Файл: Характеристика советского государства и общества за 19411953 гг. основные черты, перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ухудшилось положение некогда господствующей в регионе православной церкви. В противовес этому стали интенсивно развиваться прочие религиозные течения и объединения. Бурно развивался баптизм. Появились пятидесятники, свидетели Иеговы, адвентисты. К середине 60-х гг. количество религиозных организаций в Красноярском крае увеличилось до 95.

Данному процессу способствовало то, что эти общины имели практику и опыт полулегального и нелегального существования, а при богослужении обходились без храмов и профессиональных священнослужителей. А высылка в край верующих из западных областей страны вела к оживлению деятельности «реакционных сект», таких как истинно-православные христиане, евангелисты, иеговисты.

В 1970-е гг. последовал новый виток административно-запретительных мер. Преследовались духовенство, религиозные проповедники, верующие, открыто выступающие против законодательства о религиозных культах. Осуществлялся жесткий государственный контроль за деятельностью религиозных организаций. Запрещалось проводить собрания верующих, назначать или избирать руководителей общин без разрешения властей, совершать религиозные обряды вне церкви, пользоваться услугами государственных типографий, организованно обучать детей религии, заниматься благотворительностью, строительством и ремонтом культовых зданий. Жестко контролировалась экономическая деятельность религиозных обществ.

Но вместе с тем уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. подобная практика пришла в противоречие с чаяниями общества. В это время социологическими исследованиями фиксировалось постепенное изменение отношения к религии со стороны общества, прежде всего творческой интеллигенции и молодежи, возрастание интереса к религии, ее роли в истории и культуре. Одновременно началось некоторое омоложение состава религиозных общин, в них появились и постепенно стали на первый план выходить молодые образованные верующие. Возникло и активизировалось правозащитное движение в религиозной среде (что органами власти фиксировалось как проявление политического экстремизма). Многие общины стали отказываться по принципиальным соображениям от регистрации -СЦ ЕХБ, свидетели Иеговы, АСД, пятидесятники. Усилились эмиграционные настроения. Благодаря миграционным процессам расширился конфессиональный и внутриконфессиональный спектр. регионе появились харизматические, католические, иудейские, мусульманские общины.


Постепенно представители власти стали осознавать, что отказ в регистрации религиозных обществ ведет не только к снижению уровня религиозности населения и религиозной активности верующих, но и к развитию религиозного экстремизма; регистрация религиозных обществ необходима не столько для верующих и духовенства, сколько для органов власти; что ликвидировать нелегальную деятельность можно только открытым признанием за верующими права собираться для отправления религиозных обрядов.

В эти годы был зарегистрирован ряд общин ЕХБ, АСД, ХВЕ, лояльно относящихся к советскому законодательству о культах, была упорядочена сеть старообрядческих и лютеранских религиозных объединений. Перестали использоваться прямые запреты и отказы.

С начала перестройки и курса на гласность и демократизацию общества эти тенденции проступали все более явственно. Стало ясно, что необходимы изменения в конфессиональной политике государства, исходящие из признания наличия у значительной части населения реальной потребности в религии. Сильным толчком в этом вопросе, который повлек за собой быстрые и существенные изменения, стало празднование 1000-летия принятия христианства на Руси. Так, в Красноярске были проведены торжественные литургии, заупокойные и юбилейные богослужения, к мемориалу «Победа» и к местам захоронений священнослужителей были возложены цветы. В краевом Доме актера прошла конференция «История христианства в Сибири и Енисейской губернии», выставка древнейших икон и изданий. Духовенство и церковный актив принял председатель крайисполкома.

Новое правовое решение этот вопрос получил в 1990 г., когда был издан Закон «О свободе вероисповеданий». Он зафиксировал изменившееся отношение общества и государства к религии и церкви. После выхода в свет нового закона взаимоотношения государства и конфессий коренным образом изменились. Религиозные организации получили права юридических лиц, обладания собственностью, свободу пропаганды вероучений. Государство отказалось от вмешательства во внутренние дела религиозных организаций и тотального контроля за их деятельностью. Начался процесс возвращения изъятых храмов, предметов религиозного культа

В период перестройки в Красноярском крае были официально признаны фактически все действующие религиозные объединения. Их количество увеличилось с 88 в 1985 г. до 123 в 1989 г., более чем в два раза возросла сумма их доходов.



Таким образом, советская власть полностью отделила все религиозные объединения от государства и в течение многих десятилетий вела линию на окончательное вытеснение религии из жизни общества и из сознания граждан. Однако в конце концов была вынуждена отказаться от такой политики.