Файл: Характеристика советского государства и общества за 19411953 гг. основные черты, перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одновременно шла реабилитация жертв политических репрессий сталинской эпохи, но она была весьма непоследовательной и неполной. В 1956 – 1957 гг. было реабилитировано всего 60 тыс. чел, и реабилитация не коснулась большинства жертв сталинизма (членов антисталинистских группировок в большевистской партии, участников антикоммунистических движений, жертв коллективизации и т. д.).

Была проведена радикальная реорганизация советской политической полиции. Были ликвидированы Особое совещание и «тройки». Из состава МВД (создано в 1953 г. путем объединения МГБ и МВД) в марте 1954 г. выделился Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР. Из него было уволено около 20% личного состава. Многие руководители государственной безопасности были расстреляны (Л. П. Берия, нарком внутренних дел в 1938 – 1946 гг. и министр внутренних дел в 1953 г., В. С. Абакумов, министр государственной безопасности в 1946 – 1951гг., генералы В. Г. Деканозов, В. Н. Меркулов и др.). Другие были уволены, лишены генеральных званий и т. д. (министр внутренних дел Армянской ССР Григорьян, министр внутренних дел Азербайджанской ССР Атакшиев и др.).

В 1954 г. были ликвидированы 39 лагерных управлений и 16 тюрем, штат МВД сократился на 16300 чел., расходы на его административно – управленческий аппарат – на 250 млн руб. В 1959 г. был окончательно ликвидирован ГУЛАГ. На места сталинских кадров стали назначать новые, хрущевские кадры – армейских офицеров, партийных и комсомольских работников и т. д. При этом кардинально изменилось само положение политической полиции в советском государстве. Она была поставлена под партийный контроль (секретариата КПСС в центре и обкомов партии – на местах), и теперь ни один член партии не мог быть арестован без санкции партийных органов.

Другая заслуга Хрущева – Общее смягчение советского политического режима.

Более демократичным стало национальное государственное устройство СССР. Были несколько расширены права союзных республик. В 1954 – 1955 гг. из союзного в республиканское подчинение были переданы более 11 тыс. промышленных предприятий, автотранспорт и речной флот. В результате удельный вес предприятий республиканского подчинения в 1953 – 1955 гг. повысился с 31 до 47%. Расширились права республик в области законодательства и юстиции. К их ведению было отнесено законодательство о судопроизводстве, принятие гражданского, уголовного процессуальных кодексов. За союзными органами власти осталось право установления основ уголовного, гражданского процессуального законодательства и законодательства в области правосудия. Расширились права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого и районо – административного территориального деления. В 1957 – 1958 гг. была восстановлена автономия калмыцкого, чеченского, ингушского, карачаевского и балкарского народов.


Были восстановлены нарушенные в сталинскую эпоху нормы партийной и советской «демократии», шло их дальнейшее расширение. Регулярными стали съезды КПСС и пленумы ее ЦК. Полномочия народных судов были увеличены с 3 до 5 лет, появились товарищеские суды и добровольные народные дружины. По новому Уставу партии, принятому на XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.), предусматривалось постоянное обновление кадров во всех партийных органах (на 25 – 50%) на каждом отчетно-выборном собрании, конференции и съезде. На 50% должны были обновляться выборные органы местных партийных организаций (до райкома включительно), на 33% – областное и республиканское партийное руководство, на 25% – ЦК КПСС и его президиум.

В то же время демократизация советского государства в годы «оттепели» была непоследовательной и неполной.

Большинство жертв сталинского террора не были реабилитированы (жертвы коллективизации, депортаций из западных районов СССР и т. д.), а о реабилитации всех жертв советского коммунистического режима за полвека его существования даже не говорилось.

Реабилитация репрессированных народов также была неполной. Не была восстановлена автономия крымских татар и немцев Поволжья, а другие народы (чеченцы, ингуши и т. д.) добились восстановления своей государственности лишь путем тяжелой борьбы за свои права.

Началась насильственная русификация национальных окраин. В 1957 г. в 7 союзных республиках из 15 некоренное население (в основном русские) составляло 33 – 47%, а коренное население превратилось в национальное меньшинство (в Казахстане казахи составляли 30% населения, в Киргизии киргизы – 40%). Шла массовая смена национальных школ русскими (в связи с принятием в 1958 г. закона о добровольном изучении национального языка). В результате к началу 60-х гг. исчезли все белорусские школы, украинские школы в Крыму и Донбассе и т. д. Ускорилась русификация языков нерусских народов. В азербайджанском словаре 1958 г. русских слов в два раза больше, чем в словаре 1929 г., в узбекском словаре около 20% лексики было русского происхождения. В большинстве вузов союзных республик обучение шло на русском языке.

