Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

В своей работе мы взяли определение понятия, которое принадлежит кандидату психологических наук почетному профессору Соковиковой Н.Н. Согласно ее определению «Танцевальная культура это - выразительность исполнения, музыкальность, свобода, законченность жеста и танцевальной техники».

Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце - жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.

Классический экзерсис развивает чувство позы, музыкальность, пластику танца, пластику сценического движения. Танцевальная техника - это исполнение танцевальных элементов, исключающих кантиленность, музыкальность и одухотворенность пластики. Первая составляющая танцевальной культуры - танцевальная выразительность, она включает в себя движения рук, ног, корпуса и головы. Классический экзерсис в максимальной степени содействует развитию пластичности и выразительности исполнения.

Танцевальная техника, воспитанная при совершенствовании элементов и упражнений классического экзерсиса, становятся основой для воплощения танцевальной композиции в пластических формах. Наиболее полно музыкальность развивается в процессе органической связи выполнения упражнения с музыкальным сопровождением.

Вывод: На основе изучения научной методической литературы по проблеме воспитания танцевальной культуры мы пришли к выводу, что ученые А. Я. Ваганова, В.А Звездочкин, В.С. Костровицкая единодушно считают, что основой изучения всех видов танцев является классический экзерсис. Он имеет право первенства в освоении танцевального искусства в виду того, что он основан на классическом танце и представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, лишнего.


Деятельность различных творческих объединений (хореографических коллектив) основана на различных видах танцев: народных, современных, джазовых и др.

Выше мы указывали, что ученые единодушно пришли к выводу, что классический экзерсис является основой, стержнем процесса подготовки специалистов-хореографов любого профиля. Основываясь на этом положении, мы придерживаемся, мнения ученых о том, что танцевальная культура наиболее эффективно развивается посредством изучения классического экзерсиса.


Глава II. Реализация задач воспитания танцевальной культуры младших школьников
.1 Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь».


Методы можно разделить: словесные, практические, наглядные. Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические - на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, особенно в младших классах.

Дети воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Если педагог правильно формирует свои требования, и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.

Каждый педагог - хореограф в своем хореографическом коллективе имеет свои требования.

Одно из главных требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях.

В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, - всегда препятствие для творчества. «...Существует одно средство - железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» - писал К.С. Станиславский.

Руководителю детского танцевального коллектива, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.


Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, должна быть хорошо воспитана танцевальная культура. Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения - это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту. Без танцевальной техники не может быть творческого роста.

Одна из задач учебно-тренировочной работы - правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц - овладение танцевальной техникой.

Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно, и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца. Точность - это не простой профессиональный педантизм, не шаблон, не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически вдохновенное чувство танца, которое определяет зрелость и совершенство исполнительского мастерства.

Точность позволяет танцовщику обрести не только пластическую стройность, отчетливую фразировку движения, уверенность в своих силах, но и творческую активность. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники.