всех уровней власти и управления. Однако данное обучение должно сопровождаться широкой правоприменительной практикой.
Кроме того, проблемой формирования местного самоуправления как самостоятельного звена единой системы власти в государстве является отсутствие финансовой стабильности. Так, финансирование муниципальных образований происходит за счет средств, поступающих из центра и субъектов в виде отчислений от федеральных и региональных налогов, дотаций и субвенций.
При этом в бюджетном устройстве России местные налоги образуют незначительную часть в доходах собственных бюджетов. В соответствии с действующим законодательством только земельный налог и налог на имущество физических лиц полностью поступают в местные бюджеты. Эти налоги стабильны в своих поступлениях, но отличаются низкой мобильностью налоговой базы.
Следующая проблема связана с непропорциональным распределением финансовых средств между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Г.Ф. Скрипкин предлагает решить ее, реализовав принцип бюджетного федерализма, путем равномерного распределения доходов между тремя уровнями (Россия – субъект Федерации – местное самоуправление) в соотношении 1:3 [12, с. 63].
Представляется обоснованным, что именно такое распределение доходов в состоянии разрешить проблему дефицита денежных средств на территории муниципального образования.
Местный налог на недвижимость, по мнению ряда экономистов, будет эффективным механизмом стимулирования инвестиций в объекты недвижимости, развития муниципальной инфраструктуры и контроля за операциями с недвижимостью.
Представляется обоснованной полная передача единого налога на вмененный доход на местный уровень, так как в отдельных муниципальных районах розничная торговля - основной и стабильный источник налоговых поступлений [6, с. 149].
Значимой проблемой является передача муниципальным образованиям государственных функций с необходимыми для их выполнения финансовыми ресурсами. Фактически функции передаются, а средства для их реализации – нет. В этой связи целесообразно привлекать к ответственности должностных лиц, которые, передавая подобные полномочия, не передают финансовые ресурсы для реализации этих полномочий.
Подводя итоги вышеизложенного, решить обозначенные проблемы возможно путем принятия федерального закона, регламентирующего принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.
Повышение уровня политической культуры населения, формирование его политической активности в решении вопросов местного значения возможно посредством его вовлечения в процесс принятия решений по вопросам обеспечения жизненно важных интересов муниципального образования.
Финансовой самостоятельности муниципального образования будет способствовать перевод в местные налоги налога на недвижимость и единого налога на вмененный доход для всех видов деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что существуют разные формы взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. При этом их можно подразделить на три группы, в зависимости от того, кто является инициатором такого взаимодействия:
1) по инициативе государственных органов власти Российской Федерации (в рамках контроля, расширения полномочий местных органов власти на основании их наделения отдельными государственными полномочиями, содействия местным властям в осуществлении их деятельности и т.д.);
2) по инициативе органов местного самоуправления (реализация права законодательной инициативы, обращения в различные государственные органы и т.д.);
3) по инициативе органов государственной власти и местного самоуправления (участие в заключении договоров, создание различных консультативных, совещательных и координационных органов и т.п.).
Наиболее распространенной формой взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления, которая обозначена в российских законах и уставах муниципальных образований, является заключение договоров и соглашений о взаимодействии.
Порядок заключения таких договоров, как правило, регулируется законами субъектов Российской Федерации. В федеральном законодательстве в основном отсутствуют правила и нормы, непосредственно предписывающие такое взаимодействие. Законодательно закреплена независимость государственных и муниципальных органов власти в установлении форм осуществления закрепленной компетенции. Это позволяет предположить, что взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления должно основываться на договоре.
Основными проблемами во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления можно назвать:
- при установлении полномочий органов местного самоуправления в региональном законодательстве необходимо уточнять, какие именно действия предпринимаются органами местного самоуправления в различных сферах функционирования;
- при разграничении полномочий, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования, «поделить» компетенцию необходимо таким образом, чтобы каждый круг вопросов предоставления услуг власти населению решался самым эффективным образом;
- для исполнения конституционных установлений в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями необходимо уточнение и установление собственных полномочий местного самоуправления для каждого его уровня;
- при формировании финансовой основы местного самоуправления в контексте взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления требуют решения два вопроса: как наиболее рационально разделить источники доходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами и каковы процедуры взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.
Нормативно-правовая база наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями создана во многих субъектах Российской Федерации.
Таким образом, развитие института местного самоуправления должно являться одним из основных направлений государственного строительства, а также важнейшим фактором, способным оказать существенное влияние на дальнейшее развитие федерализма в России.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020)
- Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
- Бондарь Н.С. Местное самоуправление. Учебник / Н.С. Бондарь. - М: Юрайт, 2017. - 386 с.
- Василевич С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
- Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
- Захаров Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
- Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. - М.: КноРус, 2018. - 294 c.
- Муниципальное право России. Учебник / Под ред. Кокотов А. Н. - М: Юрайт, 2019. - 460 с.
- Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 c.
- Остапец О.Г. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области) / О.Г. Остапец // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 1. - С. 33-37.
- Фролова Е.В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности / Е.В. Фролова // Социологические исследования. - 2016. - № 4. - С. 59-64.
- Чаннов С.Е. Муниципальное право. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С.Е. Чаннов. - М: Юрайт, 2019. - 302 с.
- Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
- Евстигнеева В.А. Процессы становления местных органов власти в России // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1. [Электронная база]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77749 (дата обращения: 29.11.2020)
- Коротина К.С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование // Вопросы экономики и управления. - 2017. - № 4. - С. 10-12. [Электронная база]. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2796/ (дата обращения: 28.11.2020)
- Лабутина И.В. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в России по социально-экономическому развитию муниципальных образований // Политика, государство и право. - 2016. - № 2 [Электронная база]. URL: http://politika.snauka.ru/2016/02/3708 (дата обращения: 23.11.2020).
- Эскиев М.А. Местное самоуправление как основа конституционного строя // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 654-657. [Электронная база]. URL: https://moluch.ru/archive/116/31439/ (дата обращения: 25.11.2020)