Файл: Характеристика советского государства и общества за 19411953 гг. основные черты, перспективы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Характеристика советского государства и общества за 1941-1953 гг.: основные черты, перспективы развития.
Экономика
Победа во Второй мировой войне досталась СССР чрезвычайно дорогой ценой. Война ураганом пронеслась над наиболее развитыми в экономическом отношении районами. Разорению подверглось большинство промышленных центров в европейской части страны. Военное лихолетье прошлось и по основным зерновым областям - Украине, Северному Кавказу, Поволжью.
Послевоенную разруху, трудности восстановления народного хозяйства усугубила жесточайшая засуха 1946 г. Солнце безжалостно уничтожило посевы зерна в Молдавии, на Украине, в Центрально-черноземных областях, Поволжье, на Северном Кавказе. Сельские районы и города охватил голод. Точных данных о количестве его жертв нет. Сам факт голода тщательно скрывался властями, в официальных партийно-государственных документах употреблялся термин «продовольственные затруднения».
29 августа 1946 г. правительство сообщило о решении отложить отмену карточной системы на год ввиду засухи в ряде районов СССР и сокращения государственных запасов. В начале сентября на места было разослано сообщение о повышении пайковых цен на продовольствие. Реакция населения была резко отрицательной.
Историк В.Ф. Зима, исследовавший причины и последствия голода 1946 - 1947 гг. в СССР, полагает, что в целом по стране в послевоенные годы голодало около 100 млн. человек, а всего с 1946 по 1948 гг. от голода и вызванных им болезней погибли около 2 млн. человек, в том числе в Российской Федерации не менее 500 тыс.
В условиях нехватки собственных продовольственных ресурсов советское правительство оказывало продовольственную помощь другим странам, в первую очередь восточноевропейским, которым навязывался социалистический путь развития. Только в 1946 - 1947 гг. в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию и другие государства из СССР было отправлено 25 млн. т. зерна.
В отличие от стран Запада, которые по плану госсекретаря США Д. Маршалла в 1948 - 1952 гг. получили до 17 млрд. долл., СССР при восстановлении экономики почти целиком рассчитывал на собственные внутренние ресурсы. Заметную роль сыграли лишь немецкие репарации (4,3 млрд. долл.), принудительный труд 3,2 млн. немецких и 600 тыс. японских солдат и офицеров, находящихся в советском плену.
В середине марта 1946 г. вновь избранный Верховный Совет СССР утвердил пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг. Основные задачи пятилетки заключались в восстановлении пострадавших районов страны, довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства. План предполагал выйти на довоенный уровень (1940 г.) в течение двух лет - к 1948 г., а до конца пятилетки значительно превысить его.
Конкретные задания пятилетнего плана гласили:
- «Завершить в 1946 г. послевоенную перестройку народного хозяйства, использовать производственную мощность военной промышленности для дальнейшего увеличения экономической силы Советского Союза».
- «Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение вооруженных сил Советского Союза новейшей техникой».
- «Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления, для чего всемерно поднять пищевую промышленность, развернуть массовое производство предметов широкого потребления, умножить колхозные доходы, увеличить товарооборот; отменить в ближайшее время карточную систему, заменив ее развернутой культурной советской торговлей».
На встрече с избирателями в феврале 1946 г. Сталин говорил о предстоящих перспективах развития экономики страны, делая упор на тяжелую промышленность. В условиях перехода от войны к миру встал вопрос о путях развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности осуществления сложившейся модели экономики.
Восстановление и развитие народного хозяйства на довоенной технической и технологической базе программировали его дальнейшее отставание от научно-технического прогресса. Достижения научно-технического прогресса применялись преимущественно в оборонной промышленности, которая стеной секретности была отгорожена от гражданского сектора.
В конце 40-х гг. был продолжен курс форсированного индустриального развития Советского Союза на прежних административных методах управления. Колебания от внеэкономического принуждения к материальному стимулированию закончились. Несмотря на частичную конверсию оборонной промышленности, военно-промышленный комплекс (ВПК) получил дальнейшее развитие. Военные расходы отнимали до четверти национального дохода страны.
Эти огромные расходы, высасывая все соки из народного хозяйства, способствовали быстрому наращиванию советской военной мощи:
- 1947 г. - принят на вооружение 7,62 мм. автомат М.Т. Калашникова (АК-47) - самое массовое автоматическое стрелковое оружие;
- октябрь 1948 г. - проведены успешные летные испытания баллистической ракеты Р-1 (дальность 270 км.), совместного детища конструкторских бюро С.П. Королева, В.П. Глушко (двигатели), Н.А. Пилюгина (системы управления), В.П. Бармина (наземное оборудование). Решением правительства от 28 ноября 1950 г. комплекс с баллистической ракетой Р-1 был принят на вооружение Советской Армии;
- 29 августа 1949 г. - взорвана отечественная атомная бомба, созданная усилиями советских ученых, в первую очередь И.В. Курчатова, Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдовича и А.Д. Сахарова.
Ракетно-ядерная гонка между СССР и США требовала колоссальных ассигнований. Американцы определили стоимость производства атомной бомбы в 2 млн. долл. В Советском Союзе подобные сведения находились под секретом, но вряд ли сильно отличались. По пятилетнему плану на 1951 - 1955 гг. только на строительство и реконструкцию предприятий ракетного производства ассигновалось около 6,4 млрд. руб. Роста капиталовложений в оборонный сектор экономики можно было добиться за счет (или в ущерб) других отраслей народного хозяйства, и в первую очередь - деревни и легкой промышленности.
Распределение капиталовложений в промышленность СССР в 1945 - 1950 гг.:
Сельское хозяйство держалось на внеэкономическом принуждении. Власти указывали крестьянину порядок выполнения полевых работ. Уборку зерновых необходимо было завершить в течение 18 - 20 дней. Вслед за косовицей требовалось организовать вязку снопов и складирование их в копны. Предписывалось осуществить тщательный сбор колосьев, широко привлекая к этому школьников. К обмолоту зерна нужно было приступать не позднее 5-ти дней после начала косовицы. Заготовительным органам вменялось в обязанность как можно скорее вручить колхозам обязательства по поставкам государству сельскохозяйственной продукции, исходя из того, к какому разряду урожайности отнесен тот или иной колхоз, «пресекая при этом всякие антигосударственные попытки, направленные к занижению урожайности и тем самым к искусственному снижению размеров натуроплаты». Судам указывалось «строго карать расхитителей хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, вплоть до применения закона от 7 августа 1932 года».
Кроме натуральной оплаты (зерно, картофель) за свой труд на общественных полях, колхозники получали деньги. Доходы большинства колхозов были низкие, не обеспечивающие достаточную оплату труда и необходимое расширение производства. В 1949 г. более половины колхозов страны имели ежегодный доход менее 50 тыс. руб. (в ценах тех лет). Этого едва хватало на самое необходимое, без чего ведение сельскохозяйственного производства вообще было немыслимо. Удельный вес денежных поступлений от колхоза в совокупном доходе семьи колхозника был невелик - всего 20%. Продукты питания - картошку с молоком (основная еда послевоенного поколения) - колхозники получали из личного подсобного хозяйства (подворья), а большую часть денежных доходов - от продажи продуктов горожанам.
В связи с административной реорганизацией органов управления сельским хозяйством на местах началась организация самостоятельных краевых, областных и районных отделов земледелия, технических культур, животноводства, а МТС были поделены между тремя министерствами в зависимости от специализации колхозов. В итоге возникла громоздкая система органов управления, порождавшая параллелизм и путаницу в руководстве, а численность управленцев выросла в два раза.
Реорганизация была осуществлена без учета особенностей сельскохозяйственного производства, где невозможно отделить полЕводство от животноводства.
Помимо работы в колхозе, каждый крестьянин должен был в обязательном порядке заплатить сельскохозяйственный налог государству за пользование личным подворьем. Сельхозналог был одним из источников пополнения государственного бюджета, львиная доля которого тратилась на форсированное развитие тяжелой индустрии, так называемой группы «А» - «производство средств производства». Правительство неоднократно пересматривало нормы доходности крестьянских хозяйств - в 1946, 1948 и 1952 гг. Если в 1940 г. крестьяне и единоличники выплатили государству 2,4 млрд. руб. сельхозналога, то в 1952 г. - уже 8,7 млрд. руб. Колхозник, имевший в хозяйстве корову, свинью, двух овец, 0,15 га земли под картофелем и 0,05 га грядок овощей, платил в 1940 г. 100 руб. сельхозналога, в 1952 г. - уже 1 116 руб. Не имея возможности рассчитаться с государством по налогам, крестьяне вырубали фруктовые деревья и забивали домашний скот. Для уплаты сельхозналога колхозник вынужден был продавать на рынке почти всю произведенную на личном подворье сельхозпродукцию.
Государственная политика по отношению к деревне послевоенных лет отрицательно сказывалась на развитии советской экономики. Колхозники старались выработать обязательный минимум трудодней, чтобы не попасть под суд, а в дальнейшем не особенно утруждали себя работой на общественных полях и фермах, сосредотачиваясь на работе на приусадебном участке размером в 50 соток, который был, по сути, единственным источником их существования. Частыми стали случаи, когда колхозники использовали часть заброшенных колхозных земель для посевов овощей и т.д. для себя. Многие не отрабатывали и необходимого минимума трудодней. Когда ситуация «тихого саботажа» в колхозах стала очевидной для властей, были приняты дополнительные меры по ужесточению внеэкономического принуждения.
19 сентября 1946 г. увидело свет постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». В этом документе подвергались резкой критике «раздувание штатов управленческого и обслуживающего персонала», «растаскивание колхозного имущества» районным начальством, «нарушение демократических основ управления колхозами», «увеличение приусадебных участков» и «неправильное расходование трудодней». Вслед за постановлением началась кампания по изъятию «незаконно захваченных земель» и наведению порядка в учете трудодней, проводимая в соответствии с советской карательной практикой. В сентябре 1946 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «Об экономии в расходовании хлеба», которое предусматривало снижение норм выдачи хлеба иждивенцам и детям, снятие с продовольственного снабжения ряда категорий иждивенцев, рабочих и служащих предприятий местной промышленности, МТС и совхозов. Тем
самым советское руководство увеличивало, несмотря на надвигающийся голод, свои продовольственные запасы, дававшие возможность дотянуть до нового урожая.
Эта мера была жестокой. Миллионы мальчишек и девчонок, едва переживших ужасы войны, в большинстве своем оставшиеся без отцов, вынуждены были вместо школы идти ради продовольственной карточки либо на завод, либо в ремесленное училище, где они получали бесплатный обед и форменную обувь и одежду. Многие рабочие местной промышленности, МТС и совхозов отважились на протест в форме отказа от выхода на работу, случались избиения ответственных партийных работников. По стране поползли слухи: «На заводе «Большевик » уже повесились 10 женщин из-за того, что нечем кормить детей… Это делают вредители - хозяин отдыхает в Сочи, вот они и вредят…». Распространялись листовки, анонимные письма. Но явления эти были единичными. Основная же масса населения молчала.
В феврале 1947 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), посвященный положению дел в сельском хозяйстве. Ничего нового в его решениях не прозвучало. Резолюция пленума по-прежнему ставила задачу восстановления довоенного уровня валового сбора зерна в течение трех лет, выполнения заданий пятилетнего плана: в 1950 г. собрать 127 млн. т. при достижении средней урожайности в 12 центнеров с гектара. Достигнуть такого результата предусматривалось экстенсивным и административным путем, то есть посредством расширения посевных площадей, «улучшения руководства сельским хозяйством», ликвидации нарушений устава сельхозартели, устранения недостатков в организации труда колхозников, улучшения работы МТС.
2 июля 1948 г. Президиум Верховного Совета принял Указ «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни».
Указ давал право местной администрации решать вопрос о выселении в отдаленные края, главным образом в Сибирь, не только колхозников, но и единоличников. Решение о выселении принимали колхозные собрания и сельские сходы. В качестве профилактической меры применялось предупреждение. Всего за три месяца действия указа было выселено по стране 23 тыс. крестьян, из них по Российской Федерации - 12 тыс. Административной мерой власти добились от жителей деревни видимого послушания и лояльности. Опасаясь попасть в «черный список» на выселение, крестьяне выходили на общественные работы.