Файл: Взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления
1.2 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
2.2 Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время все большое внимание в современной российской правовой науке уделяется рассмотрению вопроса взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. До сих пор нет единой концепции форм, содержания и принципов их взаимодействия.
Конституция Российской Федерации организационно отделила местные органы власти от государственных органов, установив, что местные органы власти не являются частью системы государственных органов и независимо решают вопросы местного значения (ст. 12, 132). В то же время есть определенные формы взаимодействия местных органов власти и государственных органов, основанные на федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
Как итог длительного процесса реформирования в Российской Федерации сложилась разноуровневая вертикаль власти: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Помимо этого, четкое разделение данных структур имеет место «по горизонтали». Здесь, хотя и нет прямого соподчинения, однако различные органы разграничиваются по критерию осуществления властных полномочий и компетенции. В первую очередь, это относится к исполнительным органам [3].
Статья 8 Европейской хартии местного самоуправления определяет, что любой административный контроль над органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа соответствовала важности интересов, которая включает в себя это вмешательство для защиты [2].
При этом необходимым условием эффективности государственного контроля над местной властью является его адекватность.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических и прикладных аспектов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и полномочия органов местного самоуправления;
- определить функции местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;
- изучить нормативно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления;
- исследовать сущность и принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- выделить формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проанализировать направления совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Объектом исследования является государственное и муниципальное управление.
Предмет – взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Исследование выполнено на основе работ таких специалистов, как: Р.В. Бабун, Н.С. Бондарь, Н.С. Гегедюш, С.А. Мельков, С.Ю. Наумов, С.Е. Чаннов, В.В. Яновский и др., а также учебной и периодической экономической литературы, данных сети Интернет.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: анализ и синтез, аналитический, сравнительный, системный, обобщение, анализ статей.
Вышеизложенные задачи обусловили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности органов местного самоуправления
1.1 Структура и полномочия органов местного самоуправления
Термин «орган местного самоуправления» относится к конституционным терминам – он используется в статьях Конституции РФ.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020) определение этого термина изложено в следующей редакции: органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2].
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ред. от 31.07.2020) дает следующее определение: органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [9, с. 127].
Таким образом, органы местного самоуправления – это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, каковыми, по сути, являются муниципальные образования.
Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наличие представительного органа, главы и администрации муниципального образования является обязательным. Их наименования устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.
Полномочия местного самоуправления конкретизируются в правах населения на реализацию регионального самоуправления, а также в правовых статусах различных региональных образований, их коллегиальных органов и должностных лиц. Федеральным законодательством регламентировано, что государственной властью обеспечивается комплекс гарантий прав населения на реализацию местного самоуправления [10, с. 31].
Под его полномочиями понимают комплекс закрепляемых нормативов и обязанностей, необходимых для выполнения функций и различных задач местного самоуправления.
Они включают:
- полномочия, признаваемые за местным самоуправлением государством и обеспечивающие самостоятельное разрешение населением разнообразных вопросов регионального значения.
Основную долю упомянутых полномочий реализуют органы местного самоуправления, поэтому они выступают составным элементом компетенций муниципальных органов;
- отдельные конкретизированные государственные полномочия, делегированные законодательными актами [6, с. 57].
Важнейшим условием эффективности деятельности органа муниципального управления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов [14, с. 29].
Нормы законодательства предусматривают следующие ключевые варианты структур органов самоуправления
- главы образований избираются населением и возглавляют представительные органы, упомянутые органы выбираются населением, что касается глав администраций, то они назначаются по контрактам;
- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются населением и возглавляют местные администрации;
- представительные органы выбираются населением, главы образований избираются представительными органами из собственного состава и возглавляют их, главы администраций назначаются по контрактам [16, с. 10].
Структура органов местного самоуправления представлена на рис. 1.
Органы местного самоуправления
Могут быть предусмотрены уставом муниципального образования
Обязательное наличие
Избирательная комиссия муниципального образования
Иные органы местного самоуправления
Контрольный орган муниципального образования
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)
Глава муниципального образования
Представительный орган муниципального образования (городская Дума поселковый совет Земское собрание)
Рисунок 1 – Структура органов местного самоуправления [18, с. 654]
В разных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ местная администрация отнесена к числу обязательных органов местного самоуправления.
В настоящее время, в системе органов местного самоуправления местная администрация занимает особое место как исполнительно-распорядительный орган, осуществляющий функции управления в социально-хозяйственной и финансовой сферах на территории муниципального образования.
Формирование структуры местной администрации представляет собой организационное закрепление тех или иных функций муниципального управления за отдельными управленческими подразделениями и должностными лицами [3, с. 62].
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Им может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования [13, с. 46].
В соответствии с ч.7 ст.37 ФЗ № 131, местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Для организации работы исполнительных органов необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы и другие структурные подразделения [7, с. 21].
Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами, бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др.
Следует отметить, что свою деятельность местная администрация и ее отраслевые и функциональные органы осуществляют в тесном взаимодействии с представительным органом местного самоуправления.
1.2 Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления
В части 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2].
Ранее, Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2009г.) не предусматривал обязательного наличия данного органа, хотя в большинстве (практически во всех муниципальных образованиях, за исключением небольших сельских поселений) такой орган существовал на основании законов субъектов РФ и уставов муниципальных образований.
Почти во всех законах субъектов РФ о наименованиях органов местного самоуправления исполнительно-распорядительные органы именуются местными администрациями. Но в отдельных субъектах РФ применяются иные наименования (например, в Республике Татарстан – исполнительные комитеты, в Архангельской области общее наименование местной администрации – исполнительно-распорядительного органа – мэрия) [9, с. 215].
Конституционно-правовой статус местной администрации подразделяется на следующие элементы:
1. Место и функциональное значение местной администрации в системе местного самоуправления.