Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Двигаться легко, свободно, без лишних физических усилий - значит уметь скрывать от зрителя все трудности своего мастерства, всю ту огромную затрату сил и энергии, которая происходит при этом. Малейшая стесненность в движении (головы, корпуса, рук и ног), недостаток физических сил, энергии и воли затрудняют, отяжеляют действия танцовщика, не дают ему возможности проявить всю полноту своего дарования.

Однако легкость движения в технике танца не просто «изящная невесомость» или показной оптимизм, это, прежде всего средство актерской выразительности, которое может быть использовано во всем своем пластическом многообразии. Легкость дает, приподнято- стройную. Как бы «окрыленную» пластику танцевального мастерства, особенно при выполнении поз, вращений и т.п.

В учебной работе легкость утверждается на основе гибкости, устойчивости, точности движения и безупречной музыкальности. Исполнение танцевальных па, должно быть во всем достаточно сильным, четким, решительным, увеличенным и разнообразным по своему характеру, но всегда легким, а не затрудненным и тем более тяжеловесным.

Не только легкость, но и мягкость движения является обязательным исполнительским элементом танца. Она предусматривает строгий, волевой и мужественный, а не слащаво - расслабленный характер движения. Расширяя диапазон движения, мягкость пластику танца слитностью, открывает возможности глубины, теплоты и тонкости выразительных средств. Жесткий, угловатый и «холодный» характер движения неприемлем, он ограничен и лишен разнообразия оттенков эмоциональной выразительности.
Танцевальный образ может отличаться лиризмом или, напротив, острой характерностью, предельным «накалом чувств», сильными, темпераментными, героическими и властными интонациями, но техника движения должна сохранять свою мягкость.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога».

.2 Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
Изучение научной и методической литературы по вышеобозначенной теме на основе выводов основоположников классического танца позволяет предложить следующие методические рекомендации.

Процесс воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе желательно проводить в два этапа.

Первый этап - подготовительный, он включает упражнения партерной гимнастики.

Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: - приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; - начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. воспитание танцевальная культура

В конечном счете, данные упражнения формируют выразительность исполнения как одну из составляющих танцевальной культуры.

Второй этап - основной, включающий в себя упражнения классического экзерсиса.

Для успешного воспитания танцевальной культуры у младших школьников детского хореографического коллектива руководителю - педагогу необходимо изучить основы преподавания классического экзерсиса и уметь практически донести их до детей. Экзерсис поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, его осанки, руководителю необходимо следить за тем, чтобы позвоночник ребенка растягивался в различных направлениях; растягивание должно быть не резким, без лишнего усилия, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений.

Движения ребенка должны быть легкими и медленными, контролируемые телом. На одном занятии должны присутствовать упражнения на все группы мышц, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. Преподавателю - хореографу необходимо добиваться ритмичности двигательной деятельности детей.

На втором этапе работы над классическим экзерсисом у детей закладывается развитие двигательных функций: выворотность и подъем ног, гибкости корпуса, шага, прыжка.

Особенно важно в процессе обучения экзерсису учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее - в танце.



Экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь 3 - х целей:

повысить гибкость суставов;

улучшить эластичность мышц и связок;

нарастить силу мышц - ног, рук, головы и т. д.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Руководителю детского танцевального коллектива необходимо знать методические особенности преподавания техники в детском танцевальном коллективе в процессе работы с упражнениями партерной гимнастики и классического экзерсиса необходимо учитывать возрастные особенности детей; учет количество детей в каждой группе - не более 15 детей; соблюдение времени проведения партерной гимнастики - 20-25 минут; учет санитарно-гигиенических требований к помещению, но и к выполнению движения, создание положительного эмоционального фона.

Говоря о культуре исполнения движений участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем сочетание выразительности исполнения, танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста.

Сущность воспитания танцевальной культуры зависит так же от позиции педагога, понимания главного смысла своей деятельности и готовности к работе такого рода. Особенно следует подчеркнуть, что учебный и воспитательный процесс должен строиться с учетом состояния здоровья и психофизиологической индивидуальности ребенка.

Вывод: в процессе реализации задач по воспитанию танцевальной культуры у младших школьников в хореографическом коллективе мы выяснили, что понятие «классический» означает эталонный, образцовый, вечный. На этом основании экзерсис является основой различных видов танца.

Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры в детском хореографическом коллективе помогут педагогу - хореографу наиболее эффективно осуществлять воспитание танцевальной культуры посредством классического экзерсиса.

Заключение
Изучение научной и методической литературы по выше обозначенной теме позволяет прийти к следующим выводам.

Мы выяснили, что понятие «танцевальная культура» содержательно наполняет направление эстетического воспитания средствами искусства. Дефиниция «танцевальная культура» раскрыта нами с опорой на исследование автора Бруснициной Е. Н., которая определяет данный термин как совокупность «выразительности исполнения, музыкальности, свободы, законченности жеста и танцевальной техники».


Нами выявлено, что современные исследователи придерживаются единодушного мнения о том, что наиболее эффективным методом воспитания танцевальной культуры является классический экзерсис.

Классический экзерсис воспитывает тело, учит свободно и пластично управлять своими движениями. Эта система движений делает тело подвижным, дисциплинированным и прекрасным, убирая и исправляя физические недостатки, создавая манеру танца и осанку.

Главный метод воспитательной работы младшего школьника в хореографическом коллективе, является классический танец, который характеризуется как система упражнений под музыкальное сопровождение, направленная на формирование осанки, крепкой спины, подвижности суставов, координации, устойчивости и т.д. Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники. Свобода и законченность жеста проявляются в культуре исполнения танцевальных постановок, в процессе овладения техникой танца. Жест в танце - жест музыкальный. Он обусловлен не только мелодической, гармонической и темпо - ритмической структурой музыкального произведения, но прежде всего содержанием танца или роли, теми событиями, переживаниями, состоянием героя, которые в них заключены.

По методическим рекомендациям воспитание танцевальной культуры младших школьников в детском хореографическом коллективе мы выяснили, что упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах.

Классический экзерсис, который поможет формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки, растягиванию позвоночника, легких движений, контролируемые телом, все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку, преподаватель добивается выразительности исполнения, воспитания танцевальной культуры и ритмичности двигательной деятельности детей.

Детский хореографический коллектив определен как коллектив детей, все члены которого объединены интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором их формирования и развития.


Мы пришли к выводу, что классический танец является обязательным для воспитания танцевальной культуры детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.

Литература
1. Амонашвили, Ш. А. Истина Школы [Текст]/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Сфера, 2006. - 206 с.

. Брусницына, Е. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н. Брусницина. - Москва, 2007. - 16 с.

. Брусницына, А. Н. Общая педагогика, история педагогики и образования

[Текст]: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13. 00. 01. / Е. Н. Брусницина. -

Москва, 2008. - 208 с.

. Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность [Текст]/ Л. Д. Блок. - М.: Планета, 2005. - 547с.

. Белов, М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства [Текст]/ М. Белов. - М.: Сфера, 2001. - 46 с.

. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии [Текст]/ Т. А. Барышникова. - М.: Респект, 2000. - 80 с.

. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст]/ Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.

. Васильева, Е. А.Танец [Текст]/ Е. А. Васильева. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.

. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: 2000 - 200 с.

. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / - Ростов н/Д.: - 2005. - 410с.

. Костровицкая, В. В. Школа классического танца [Текст] / В. В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Планета музыки, 2006. - 264 с.

. Кутасова, Т. С. Самодеятельный танцевальный коллектив [Текст]/ Т. С. Кутасова. - М.: Владос, 2000. - 112 с.

. Каплан, С. С. Методика классического танца [Текст]: Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой - Спб.: Изд-во АРБ, 2000. - 231 с.

. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]/ Т. Ф. Коренева. - М.: Владос, 2001. - 103 с.

. Костровицкая, В. В. 100 уроков классического танца [Текст]/ В. В. Костровицкая. - Л.: Планета музыки, 2006. - 262 с.

. Мессерер, А. Уроки классического танца [Текст]/ А. Мессерер. - М.: Планета, 2003. - 121 с.

. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Народное образование, 2005. - 248 - 252 с.

. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. - М.: 2000. - 243 с.

. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина [Текст] - М.: Тамбов: 2001. - 80 с.

. Пасютина, В. С. Волшебный мир танца [Текст]/ В. С. Пасютина. - М.: 2005. - 223 с.