Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

.2 Хореография как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьника
Хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.

Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер. Занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия.

Исполнение танца, несет в себе элементы художественного творчества. Танцор стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение. Воспитание танцевальной культуры у каждого школьника отмечалась по следующим критериям: овладение композицией, музыкальное сопровождение, этикет, костюмы, эстетическая выразительность, пластичность, настроение. На основе полученных данных создавались авторские технологии воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно - деятельного подхода.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве, и в жизни.

Таким образом, хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение. Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более системный характер.


Многолетняя работа педагогов-практиков в Домах и Дворцах культуры, в Детских школах искусств, в школьных хореографических кружках дает большой материал для обобщения как в вопросе танцевального образования и воспитания, так и в практике создания детского репертуара, на разных этапах развития отечественной хореографии в целом. Использование системы Ж. Далькроза в применении к танцу, разработанной Е. Коноровой, дало возможность включить музыку как полноправный компонент массового художественного воспитания в систему хореографической работы с детьми. В связи, с чем приобрела более четкий характер линия музыкально-танцевального развития детей и подростков на протяжении всего периода занятий в хореографическом кружке. Наша страна и республика имеют богатейшее наследие национальных танцев. Хореографами начали создаваться национальные танцы, адаптированные для детского исполнения. Богатство русских танцев нашло отражение в работе многих педагогов хореографов.

Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)

Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.

Народный танец - фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Историко-бытовой танец - танец прошлого века, ставший историческим, представляет собой переработку народного танцевального материала и отражает особенности определенной эпохи или среды.

Современный танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных движений.

Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык.

Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.



Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.

Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по-иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации.

Во время учебных занятий необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваться выразительности и пластичности исполнения, развивать координацию всех частей тела и овладевать техникой танца, составляющей одно из основных средств актерской выразительности.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [34]. Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам.

Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно.


Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Занятия детей танцами дисциплинируют, помогают лучшему согласованию мысли и действий, воспитывают одарённую, трудолюбивую, физически крепкую, творческую личность.
.3 Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе
Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы. Основой изучения классического танца является классический экзерсис.

Классический экзерсис - основа классического танца, состоящая из упражнений, способствующих: развитию мышц, связок; выработке выворотности, устойчивости, равновесия; а также воспитанию координации движений у танцовщика. Классический экзерсис воспитывает тело, учит свободно и пластично управлять своими движениями, и как указывает профессор А. Я. Ваганова, «правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.

Классический танец характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д.

Н.П. Базарова и В.П. Мей термин «классический танец» определяют как «совершенный, вечный, вневременной, запечатленный в лучших произведениях прошлого, сохраняющий ценность в настоящем» [2].


Для того чтобы танец стал средством эстетического воспитания, он должен быть воплощен в высокохудожественной форме. Достичь этой цели исполнитель может, только в совершенстве овладев средствами танцевального языка - его техникой. Понятие «техника» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение»На основе анализа методической литературы по хореографии мы установили, что ученые, педагоги-хореографы дают различные определения техники в хореографии. Так, например, С. Швецов отождествляет понятие техники с танцем. Он пишет: «Танец» - это техника, понимание музыки и умение двигаться под нее.

Согласно В.А. Звездочкину - техника это- правильность, мастерство, умение владеть своим телом.

Диапазон исполнительской техники в танце очень велик. Это дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до спектаклей.

В настоящее время для всех школ танца характерен строгий академический стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.

Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.

Фундаментом в танце является экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него.

Характер работы в танцевальном коллективе требует специальной обуви, в которой было бы легко и удобно танцевать. Обувь для занятия классическим экзерсисом нужна мягкая на тканевой основе, для того чтобы лучше «почувствовать» стопу, что способствует полному натяжению и развитию стопы.

Экзерсис начинается у палки, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.