Советский коммунистический режим жестоко расправлялся с любой оппозицией в СССР и за его пределами. В мае 1954 г. после подавления восстания политических заключенных в одном из самых крупных советских лагерей Кенгире (около Караганды) 6 его руководителей были расстреляны, а около 400 заключенных получили новые сроки. В августе 1959 г. при подавлении рабочих волнений в г. Темиртау Карагандинской области было убито 16 чел., в июне 1962 г. в Новочеркасске Ростовской области, было убито 26 рабочих, еще 9 были расстреляны по приговору суда. Еще более жестоко подавлялось национальное движение на Украине. К 1956 г. были уничтожены последние отряды УПА, а в конце 50-х КГБ организовал убийство живших в ФРГ лидеров ОУН Льва Ребета (1957 г.) и Степана Бандеры (1958 г.). В 1958 – 1964 гг. на Украине были раскрыты две подпольных организации, члены которых были приговорены к длительным срокам лишения свободы (5-15 лет). В Литве последние отряды «лесных братьев» были ликвидированы в 1956 г., а многие арестованные в первые послевоенные годы националисты отбывали наказания до начала 80-х гг. Например, доктор философии Паулайтис впервые был осужден на 25 лет в 1946 г. (за редактирование националистической газеты «К свободе»), но, освободившись по амнистии в 1956 г., в 1957 г. получил новый срок – 25 лет – и вышел на свободу только в 1983 г. В результате из 79 лет своей жизни 35 лет он провел в заключении. В Грузии в марте 1956 г. антихрущевская демонстрация молодежи (ее участники расценили решения XX съезда как КПСС как «антигрузинские») была подавлена с помощью танков, что привело к гибели тысяч людей. При подавлении советскими войсками антикоммунистического восстания в ГДР (июнь 1953 г.) было убито более 50 чел., во время советской интервенции в Венгрии (октябрь-ноябрь 1956 г.) – около 3 тысяч.



Таким образом, советское государство в годы «оттепели» сохранило свой тоталитарный характер. Это наложило заметный отпечаток на реформы Хрущева.

· В 1957 г. он провел промышленную реформу. Были ликвидированы 25 промышленных министерств из 31 (сохранились только министерства, имевшие стратегическое значение, – министерство оборонной промышленности, министерство энергетики и др.), и руководство промышленными предприятиями на местах перешло к совнархозам, которым подчинялись все предприятия в их регионах. При этом вскоре выявились многочисленные недостатки новой системы управления промышленностью – разрыв экономических связей между регионами, натурализация экономики, усложнение бюрократического аппарата (распущенные министерства появились в Москве в виде технических комитетов, отделов Госплана и т. п., которые дублировали деятельность совнархозов).

· В 1958 г. была проведена сельскохозяйственная реформа. Машинно-тракторные станции (МТС) были ликвидированы, а их техника продана колхозам. Это дало и положительные результаты (концентрация сельскохозяйственной техники в одних руках, что позволяло более рационально ее использовать; расширение сферы рыночных отношений), и отрицательные (ухудшение финансового положения колхозов, долги которых государству в 1961 г. составили 2 млрд. руб.; потеря сельским хозяйством половины механизаторов, которые, не желая вступать в колхозы, уехали в город; сокращение производства сельскохозяйственного машиностроения).

· В 1962 г. была проведена самая радикальная хрущевская реформа – разделение всей советской управленческой структуры по производственному принципу. На всех уровнях управления, кроме союзного (в республиках, краях, областях и районах), партийные и комсомольские организации, а затем и исполкомы советов были разделены на промышленные и сельскохозяйственные. В результате де-факто исчезли главные звенья советской системы управления, обкомы и райкомы партии, что вызвало недовольство местной номенклатуры и стало одной из причин смещения Хрущева. Другая причина падения его режима – новые реформы, которые он готовил в 1964 г., – подготовка новой конституции СССР, предусматривавшей значительное расширение советской «демократии» (альтернативные выборы, введение поста Президента СССР и т. п.), новая реорганизация управления сельским хозяйством и др.


