Файл: Теоретикометодологические основы организации коммерческой деятельности на предприятии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что коммерческая деятельность — это совокупность организационно-хозяйственных операций, опосредующих обменные процессы актов купли-продажи в целях получения дохода.

Характерной особенностью является то, что для всей совокупности элементов коммерческой деятельности присущи интегративные свойства. Например, осуществляя закупочную деятельность, выступающей подсистемой коммерческой деятельности, происходит: выбор производителя товара, заключается коммерческая сделка, оформляется и подписывается контракт, происходит обмен, адаптация к происходящим событиям, продвижение товара. Данная подсистема представлена совокупностью таких элементов как: проведение закупки товаров, организация хранения, распределение товаров. Все это подтверждает тезис о том, коммерческая деятельность – это система. В границах данных подсистем реализуются коммерческие процессы и операции, которые обеспечивают необходимые количественно-качественные изменения. Объектом продаж становятся потоки товарно-материальных ценностей, которые поступают в обращение, а потом уходят к потребителям. Основные функции коммерческой деятельности определяются целями предприятия, с учетом его специфики и условиями внешней среды.

Функционирование системы коммерческой деятельности обеспечивают соответствующие материальные, финансовые, технические, трудовые ресурсы, а также необходимо соответствующее экономическое, организационное и информационное сопровождение.

Всю совокупность процессов и операций, которые происходят в сфере коммерции, делят на два вида: торговые (коммерческие) и производственные. Первые нацелены на реализацию функции купли-продажи, в целях получения прибыли и сопровождаются сменой формы стоимости. В их числе все торговые процессы, которые опосредуют операции купли-продажи. К ним относят организацию коммерческих отношений между продавцами и покупателями, изучение спроса покупателей товаров, организацию сбытовой рекламной деятельности, организацию сервисного обслуживания потребителей, организацию для них сопутствующих услуг, использование системы страхования товаров при доставке покупателю. Все перечисленные операции с сопутствующими торговыми процессами и представляют собой торговлю в широком понимании слова.


Некоторые производственные процессы имеют продолжение в сфере торговли. Среди них, такие как доставка товаров от производителя к потребителю, организация хранения, процесс управления товарными запасами, упаковка товаров, расфасовка, сортировка и другие. Эти операции и составляют вторую группу коммерческих операций, называемых производственными

Помимо сферы товарного обращения, коммерция присутствует и при продаже денег, технологий, продуктов интеллектуального труда и других реальных стоимостей.

Существует классификация коммерческой деятельности, которая предполагает деление ее на закупочную (материально-техническое обеспечение) и сбытовую.

Если принять к сведению, что на закупку материальных ресурсов оказывают влияние такие факторы как: свобода ценообразования, равенство прав партнеров в коммерческих отношениях, свобода выбора покупателями экономически выгодного продавца товаров. То в процессе организации закупки материалов необходимо анализировать и учитывать изменение цен на рынке, оценивать накладные расходы, возможности альтернативного выбора материалов.

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предмет розничной торговли – это отношения не только по поводу продажи товаров, но и отношения в процессе обслуживания покупателей, а также предоставления дополнительных услуг покупателям. Качественное обслуживание покупателей, максимальные удобства и минимальные затраты времени на совершение покупки определяют имидж предприятия. Все вышесказанное дает возможность выявить некую специфику организации процесса реализации товаров через розничную сеть, которая представлена следующей системой процессов:

-целенаправленная продажа товаров,

-обслуживание покупателей,

- организация послепродажного обслуживания.

Понимание сущности розничной торговли позволяет сформулировать ее основные функции:

-удовлетворить потребности населения в товарах;

-довести товары до покупателя, посредством оптимального их перемещения в пространстве и доставке к месту реализации;

-поддерживать баланс между спросом и предложением товаров;

-стимулировать производителя к расширению ассортимента и росту объемов производства товаров;



- совершенствовать технологию торговли с целью и улучшения обслуживания потребителей.

Различный характер предназначения продукции позволил классифицировать торговлю на следующие виды:

- интенсивную - продажа товаров повседневного спроса;

- нацеленную - продажа товаров конкретной группе покупателей;

- единую - продажа товаров для широкого круга покупателей, с применением активной рекламы;

- прямую - продажа средств производства и сырья;

- селективную - продажа как правило престижных товаров, которые требуют дополнительного послепродажного обслуживания.

Торговые предприятия, которые выходят на высоко конкурентный потребительский рынок обязано действовать согласно особым правилам. Основным на наш взгляд является: максимальное удовлетворение возможностей и пожеланий покупателя способствует максимизации объемов продаж товаров и ускоряет их оборачиваемость.

Лишь при условии реализации товаров предприятие имеет возможность получить желаемый размер прибыли и достичь своей цели. Капитал, торгового предприятия способен компенсироваться только в результате реализации товаров и необходимого уровня оборачиваемости, так как рыночные условия требуют реальной оценки динамики и адекватной отдачи оборотных активов, которые розничные торговые предприятия вкладывают в товарно-материальные средства.

Функции торгового предприятия обуславливают его задачи:

-изучать запросы и потребности в товарах с учетом покупательской способности;


-разработать ассортиментную политику;

- регулировать процессы поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров с учетом целей деятельности торгового предприятия;

- обеспечить планируемый товарооборот необходимым объемом материальных и трудовых ресурсов.

При решении данного круга задач особое внимание уделяется характеру взаимодействия розничного торгового предприятия с товаро-производящими предприятиями и оптовым звеном. Они вместе образуют некую технологическую цепочку доведения товаров до конечного потребителя.

Вышеперечисленные задачи розничной торговли, определяют направления его коммерческой деятельности:

- формирование оптимального ассортимента товаров с учетом потребительского спроса;

- организация закупочной деятельности;

- налаживание хозяйственных связей с поставщиками;

- организация сделок купли-продажи товаров, в результате которых заключаются коммерческие сделки, товарно-денежный обмен;

- гарантирование устойчивых конкурентных преимуществ при решении коммерческих задач.

Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, так как на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т. д. Торговля по уровню механизации труда является одной из самых отсталых отраслей. Особенно больших затрат труда требуют погрузочно-разгрузочные и складские работы, которые связаны с привлечением большого числа рабочих и вызывают простои транспорта. Многие операции (фасовка, внутримагазинное перемещение товаров и т. д.) выполняются вручную и на розничных торговых предприятиях. Здесь даже в большей степени, чем на оптовых предприятиях, преобладает малопроизводительный ручной труд. Поэтому одной из первоочередных задач использования достижений научно-технического прогресса в торговле является оснащение оптовых баз, складов и магазинов современными средствами для транспортировки, складирования, погрузочно-разгрузочных и других технологических операций с грузами.


Магазины должны оснащаться также высокопроизводительным фасовочным и весоизмерительным оборудованием, современными машинами и линиями для нарезки и вакуумной упаковки гастрономических товаров и т. п. Более широкое внедрение должны найти системы машин, включающие подъемно-транспортные механизмы для разгрузки транспортных средств на складах и в магазинах, средства для внутрискладского и внутримагазинного перемещения грузов, а также машины - отборщики грузов с мест хранения и т. д.

Широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков позволяет индустриализировать транспортирование товаров и создать более эффективную систему товароснабжения розничной торговой сети. При этом сокращаются затраты ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях, отпадает необходимость в повторных операциях по подготовке товаров к отпуску покупателям, повышается эффективность использования транспортных средств, торговых и складских площадей, сокращаются товарные потери и расходы на упаковку товаров.

Важное значение имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, автомагазинной продаже и т. д.

Одним из главных факторов существенного ускорения процесса реализации товаров и обслуживания покупателей является автоматизация контрольно-кассовых операций на основе современных высокопроизводительных электронных кассовых аппаратов. Для оснащения магазинов должны использоваться кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина.

Этим требованиям в наибольшей степени отвечает компьютерная касса, представляющая собой специально оборудованный компьютер. С ее помощью можно внедрить магазинные пластиковые карты, которые упрощают расчетные операции и позволяют систематически проводить работу по совершенствованию своей маркетинговой деятельности. Использование магазинных карт способствует росту товарооборота магазина и обеспечивает получение дополнительных заемных средств.

Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок. Одним из направлений научно-технического прогресса в розничной торговле является автоматизация процесса продажи товаров на основе торговых автоматов, а также создание автоматизированных магазинов.