Файл: Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления
1.2 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Органы государственной власти:
- устанавливают государственную защиту и обеспечивают гарантии самостоятельности местного самоуправления;
- помогают в хозяйственно-финансовом отношении;
- осуществляют государственно-правовое регулирование;
- определяют государственную политику развития местного самоуправления;
- осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответственность [12, с. 59].
Государство, признавая местное самоуправление, взаимодействуя с ним, в свою очередь, также оказывается под его влиянием. В РФ можно назвать такие средства воздействия местного самоуправления на государственную власть и гарантии в отношениях с нею, как:
- обращение органов и должностных лиц местного самоуправления к государственным органам, порождающее обязанность их рассмотрения и принятия необходимых мер;
- обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления - в рамках нормативно установленных их предметов ведения и полномочий - для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также государственными органами;
- право законодательной инициативы представительных органов местного самоуправления в представительном органе государственной власти субъекта РФ; право на судебную защиту от действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права местного самоуправления [16, с. 10];
- участие местного самоуправления в избирательном процессе при формировании органов государственной власти и проведении референдумов (общефедеральных или региональных);
- выполнение органами местного самоуправления переданных им законом отдельных государственных полномочий [5, с. 57].
Решающая роль государства в установлении и регулировании местного самоуправления обеспечивает реализацию местного самоуправления на государственно-правовых началах и одновременно свидетельствует о наличии в самой государственности самоуправленческих элементов.
Статья 19 ФЗ устанавливает, что наделение органов местного самоуправления осуществляется:
- федеральными законами и законами субъектов РФ - отдельными государственными полномочиями РФ;
- законами субъектов РФ - отдельными государственными полномочиями субъектов РФ [17].
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам [11, с. 34].
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.
Срок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:
- на неограниченный срок;
- на срок действия этих полномочий, если данные полномочия имеют определенный срок действия.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов [7, с. 102].
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий [17].
Федеральные законы, законы субъектов РФ, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.
Также необходимо отметить, что устойчивость любой общественно-полезной деятельности обеспечивается принципами, на которые ориентируются органы публичной власти при реализации своих полномочий.
Под принципами права в юридической литературе понимаются основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, его развития и функционирования.
В системе общих принципов ведущими являются конституционные принципы, то есть общие руководящие начала конституционно-правового регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулирования.
Специальными принципами следует признавать принципы, которые являются ориентирами для отдельных направлений взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [9, с. 273].
В группу общих принципов можно отнести:
- принципы самостоятельности как государственной власти, так и местного самоуправления;
- организационной обособленности, равноправия, согласованности, взаимной заинтересованности;
- осуществления совместной деятельности в интересах населения;
- достаточности и объединения финансовых и материальных ресурсов для реализации полномочий органов публичной власти;
- целенаправленности деятельности;
- ответственности органов государственной власти и местного самоуправления перед населением;
- гласности и судебной защиты [2].
Выделение этих принципов возможно в силу единства природы и целеполагания органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Далее рассмотрим формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления более подробно.
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Форма взаимодействия в научных исследованиях рассматривается как «вид взаимодействия участников». К понятию «формы» относятся также способы и механизмы, благодаря которым возможна слаженность действий участников такого взаимодействия, поэтому можно также говорить о том, что формы взаимодействия – это вид связи участников взаимодействия на основании принятия решений и осуществления деятельности, нацеленной на достижение единого конечного результата [5, с. 264].
Обобщая точки зрения различных исследователей в области муниципального права, можно выделить следующие формы взаимодействия:
1. Внедрение правового регулирования со стороны государственных органов в сферу ведения местных органов власти.
В частности, федеральные законы урегулировали вопросы, связанные с определением главных гарантий избирательных прав, процедурами государственной регистрации уставов муниципальных образований и предоставления муниципальных услуг, передачей объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и др.
Региональные законы определяют установление границ муниципальных образований, их вид, закрепление наименований органов местного самоуправления, организацию муниципальных выборов, иных форм осуществления местного самоуправления, и т.д. [13, с. 128].
2. Осуществление координирования и согласования работы органов государственной власти и местного самоуправления (в первую очередь, заключение различных соглашений, направленных на разрешение общих задач в области совместной реализации полномочий) [12, с. 61].
3. Применение мер государственной поддержки муниципального уровня:
1) принятие федеральных и региональных программ в области развития местного самоуправления на соответствующей территории;
2) принятие модельных законов и подзаконных актов для обеспечения единообразия в регулировании муниципально-правовых отношений
3) предоставление органам местного самоуправления межбюджетных трансфертов и иных ресурсов в целях реализации вопросов местного значения;
4) участие органов государственной власти в профессиональном обучении, переподготовке, повышении квалификации муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления;
5) оказание методической помощи на местном уровне [17].
4. Реализация органами государственной власти мероприятий, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением законности в границах муниципальных образований:
1) государственная регистрация уставов муниципальных образований территориальными органами Министерства юстиции РФ в субъектах Российской Федерации;
2) ведение государственного реестра уставов муниципальных образований и государственного реестра государственных и муниципальных услуг;
3) осуществление контроля за работой органов местного самоуправления, в первую очередь, в бюджетной сфере;
4) возмещение органам местного самоуправления дополнительных расходов, если таковые имели место при принятии решений на федеральном или региональном уровне;
5) деятельность Прокуратуры Российской Федерации;
6) несение органами местного самоуправления и их должностными лицами ответственности перед государством в лице органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) ведение переговоров и использование согласительных процедур в случае возникновения конфликтов и разногласий между государственным и местным уровнями [10, с. 341].
5. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Неотъемлемой частью функционирования органов местного самоуправления является исполнение ими своих прямых обязанностей, установленных соответствующим федеральным законом, а также иных полномочий, не отнесенных к вопросам местного значения. Такими вопросами являются отдельные государственные полномочия, передаваемые местному самоуправлению.
Основная миссия местного самоуправления – содействие самостоятельному и независимому решению жителями муниципальных образований вопросов местного значения [14, с. 193].
Таким образом, если достаточно широко смотреть на проблематику взаимодействия государственных и местных органов, необходимо понимать, что на современном этапе развития политической системы общества, характеризующейся все более сложными связями и отношениями, жизненно важным представляется уяснение и повышение эффективности форм государственно-общественных отношений и развитие института местного самоуправления.
2.3 Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
На современном этапе развития местного самоуправления, специалистами неоднократно обращалось внимание на пробелы в законодательном регулировании взаимодействия органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Политическая составляющая проблемы взаимодействия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления заключается в том, что статус субъектов местного самоуправления реализуется в совокупности властных полномочий, которыми они наделяются органами государственной власти.
Объем властных полномочий - предмет острых противоречий и конфликтов между местными и региональными органами. Суть противоборства состоит в том, что муниципальная власть пытается противопоставить себя всем остальным органам власти, а субъект государственной власти стремится подавить своего «муниципального оппонента» [6, с. 143].