Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Произнося, слово хореография, некоторые люди подразумевают под этим термином балет, некоторые - народный танец, а другие - танец бальный. Те, кто связал свою жизнь с этим прекраснейшим видом искусства, знают, что этот термин намного шире, и включает в себя все проявления искусства танца.
Хореография была всегда, она появилась на свет, задолго до появления ее греческого названия, на заре человечества, в самом начале становления человеческой культуры. Уже в обществе первобытных людей, существовали танцы.
В справочной литературе даны различные понятия термина «хореография». Понятие хореографии (от греч. сhoreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений.
В переводе с греческого «хореография» означает «запись движения». Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя всё то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные, и современные - всё это мы называем хореографией.
Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. χορεία - танец, хоровод и γράφω - пишу) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
В энциклопедии понятие хореография определяется (от греч. Choreia - пляска и …графия) первоначально как - запись танца, затем - искусство сочетания танца, балета, с кон. 19 - нач. 20 вв. танцевальное искусство в целом.
Хореография как вид искусства - классического, народного, историко-бытового, современного танца, поэтому хореография-это средство воспитания широкого профиля.
Практические наблюдения и теоретические обоснования многих ученых свидетельствует о том, что различные виды искусства - живопись, скульптура, музыка, хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.
Хореография - искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться - неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщатся с юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность. Одно время в стране наблюдался общий спад интереса к хореографическому творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».
Из выше высказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.
Понятие воспитание мы раскрываем, ссылаясь на проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». В первом параграфе первой главы мы считаем, необходимым раскрыть сущность воспитания танцевальной культуры, для того чтобы выяснить действительно ли воспитание играет ведущую роль в танцевальной культуре.
Воспитание - организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства. Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.
В этой главе мы рассмотрим основное теоретическое обоснование отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме воспитания танцевальной культуры младших школьников, раскроем понятие "танцевальная культура", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории танцевальной культуры и ее особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства воспитания.
В настоящее время проблема танцевальной культуры широко изучается в диссертационных исследованиях, где даются различные определения данного термина. Приведем некоторые определения. «Танцевальная культура школьника - это сплав эмоционального переживания, любви к искусству, определенного типа поведения и внутренней культуры личности, которые проходят проверку по определенным критериям». Это понятие раскрыла в своем диссертационном исследовании Брусницына Е. Н.
Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, - это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Обучить искусству сочинения танца и создания танцевальных спектаклей можно лишь тех, кто имеет природные способности, призвание к этому роду деятельности, а также профессиональное образование. Главное на что должно быть обращено внимание преподавателя хореографии, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые.
Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе побуждает к исследованию феномена качества хореографической культуры в целом, свидетельствуя в пользу оправданности введения данного понятия в научный оборот педагогического знания. Такое явление, как воспитание танцевальной культуры, не может развиваться без концептуальных подходов, отражающих специфику составной части хореографической культуры.
Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Современной педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования учебного процесса в школе, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности. При этом следует отметить, что Ю.К.Бабанский, А.Ю. Бутов, В.В. Краевский, И.Я. Левнер, М.Н.Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные подходы к учебной деятельности школьников на основе творческого подхода.
Танцевальные формы хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, хореографическое искусство выступает специфической формой отражения действительности. Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно- педагогических и методических условий. Внешние воздействия рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при совпадении социального и личностного значения формируется положительное отношение к танцевальной культуре.
Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога-хореографа и школьника, которые в совместных усилиях совершают действия, направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.
Танцевальная культура школьника вбирает в себя эмоциональное переживание, любовь к хореографическому искусству вырабатывает внутреннюю культуру личности по определенным критериям личности.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества, как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.
В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Методики преподавания по хореографии Г.П. Гусева, Т. Барышникова, Н. Базаровой, В. Мей, Р.Л. Череховской.
Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.
В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
Принято считать:
от рождения до года - младенческий возраст,
от года до 3-х лет - преддошкольный возраст,
от 3-х до 6-ти лет - дошкольный возраст,
от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст,
от 12-ти до 15-ти лет - средний школьный возраст (подростковый),
от 15-ти до 17-ти лет - старший школьный возраст (юношеский).
В нашей курсовой работе мы взяли только младший школьный возраст. К 6-12-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Детское объединение дополнительного образования представляет собой коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.