Таким образом, хрущевские реформы, призванные улучшить социально-экономическое положение СССР, провалились и привели к острому социально-экономическому и политическому кризису советского общества в начале 60-х годов.

  1. Национальная политика в 1950-е – 1960-е гг.

Национальная политика советской власти, так же как и социальная, не учитывала всей сложности межнациональных отношений в СССР. Брежнев исходил из того, что национальный вопрос у нас решен полностью и окончательно. Речь шла о дальнейшем сближении национальных республик, о единстве советского народа как новой социальной исторической общности.

Руководствуясь этими положениями, советская власть проводила линию на унификацию народов.

Особое внимание уделялось тогда развитию образования в национальных республиках. Там велось большое школьное строительство, готовились учебники на родном языке и учительские кадры. Учащиеся национальных школ изучали в обязательном порядке свой родной и русский языки. По закону о школе, принятому в 1958 г., преподавание в школах осуществлялось на родном языке; учащиеся имели право по желанию изучать один из языков народов СССР, на котором не велось преподавание в данной школе.

От граждан шел поток писем с просьбой об освобождении их детей от изучения национального языка в школах с русских языком обучения. Что касается детей нерусской национальности, то родители старались учить их в русских школах, которые являлись более престижными для продолжения обучения в высшей школе. Приходилось разъяснять родителям важность знания соответствующего национального языка.

Органы просвещения РСФСР учитывали запросы различных языковых групп:

тюркской,

финно-угорской,

абхазо-адыгской,

Азиатского Севера и других.

Нерусские дети учились в национальных школах но специальным учебным планам, программам и учебникам на родных и русском языках. В начале 1960-х гг. преподавание на родном языке велось в I-X классах башкирских и татарских школ, I—VIII классах якутских и тувинских школ, в I-V классах бурятских школ. В школах других национальностей РСФСР обучение на родном языке осуществлялось в пределах начальных классов.

Нередко наблюдалась принудительная русификация с целью ускоренного слияния различных относов в единую социальную общность – советский народ, что наносило вред естественному процессу укрепления сотрудничества и дружбы народов СССР.


Управление национальными экономиками

По темпам прироста национального дохода впереди шли РСФСР, Украина, Белоруссия, Армения, Киргизия, Узбекистан. Медленнее развивались Таджикская и Туркменская ССР. С середины 1970-х гг. темпы прироста национального дохода во всех республиках замедлились. Ожидаемого выравнивания в развитии народного хозяйства и социальной сферы не произошло.

В ряде республик складывалась однобокая экономика. Казахстан отличался быстрым развитием добывающих отраслей, находившихся в ведении союзных министерств, и ежегодным казахстанским миллиардом пудов хлеба, составлявшим вместе с хлебом РСФСР и Украины основу продовольственного фонда страны. В Узбекистане культивировалась монокультура – хлопок, в Киргизии – овцеводство. Средняя Азия отставала по уровню жизни от европейской части СССР.

Поскольку центральные ведомства не всегда учитывали национальные особенности и интересы республик, там появилось недовольство растущей регламентацией из Москвы.

Стали высказываться взаимные претензии по вопросам хозяйственного сотрудничества. В РСФСР сетовали на то, что республика теряет на поставках в общесоюзный бюджет топлива, лесоматериалов и электроэнергии. Республики Средней Азии обижались, что недополучают за хлопок и цветные металлы, а республики Прибалтики – за мясомолочную продукцию. Коренное население Средней Азии остро реагировало на разрушительное воздействие необдуманной мелиорации, вызвавшей экологические бедствия в районе Арала и Балхаша, осуждало перегибы в отношении религии.

Борьба республик с «влиянием русских»

В Закавказье и Молдавии русских обвиняли в разжигании национальной вражды между коренными народами. Прибалтика забила тревогу по поводу массового притока мигрантов из России.

В национальных республиках начало расти сопротивление политике центра в области языка и культуры, имевшей целью дальнейшую консолидацию многонационального советского народа.

Претензии национальных республик отчасти были справедливы. Многие союзные окраины сравнялись по уровню развития производительных сил с Российской Федерацией. Почти у всех народов появились свои кадры научной и творческой интеллигенции. Во всех республиках выявилась тяга к сохранению культурной самобытности коренных наций и умножению ценностей своей культуры.

Это стимулировало развитие движения за расширение прав союзных республик в рамках союзного государства