Файл: Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления
1.2 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Местная администрация входит в систему органов местного самоуправления в муниципальных образованиях любого типа, включая малые поселения с численностью избирателей менее 100 человек. Порядок формирования и полномочия местной администрации, способы ее взаимодействия с другими муниципальными органами, подотчетность и подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности администрации определяются уставом муниципального образования.
2. Полномочия (права, обязанности) местной администрации.
Органы местного самоуправления имеют свое поле деятельности, воздействуют согласно своим функциям и задачам на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления [18, с. 656].
Основные полномочия местной администрации (органа управления муниципального образования) в рамках компетенции связаны с:
- исполнением решений представительного органа и главы муниципального образования;
- формированием и исполнением местного бюджета;
- управлением муниципальной собственностью;
- решением хозяйственных и оперативных задач на территории муниципального образования.
Местная администрация является, как правило, главным распорядителем бюджетных средств в малых поселениях. Полномочия местной администрации определяется уставом муниципального образования, однако они не могут быть меньше, чем это определено федеральными законами и кодексами РФ. Объем полномочий местной администрации зависит от вида муниципального образования, в том числе от наличия или отсутствия у муниципального образования переданных отдельных государственных полномочий [14, с. 217].
3. Конституционно-правовая ответственность местной администрации.
Ответственность местной администрации определяется с учетом ее функционального предназначения по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий. Причем, законодатель не рассматривает ответственность самой местной администрации, упоминая лишь ее главу.
Главе местной администрации подконтрольны и подотчетны органы местной администрации. Он назначает и освобождает от должности их руководителей [6, с. 94].
Основными полномочиями главы местной администрации являются:
1) определение основных направлений деятельности органов местной администрации, бюджетных ассигнований на их деятельность;
2) право отменять их акты в случае противоречия последних законодательству, уставу муниципального образования, решениям представительного органа, актам главы местной администрации [4, с. 168].
В структуру местной администрации входят и вспомогательные подразделения, которые не обладают властными полномочиями, а предназначены для обеспечения деятельности администрации в сфере документооборота, в получении, обработке и оформлении соответствующей информации либо осуществляют организационно-техническое обслуживание администрации.
В структуре местной администрации для предварительного обсуждения и решения важных вопросов местного значения может быть образован совещательный коллегиальный орган. В состав этого органа входят глава администрации, его заместители, руководители отраслевых и территориальных органов, вспомогательных подразделений [15].
В администрациях крупных муниципальных районов и городских округов (с численностью населения более 100 тысяч человек) образуются территориальные органы.
Таким образом, в настоящее время в связи с ростом значимости муниципального хозяйства центр тяжести исследований экономики перемещается с вопросов размещения производства на проблемы повышения эффективности управления муниципального образования.
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления
К числу правовых источников местного самоуправления относятся как международные, так и национальные нормативные правовые акты:
- Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным Законом РФ от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) [9, с. 26].
На рис. 2 представлена нормативно-правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации.
Нормативные правовые акты РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права
Международные правовые документы
Правовая основа МСУ
Уставы МО
Федеральные законы
Указы и распоряжения Президента РФ
Федеральные конституционные законы
Конституция РФ
Международные договоры РФ
Нормативные правовые акты субъектов РФ
Правовые акты главы МО, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления
Муниципальные правовые акты
Рисунок 2 - Нормативно-правовая основа местного самоуправления [10, с. 61]
Таким образом, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на четыре группы:
1. Международные нормативно-правовые акты, среди которых важнейшее место занимает Европейская хартия о местном самоуправлении от 1985 года.
2. Нормативно-правовые акты федерального значения, затрагивающие вопросы местного самоуправления.
Указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления Конституционного Суда РФ также регулируют отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления [18, с. 654].
3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.
4. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления решают вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования. От качественного исполнения органами местного самоуправления своих полномочий зависит эффективность разрешения насущных повседневных задач, стоящих перед ними [15].
В Федеральном законе № 131-ФЗ дается определение вопросов местного значения. Под ними понимаются вопросы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Вопросы местного значения решаются в соответствии с действующим законодательством населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Определение понятия «полномочия» в российском законодательстве отсутствует, однако оно широко используется во многих нормативных правовых актах, начиная с Основного закона государства, иных федеральных конституционных законах, федеральных законах, и заканчивая муниципальными правовыми актами.
Под полномочиями местного самоуправления следует понимать закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований [9, с. 73].
Так, Конституция Российской Федерации закрепляет полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения, и предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статьи 12, 132 соответственно) [1].
Федеральный закон № 131-ФЗ непосредственно содержит перечни вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления различного типа муниципальных образований (ст.17, ст.18, гл.4, гл.5, гл.10), а также возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов (ч. 2 ст. 19) [2].
Анализ закрепленных полномочий органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что их круг достаточно широк, а формулировка полномочий не способствует их правильному однозначному толкованию. Вопросы возникают не только у самих органов местного самоуправления, но и у простых обывателей.
Пробельное и нечеткое правовое регулирование порождает проблемы в правоприменительной практике органов местного самоуправления по реализации своих собственных полномочий, а также переданных государственных полномочий.
Полномочия органов местного самоуправления по охране общественного порядка содержится в ст. 132 Конституции РФ. В Федеральном законе №131-ФЗ эти полномочия тоже отражено, но в самом общем виде.
Согласно Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 31.12.2017г.) органы местного самоуправления оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин (п. 2 ст. 6).
Указанная норма носит отсылочный характер, поскольку предусматривает, что свои полномочия в сфере охраны общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ.
Однако базовый закон о местном самоуправлении не раскрывает полномочия по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. Иные акты в этой сфере тоже не дают представления, в чем конкретно она должна выражаться [4, с. 172].
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 18.03.2020) содержит перечень полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму (п. 3 ст. 5). При этом говорится, что каждый из указанных органов действует в пределах своих полномочий, однако механизм разграничения полномочий между органами публичной власти закон не предусматривает [13, с. 49].
Безусловно, имеется еще ряд федеральных законов, в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возлагаются различные полномочия. В базовый закон о местном самоуправлении регулярно вносятся изменения, в том числе касающиеся компетенционной основы местного самоуправления, несмотря на это, правовое регулирование в части закрепления полномочий за органами местного самоуправления не совершенно.
Глава 2. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.1 Сущность и принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].